Уполномоченный по правам человека в Чечне обвинил "Кавказский узел" во лжи и отсутствии этики
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев 12 января заявил, что на сайте "Кавказского узла" размещена информация об институте Уполномоченного по правам человека в ЧР, которая является "наглядной демонстрацией абсолютного незнания или умышленного распространения ложной информации, отсутствия элементарной журналистской этики и хотя бы поверхностной проверки передаваемой информации". По сути же, претензия заключается в неточном названии должности чиновника, наделенного функциями защиты прав человека в Чечне.
Недовольство было вызвано утверждением корреспондента "Кавказского узла" в одном из материалов, что должность Уполномоченного по правам человека в Чечне была фактически отменена в 2003 году, после избрания президентом Ахмата Кадырова, и что в октябре 2004 года Алу Алханов, подписав указ о назначении исполняющего обязанности Уполномоченного по правам человека, "ввел эту должность заново".
По словам Нурди Нухажиева, в 2003 году в Чечне института Уполномоченного по правам человека вообще не существовало. Назначен Уполномоченный был в феврале 2006 года, после принятия парламентом республики соответствующего закона. Формально данное утверждение соответствует действительности.
Однако чиновники, функции которых были подобны функциям Уполномоченного по правам человека в Чечне, действовали в республике с февраля 2000 года, когда Указом Президента России был учреждён пост специального представителя Президента РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике.
Средства массовой информации - например, "Независимая газета", ИноСМИ.Ru (при переводе на русский материала "Die Welt"), Радио "Свобода" - периодически называли занимавших данную должность Владимира Каламанова и Абдул-Хакима Султыгова "уполномоченными по правам человека в Чечне" либо "омбудсменами", не получая при этом обвинений в "умышленном распространении ложной информации" и отсутствии у них "элементарной журналистской этики".
21 января 2004 года, спустя 3,5 месяца после избрания президентом Чечни Ахмада Кадырова (5 октября 2003 года), специальный представитель Президента РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в ЧР Абдул-Хаким Султыгов был освобождён от этой должности указом Президента РФ Владимира Путина. Тем же указом была ликвидирована и сама эта должность.
Согласно информации РИА "Новости", в администрации президента тогда отметили: "В настоящее время в связи с прошедшими в Чечне президентскими выборами всю полноту ответственности за обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике несет президент Ахмад Кадыров".
В Кремле также подчеркнули, что Кадыров "ставит эти вопросы перед федеральными властями в весьма жесткой форме". Кроме того, сообщили в администрации, "работа будет также вестись председателем комиссии по правам человека при президенте России и членами этой комиссии".
Как заявил по поводу ликвидации должности спецпредставителя Президента РФ по обеспечению прав человека в Чечне тогдашний Уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов, главная проблема Чечни - "проблема обеспечения безопасности", а это - "компетенция не спецпредставителя по правам человека, а специальных служб". При этом Миронов отметил, что и другие проблемы - например, восстановления жилья, занятости населения и пр. - "уполномоченный может только ставить". Таким образом, как и "Кавказский узел", и другие СМИ, Сергей Миронов назвал спецпредставителя по правам человека в Чечне - уполномоченным.
Вновь пост чиновника с функциями защиты прав человека в Чечне был учреждён спустя 8,5 месяцев, новым президентом республики Алу Алхановым. Непосредственно перед своей поездкой на сессию ПАСЕ в Страсбург 6 октября 2004 года Алханов подписал указ о назначении исполняющего обязанности уполномоченного по правам человека. Им стал юрист Лема Хасуев.
Именно отсутствие 8,5 месяцев должности человека, специально занимающегося вопросами соблюдения прав человека в Чечне, имел в виду корреспондент "Кавказского узла" говоря о том, что должность уполномоченного по правам человека в Чечне "была фактически отменена в 2003 году", после избрания президентом Ахмата Кадырова, и что в октябре 2004 года Алу Алханов, подписав указ о назначении исполняющего обязанности Уполномоченного по правам человека "ввел эту должность заново".
Работу и функции государственных правозащитных структур в Чечне прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" известный эксперт по правам человека в Чечне, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, соавтор многих книг и докладов о положении с правами человека в Чечне, член Совета Правозащитного центра "Мемориал" и правления Международного общества "Мемориал" Александр Черкасов.
Правозащитник, в частности, напомнил о том, что история государственных правозащитных структур в Чечне после начала второй войны - длинна и многоступенчата. Зимой 2000 года, по соглашению с Советом Европы, после визита в Россию тогдашнего Еврокомиссара по правам человека Альваро-Хиль Роблеса, была утверждена должность специального представителя Президента РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике. Её занял Владимир Каламанов, ранее возглавлявший Федеральную миграционную службу (ФМС), который пробыл спецпредставителем президента по правам человека в Чечне до 2002 года.
В июле 2002 года спецпредставителем был назначен Абдул-Хаким Султыгов. Он пробыл на этом посту не долго и в скорости был уволен. Потом была введена должность исполняющего обязанности омбудсмена Чечни, которую занял бывший заместитель Каламанова Лема Хасуев, милиционер.
"По сути дела, новая структура наследовала старую, получила все её архивы. Функции у них были сходные, - подчеркивает Черкасов. - В принципе, и аппарат спецпредставителя по правам человека в Чечне, и и.о. уполномоченного по правам человека, и омбудсмен Чеченской Республики - это одна и та же структура, в которой наследовались, в значительной степени, и сотрудники, и документация. Отчасти, теми же оставались и задачи".
В качестве примера правозащитник привел проблему пропавших без вести, отметив, что она была одной из главных и для спецпредставителей, и для и.о. уполномоченного, и для уполномоченного, но в связи с тем, что в 2007 году исчезновение людей в Чечне упало в разы, сейчас в значительной степени стала пониматься как "проблема исчезнувших в прошлые годы", служащая источником нестабильности в регионе, так как в тысячах семей есть пропавшие и не найденные.
-
25 ноября 2024, 08:54
-
25 ноября 2024, 05:57
-
24 ноября 2024, 23:31
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25