«ЧКНС» протестует против переноса памятника жертвам репрессий в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Организация "Чеченский комитет национального спасения" выступает категорически против переноса мемориала жертвам сталинских репрессий на окраину столицы Чечни. В этом действии "ЧКНС" усматривает глумление над памятью погибших.
В поступившем в редакцию "Кавказского узла" специальном заявлении "ЧКНС", сделанном от имени чеченских беженцев, проживающих в Ингушетии, говорится: "Мемориал памяти жертв депортации, точнее - геноцида чеченского и ингушского народов, устроенного в 1944 году, находящийся в центре чеченской столицы города Грозного, в очередной раз подвергается глумлению со стороны представителей правящего в республике чиновничества".
"Нынешняя атака подведена под так называемый "генеральный план" развития Грозного, готовящегося помпезно отпраздновать свой почти двухвековой юбилей. И памятник почему-то посчитали "не вписывающимся" в этот помпезный "генеральный план" модернизированного города. А посему его решили выкинуть на окраину столицы уже не гипотетически, а конкретно и реально. Даже мэр М.Хучиев, выступивший более полугода назад резко против такой затеи, сегодня сам возглавил этот натуральный вандализм", - говорится в заявлении.
Члены "ЧКНС" считают, что находящийся в центре Грозного мемориал никоим образом не мешает развитию чеченской столицы, и лучшее место для него трудно найти. Свое мнение правозащитники мотивируют целым рядом аргументов:
"Во-первых, центр города, тем более столицы, - это сосредоточие всей активной жизни республики и ее народа, все наиболее значимые объекты принято располагать только в центральной части.
Во-вторых, данный мемориал - не обычный памятник, а некое подобие кладбища, где сосредоточены души всех жертв геноцида 1944 года (да и иных преступных эпох) в образе чуртов, олицетворяющих скорбь этих душ. Они так и призывают каждого прохожего вспомнить о бренности земной жизни, о зле и несправедливости, которые непреходящи на этой земле, призывают каждого вспомнить о самом для него святом и помолиться за всех, кто явился невинной жертвой независимо от "особенностей" эпохи и правящих режимов.
В-третьих, как свидетельствуют некоторые краеведы, он воздвигнут на месте старинного чеченского кладбища, как и некоторые строения вокруг, в которых располагаются государственные учреждения и службы.
В-четвертых, прямо по соседству с ним выстроен внушительный религиозный комплекс - Исламский институт и крупнейшая на Кавказе мечеть (копия стамбульской Аль-Софии). Даже самому непросвещенному обывателю ясно, что более подходящего места для такого мемориала не найти нигде, ибо, вписываясь в весь этот комплекс, он становится частью его.
В-пятых, даже в целях последующего "расширения" и строительства музейных пристроек к нему нет никакой необходимости перебрасывать его в какое-то другое место, тем более на заброшенную окраину. Мемориал занимает только около 60 соток земли и окружен одними пустырями, даже там, где раньше были тенистые аллеи и парки. А потому и возникает нериторический вопрос: что мешает нарисовать этот "генеральный план" развития города с учетом всех этих обстоятельств? Тем более что в него совершенно чудным образом "вписались" все не по плану выстроенные и никогда ранее здесь не бывавшие объекты и строения, как та же мечеть с Исламским институтом и ряд других памятников".
В заявлениии, подписанном председателем РОД "ЧКНС" Русланом Бадаловым, подчеркивается, что даже две прошедшие в Чечне войны не уничтожили мемориал, зато это готовы сделать "сами этнические чеченцы, которые так легко посмели покуситься на то, что является священным для любого чеченца и ингуша - учитывая, что дата 23 февраля 1944 года навсегда выбита в истории человечества кровью и телами всех вайнахов на этой земле".
"Перенос памятника на заброшенную окраину равнозначен совершенно бесцеремонному выбросу скорбной памяти на мусорную свалку. Этот шаг - не только издевательство над священной памятью, но и глумление над всем народом. Это - продолжение морального геноцида", - уверены в "Чеченском комитете национального спасения".
В то же время, организация приветствует само решение властей республики и города создать огромный мемориал памяти жертв репрессий. "Только непонятно, зачем ради этого уничтожать уже вписавшуюся как в колорит города, республики, так и в сознание народа, национальную святыню?" - недоумевают правозащитники.
"Мы настоятельно призываем власти, хотя бы перед памятью своих предков, родных и близких, одуматься и прекратить задуманный ими акт вандализма в отношении общенародной святыни, а все свои дальнейшие действия осуществлять только с учетом мнения всех жителей Чеченской Республики", - говорится в заявлении.
Как уже сообщал "Кавказский узел", подобную позицию относительно переноса памятника репрессированным в Чечне заняло Общество "Мемориал", стремящееся сохранить память о жертвах политических репрессий. Общество выражает крайнюю озабоченность в связи с переносом мемориального комплекса жертвам депортации чеченского народа 1944 года в Грозном и расценивает это как неуважение к памяти жертв геноцида чеченского народа. "Подобные действия могут лишь способствовать росту напряженности в республике", - говорится в специальном заявлении "Мемориала" по этому поводу.
По информации корреспондента "Кавказского узла" в Чечне, действия властей Грозного вызывают крайне негативную реакцию у многих местных жителей, однако открыто протестовать против подобных действий люди боятся.
"Иначе как варварством, кощунством и открытым глумлением над памятью нашего народа назвать происходящее нельзя", - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" один из жителей города Грозного, 66-летний Салах, чьи родители погибли во время депортации 1944 года.
"После нашего выселения чурты с наших кладбищ использовались для строительства дорог и различных построек. Но благодаря Джохару Дудаеву у нас в Грозном появился этот мемориальный комплекс, - сказала жительница Грозного Тумиша. - Нынешние власти могут как угодно объяснять свои действия, но иначе как вандализмом и дикой ненавистью к своему прошлому и настоящему, я это назвать не могу".
Несмотря на это, власти Чечни уверены, что перенос памятника и создание грандиозного мемориала памяти жертв репрессий явлется оптимальным решением для увековечивания событий 23 февраля 1944 года.
"С самого начала этот комплекс был построен в неудобном месте - на участке транспортной развязки дорог, где нельзя даже поставить машину, чтобы посетить данный комплекс, совершить религиозные обряды в день памяти жертвам геноцида. Даже элементарно провести экскурсии было невозможно", - заявил Рамзан Кадыров во время встречи с мэром Грозного Хучиевым 31 мая.
"Это трагичная дата для всего чеченского народа, и о его прошлом должно знать наше подрастающее поколение. Поэтому комплекс должен быть грандиозным со всеми удобствами для совершения религиозных обрядов, экскурсий и других мероприятий", - считает Кадыров.
Рамзан Кадыров поручил мэру Грозного активизировать работы по строительству нового мемориального комплекса, провести необходимое освещение, построить стоянки для автомобилей.
-
22 декабря 2024, 21:22
Более 2000 машин ожидают открытия проезда через КПП "Верхний Ларс"
-
22 декабря 2024, 19:32
-
22 декабря 2024, 18:34
Дипломаты призвали наказать убийц уроженца Дагестана в Иране
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26