Отставка Мурата Зязикова была неизбежной, считают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Отставка Мурата Зязикова с поста президента Ингушетии была неизбежной, поскольку он слишком явно утратил контроль над ситуацией в республике, переполнив чашу терпения федеральных властей, считают российские аналитики.
Премьер РФ Путин следовал логике "никогда не сдавать своих людей" и защищал Зязикова до последнего, но "отстрелы в республике велись каждую неделю", а темпы промышленного производства в Ингушетии согласно отчетам Росстата, сократились на 27 процентов, заявил корреспонденту "Кавказского узла", комментируя отставку Мурата Зязикова, российский политолог Дмитрий Орешкин.
"Принял решение президент или премьер, мы не знаем. Приказ подписал Медведев, скорее всего, после согласования с премьером Путиным", - заявил Орешкин. По его мнению, снятие Зязикова означает "сигнал, что власть пытается контролировать ситуацию".
При этом минусом данного решения Орешкин видит то, что исполняющим обязанности президента республики назначен "неизвестный военный". "Ингушетия - это суверенное государство, и можно было проявить больше уважения к его народу", - отметил политолог.
"Каждому народу нужно дать сформировать политическую элиту. На Кавказе это удалось в Адыгее, там не стреляют, казаки как-то ладят с адыгами, а явка на выборах не достигает 100 процентов", - заявил Орешкин. В целом же, по мнению политолога, политика на Кавказе "деградирует".
Политолог отметил, что ранее в Ингушетии большим авторитетом пользовался президент Руслан Аушев, но его не любили в Москве. Аушева обвиняли в помощи чеченским боевикам. На самом деле, считает Орешкин, Аушев проводил самостоятельную политику и не давал "бесконтрольно хозяйничать" федеральным властям. "Федеральные силовики стали устраивать лагеря на кладбище, разрушая местные ритуальные сооружения. Аушев этого не позволил, и это было плохо принято в Москве", - напомнил Орешкин.
Отвечая на вопрос, не связано ли снятие Зязикова с возможными планами правительства по объединению Чечни и Ингушетии, Орешкин заявил: "Возможно все, и Кадыров активно лоббирует эту идею". При этом, по мнению политолога, Кадыров вызывает все большее беспокойство у Кремля, поскольку "ведет самостоятельную политику, выдавливает федеральные структуры из республики, а также проводит самостоятельную внешнюю политику".
Орешкин отметил, что смена руководителя региона - не первый случай в ЮФО за последние годы. "После Беслана Дзасохова подержали некоторое время, чтобы это не выглядело как слабость Кремля, а затем сняли, - напоминает эксперт. - Формально его перевели на другую должность - он стал сенатором, однако проникновение боевиков на территорию республики и последующий захват школы не могли оставить безнаказанным". В числе других кадровых перестановок Орешкин отметил назначение главы Карачаево-Черкессии Бориса Эбзеева, а также назначение Дмитрия Козака вице-премьером, который будет курировать подготовку к Олимпиаде 2014 года в Сочи.
Независимый политический обозреватель и журналист Юлия Латынина также считает, что отставка Зязикова связана с тем, что "терроризм в Ингушетии стал бытовухой", и чаша терпения премьера Путина переполнилась. В частности, считает Латынина, это случилось тогда, когда в Ингушетии была обстреляна колонна военнослужащих. "Потери федеральных войск в Ингушетии сопоставимы с потерями в Грузии", - заявила она, напомнив также, что ранее, когда дом премьера забросали гранатами, было возбуждено дело по статье о хулиганстве.
"Слепо выполняя указания центра, этот человек дошел до того, что абсолютно не контролировал ситуацию в республике", - такой вывод делает Юлия Латынина, отмечая, что уровень контроля Зязикова над республикой был виден на примере задержания Евлоева у трапа самолета. По ее мнению, такое задержание говорило о том, что в другом месте его задержать было просто невозможно. "Более того, группа сторонников Евлоева нагнала одну из машин и разоружила похитителей. А потом подробности убийства, вплоть до того, кто нажал на курок, стали известны. У Кадырова такая ситуация была бы просто невозможной", - заявила Латынина.
"В Чечне, где была война, ситуация резко улучшилась. А Ингушетию Россия не контролирует. Один генерал ФСБ - как вся 58-я армия", - говорит журналистка, добавляя, что Зязиков позволил "эскадронам смерти" действовать в республике, и "в конце-концов, уровень бардака перешел все границы, а при этом Зязиков делал вид, что в республике все спокойно, и любая критика - происки Госдепа США".
Отвечая на вопрос, не связано ли, по ее мнению, снятие Зязикова с планами правительства по объединению Чечни и Ингушетии, Латынина заявила, что "Кадыров присоединил бы все, включая Ставрополье", но на практике возникнут серьезные проблемы. "Чтобы инкорпорировать Чечню, Кадырову пришлось бы отдать несколько министерских портфелей ингушам, а также бороться с настоящим ваххабитским подпольем, которое гораздо более радикальное, чем в Чечне, - поясняет свое мнение эксперт. - Ингушетия не хочет никакого присоединения, несмотря на братство вайнахов. Для Кадырова это была бы сверхзадача, и я не уверена, что Россия на это пойдет".
В заключение Латынина отметила, что новый президент Ингушетии окажется в сложном положении: "Зязикова боевики не трогали только потому, что при каком другом еще президенте они бы получили такую поддержку народа? - считает журналистка. - А новому президенту придется быть одновременно и федералом, и ингушом, а это очень сложна задача, даже если он генерал".
Отставка Зязикова - явное поражение партии силовиков, заявил председатель исламского комитета России и глава комитета по национальной политике Гейдар Джемаль. "Уход Зязикова связан не столько с действиями оппозиции, требовавшей его отставки, сколько обостряющейся борьбой в кремлевских верхах", - заявил Джемаль.
По мнению политолога, это событие стало логическим следствием других отставок силовиков со своих постов. Джемаль напомнил, что недавно в отставку был отправлен амурский губернатор Николай Колесов.
"В последнее время в прессе мы наблюдаем усиливающуюся критику в адрес правительства из-за неспособности справиться с кризисом, хотя имя Путина открыто не называется", - отметил Джемаль. По его мнению, некоторая "демократизация", которую можно увидеть в отставке Зязикова - условная. "Это вынужденная шаг, инструмент борьбы для демонтажа политической системы. Цель - окончательно преодолеть сопротивление группы силовиков в Кремле", - заявил Джемаль.
Как уже сообщал "Кавказский узел", 30 октября президент России Дмитрий Медведев своим указом отправил в отставку президента Ингушетии Мурата Зязикова. Временно исполняющим обязанности главы республики назначен замначальника штаба Приволжско-Уральского военного округа Юнус-бек Евкуров. Оппозиция Ингушетии заявляет о готовности сотрудничать с Евкуровым и благодарит Медведева за отставку Зязикова.
Между тем, сам Мурат Зязиков заявляет, что его уход с должности главы республики был абсолютно добровольным и связан с переходом на другую работу. Несколько часов назад в СМИ появились сообщения о том, что Мурат Зязиков может занять место помощника главы администрации президента России, сменив на этом посту Олега Кожемяко, назначенного губернатором Амурской области.
По мнению аналитиков, ситуация в Ингушетии в последнее время вышла из-под контроля местных властей во главе с Муратом Зязиковым, так как ингушский президент не смог заручиться поддержкой авторитетных лидеров местных семейных кланов. С другой стороны, региональная власть, по словам представителя "Мемориала" Александра Черкасова, пытками и похищениями настроила против себя ингушское общество.
Зязиков же, отвечая 25 октября на вопросы находящихся с коллективным визитом в Ингушетии иностранных журналистов о похищениях и убийствах мирных жителей, зафиксированных организациями "МАШР" и "Мемориал", и о возможности начала гражданской войны в республике, заявил: "Те, кто говорят о конфликте здесь - просто больные, единственная война, которую мы ведем - это война за продолжение строительства и обработку картофельных полей", добавив, что у критиканов "тараканы в голове". Такие слова президента Зязикова французские издания "Ле Пуэн" и "Журналь дю диманш" 30 октября.
-
25 ноября 2024, 08:54
-
25 ноября 2024, 05:57
-
24 ноября 2024, 23:31
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25