00:09, 29 марта 2009

Кисты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Кистины, кисти, кити - этническая группа нахов, проживающая в Панкисском ущелье Ахметского района Республики Грузия. Наиболее раннее упоминание этнонима - в "Армянской географии" Анания Ширакаци (VII в.) (кусты, кистк) и грузинской хронике XIII в. (кишты). В русских источниках XVIII - XIX вв. он заимствован из грузинской историографии, где термин кисты употреблялся и как общее название вайнахов, и как узкоэтническое понятие, обозначающее ингушей - жителей ущелья по рекам Кистинка и Армхи и чеченцев - жителей верховьев реки Чанты-Аргун.

В настоящее время кисты проживают в селениях Джоколо, Дзибахеви, Дуиси, Омало, Шуа-Халацани, Земо-Халацани, Биркиани, Хораджо, Чхатана. Чеченцы и ингуши называют их гуржиехар нохчий/вайнах - "грузинские чеченцы/вайнахи". Кистинский диалект чеченского языка представляет собой совокупность сельских говоров: джокойского, дуисского, омалойского. Часть из них - христиане, часть - исповедуют суннизм шафиитского толка (мазхаба).

Согласно литературным и архивным материалам, переселение чеченцев и ингушей в Панкиси относится к XVIII-XIX векам. Среди них были как мусульмане, так и приверженцы традиционной религиозной системы, центральное место в которой занимал культ Великого Бога - Воккха Дела (Дяла, Диела, Диели, Дээл; с утверждением ислама теоним осмысливается как одно из Божественных имен). В 1866 году "Общество по восстановлению православного христианства на Кавказе", учрежденное российскими властями в 1860 году в Тифлисе, пыталось рекрутировать священнослужителей из среды кистов, приступило к строительству духовных школ, для распространения грамотности, и церквей (в частности, в селении Джоколо; в конце XIX века в нем жили 187 христиан и 18 мусульман). Как и в других горных районах, христианизация населения принимала порой насильственные формы. Одновременно вели свою работу и мусульманские проповедники из Чечни, Ингушетии, Дагестана, Азербайджана. Так, преподавание арабского языка детям начал вводить прибывший в селение Дуиси (наиболее многочисленное из кистинских селений) мулла из Караджала (ныне - Телавский район Республики Грузия). В 60-х годах XIX века учение кадиритского шайха Кунта-хаджи нашло отклик и среди кистинов, некоторые под его влиянием встали на путь мистицизма. В 1898 году началось возведение мечети (меджиг) в Дуиси (546 чел. в конце XIX в.: 47 христиан и 499 мусульман; общая численность кистов на 1901 г. - 1352 чел.). Запрет на продолжение работ со стороны начальника Тианетского уезда, в административные границы которого входила тогда территория Панкиси, повлек вмешательство муллы Бакан-оглы из селения Белоканы (ныне - Белоканский район Республики Азербайджан) и муфтия Кавказа. В 1902 г. (или 1905 г.) мечеть была воздвигнута, строителем ее был пшав И. Кистишвили из селения Кварел-Цкали.

Кистины сохранили память о братьях Хангошвили - проповедниках ислама - Гебиша, Ахига и Нонги из селения Дуиси. Рассказывают, что старший, Гебиша, совершил хадж, по возвращении ревностно занялся религиозной деятельностью. Братья пригласили из Чечни сначала ученого-богослова Ваата, а после его кончины - муллу Курмахама. Прожив в Панкиси около десяти лет, последний вернулся на родину. Затем был приглашен лезгинский мулла Курбан; женившись на кистинке, он остался в селении Дуиси. С 1905 г. там служил чеченский мулла Тавсолта. В 1909 году из Азербайджана прибыл накшбандийский шайх Ис-эфенди (Иса-шайх), собравший вокруг себя учеников и возглавивший братство. Он умер в 1920 году в селении Дуиси. Последователи собирались в комнате своего наставника: мужчины вечером, с четверга на пятницу, женщины - в полдень по пятницам.

После установления Советской власти в Грузии (в 1921 году) мечеть в селении Дуиси была закрыта. В восстановлении и поддержании влияния братства кадирийа значительную роль сыграл Мачиг Мачаликашвили из селения Дуиси. Вернувшись из Ингушетии в 1927 г., он основал новую общину. В 1928 году чеченский шайх Аду создал отдельную ветвь (вирд): во время радений стали использовать барабан, было введено в норму ношение бороды, а также белых шапок. После отъезда шайха в Чечню вирдом руководил его преемник - местный мулла Керим Дуишвили. Муриды собирались каждое воскресенье в той комнате, где останавливался шайх Аду. В 1969 году за счет верующих мечеть была восстановлена, в ней снова стали совершать суфийские ритуалы (после нормативного богослужения; женские радения проходят под открытым небом). Религиозные гимны (назм) исполняются как на арабском, так и на кистинском языках.

Непременный атрибут руководителей (тхьамд) накшбандийских и кадиритских вирдов и их заместителей (туракх) - четки, чаще из 99 бусин (иногда встречаются и из 999 бусин - сюлхьанаш, солхьанаш). Сотая бусина, с которой начинается пересчет молитв, называется мулла и по сравнению с другими имеет более удлиненную форму. Каждая 33-я бусина отделена двумя отличающимися по размеру бусинами муталим (от араб. мута'аллим - "ученик"). Правила индивидуального пересчета восхвалений у приверженцев накшбандийа и кадирийа различны. Первые считают четки один раз в день, молитвы возносят поименно всем почитаемым ими авторитетам, начиная с пророка Мухаммада. Вторые отсчитывают по 200 молитв: первая сотня посвящается Пророку, Учителю (устаз) Кунта-хаджи и всем "святым" и шайхам от Мухаммада до Кунта-хаджи, вторая сотня - Пророку, устазу, отцу и матери совершающего молитвы.

Мусульманская обрядность тесно переплетена с древними традициями кистинов. Это проявляется и в повседневной жизни, например, на уровне обычаев приветствия. Гость, заходя в дом, здоровается первым: если его встречают мужчины, он приветствует их по-арабски, если женщины, то по-кистински. Мужчины отвечают по-арабски и по-кистински. Обращаться к женщине на арабском не принято.

Из мусульманских праздников кисты отмечают день окончания поста (маарх дастар) и праздник жертвоприношения (гурба де). У кистов принято посвящать жертву одному из членов семьи. Обычно четыре семьи сообща покупают корову или быка, причем тот, ради кого приносится жертва, должен погладить животное по спине. Жертвенное мясо делят на семь частей, одной угощают сирот. В месяц поста питание состоит из ужина в 7 часов ("когда на небе зажигаются звезды") и завтрака в 4-5 часов утра.

Помимо действующей мечети кисты совершают моления и у древних культовых сооружений. В 200 метрах от крепостных сооружений Балтагора расположено одно из них - Цу (чечен., ингуш. "божество", "святыня") или Циинд Гиург/Цминда Гиорги (груз., св. Георгий). В селении Чабано Тианетского района находится молельня Йерды Ганишаани/Йерды Ганишаанебис. Она была возведена сыновьями чеченца Даада, переселившегося сюда из Майстинского общества во второй половине XVIII века, - Тачо, Омани, Ганиша. Первоначальная постройка в виде ниши была восстановлена внучкой Ганиша. Почитается также древняя ниша Чвибиер Цу в ущелье Чобио, около селения Джоколо. Многие кисты ходят молиться в святилища Самеба Цу, Копала, Тушуол/Тушоли, а также в центральное святилище Тушетии - Лашарис Джвари в селении Чиго. Общность мест поклонения кистинов и горцев Грузии (тушинов, пшавов, хевсуров), совместное отправление ими некоторых праздничных обрядов обусловлены теснейшими связями горских народов на протяжении их культурно-исторического развития, устойчивостью древних представлений и традиций.

До 60-х годов XX века в Панкисском ущелье функционировали два суфийских вирда - Ис-эфенди (накшбандийа) и Аду-шайха (кадирийа). "Святые" могилы шайхов находятся: Исы - в селении Кабала Лагодехского района Республики Грузия, Аду - в селении Дышни-Ведено Веденского района Чеченской Республики Ичкерия. В настоящее время действуют несколько общин, в том числе и женские. Особое место в ритуальной практике кистинов отводится чтению Корана.



Источники:
  • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 2. — М., 1999;

  • Автор: Кавказский Узел

    Гласность помогает решить проблемы
    Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
    Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
    Темы дня
    НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

    05 ноября 2024, 12:36

    05 ноября 2024, 11:47

    04 ноября 2024, 17:36

    04 ноября 2024, 14:44

    Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Новый генплан нарушает права десятков тысяч жителей Краснодара, заявили собравшиеся на митинг горожане. Участники акции записали видеобращение на имя президента Путина с просьбой вмешаться в ситуацию. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405231 04 ноября 2024, 01:54 Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".18+ В Ереване прошла ежегодная акция "Возвращение имен". На ней участники зачитали более 150 имен репрессированных в годы советской власти. В Армении акция проводится в четвертый раз. Посетившие мероприятие рассказали корреспонденту «Кавказского узла» о репрессиях родственников и о том, почему важно не забывать те трагедии. 29 октября 2024, 23:28 Акция в Тбилиси: что требуют протестующие Акция в Тбилиси: что требуют протестующие НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Жители Грузии, не согласные с итогами парламентских выборов, вышли на протест и перекрыли проспект Руставели в Тбилиси. Они потребовали провести новые выборы под эгидой международной избирательной комиссии. Президент Саломе Зурабишвили выступила перед протестующими указав, что на выборах «украли» голоса избирателей. Оппозиционеры заявили, что не смирятся с итогами выборов со множеством нарушений. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405031 28 октября 2024, 23:15 Грузия протестует: последний шанс стать Европой Грузия протестует: последний шанс стать Европой НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Сторонники вступления Грузии в Евросоюз провели 20 октября шествие и митинг в Тбилиси. Акция прошла на фоне отказа членов Евросоюза от встреч на высоком уровне с правительством Грузии. Процесс евроинтеграции Грузии был приостановлен после вступления в силу закона "О прозрачности иностранного влияния". Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404782 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 20 октября 2024, 23:24 Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Только спустя полгода семьям, чьи дома пострадали от наводнения в Армении, начали выплачивать компенсации. Жители общины Алаверди рассказали, что на полученные недавно деньги начали восстанавливать свои дома. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404636 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 16 октября 2024, 19:19 Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot Встреча делегаций Чечни и Ингушетии после перестрелки в офисе Wildberries закончилась взаимными обвинениями и угрозами. Адам Делимханов призвал "рубить головы", рассказал член Национального совета Ингушетии Муса Албогачиев. При этом сам Албогачиев заявил: "Мы не можем прощать кровь, для этого есть свои хозяева — кровники". Кто прав? Кто виноват? Кому должна принадлежать компания Wildberries? — такими вопросами "Кавказский узел" не занимается. "Кавказский узел" беспокоят последствия этого конфликта для региона на фоне его дальнейшей эскалации. Вмешательство кадыровцев уже привело к кровопролитию. Теперь их провальная попытка примирения может запустить механизм кровной мести. 03 октября 2024, 19:11