Михаил Виноградов (президент Фонда "Петербургская политика"): "В России вопрос о власти не всегда решается на выборах"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
11 октября 2009 года - "единый день голосования" в субъектах Российской Федерации. Об особенностях нынешних выборов в регионах Кавказа и Южного федерального округа с корреспондентом "Кавказского узла" побеседовал президент Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.
- Михаил, как Вы оцениваете ситуацию с выборами в регионах Южного федерального округа - в Краснодарском и Ставропольском крае, в Волгоградской области? Есть какие-то отличия, может быть, есть свои особенности?
- В Волгоградской области существует феномен, если не фактического безвластия, то низкой концентрации власти. Высока вероятность замены главы региона, а "Единая Россия" не во всех районах смогла выдвинуть кандидатов на пост глав муниципальных образований, в том числе из-за сложных отношений губернатора и "Единой России". Там был опыт неудачных избирательных кампаний, - например, не так давно в Калачевском районе "единороссы" потерпели поражение. Хотя в Волжском (город-спутник Волгограда - прим. "Кавказского узла") на выборах мэра, скорее всего, все получится более или менее благополучно для "Единой России".
Что касается Астрахани – там наиболее резонансная, драматичная кампания выборов мэра города. Здесь была высока вероятность победы кандидата Олега Шеина, но, наверное, за последние два–три месяца мэру Астрахани Сергею Боженову удалось переломить негативный личный ход кампании, и сейчас его шансы существенно возросли.
И в Астрахани, и в Ростове все-таки губернаторы являются более серьезными, тяжеловесными политиками по сравнению с Волгоградской областью. К тому же шансы астраханского губернатора Александра Жилкина на сохранение поста, как показал последний список кандидатов, довольно высоки, и это, конечно, придает ему дополнительные силы, дополнительный импульс.
- Что Вы думаете по поводу выборов в Ингушетии? На Ваш взгляд, какая там будет явка?
- Сложно сказать, потому что, с одной стороны, существует определенная романтическая волна, связанная со сменой власти в республике. Это вообще первая полноценная избирательная кампания в Ингушетии. Раньше качество кампании сильно хромало и особо за реальную явку никто не боролся. С другой стороны, существует риск, что будут теракты в день голосования. Поэтому многое будет зависеть от того, как он будет проходить.
- По словам члена ЦИК РФ Сиябшаха Шапиева, социологические опросы показывают, что явка на выборах в Ингушетии будет очень высокой. Вы можете с ним согласиться?
- Гипотетически это возможно, поскольку сейчас в Ингушетии всё-таки политические тенденции отличаются от того, что есть в среднем по России, - там достаточно высокий уровень поддержки нынешних российских властей, и в списках партий представлены представители самых главных авторитетных фамилий. Возможно, благодаря этому высокой явки можно добиться.
- Президент Ингушетии Ю.-Б.Евкуров говорит, что все списки будут исследованы, и каждого персонажа проверит ФСБ, МВД. Оппозиционер Макашарип Аушев заявляет, что руководители районов поставили себя на первых местах в списках от "Единой России", - при этом он отмечает, что при Зязикове не было такой наглости. Это говорит о какой-нибудь тенденции?
- При Зязикове не было системы местного самоуправления, и главы районов избирались. А поскольку, по нынешней системе глава района избирается депутатами, то внесение на первые места в списки глав районов может быть связано с этим. В любом случае, политическая ситуация в Ингушетии более здоровая при Евкурове, нежели при Зязикове.
- Насколько сейчас активна и сильна оппозиция в Ингушетии?
- Если говорить об оппозиции мирной, то она, наверное, раздроблена, поскольку часть представителей оппозиции так или иначе пришли в команду Евкурова. И текущие выборы вряд ли станут катализатором активности оппозиции. Если говорить о вооруженной оппозиции, то она весьма активна, это достаточно очевидно.
- Но в выборах она не участвует.
- Если говорить про оппозицию, формально представленную в лице политических партий, то та же "Справедливая Россия" достаточно подконтрольна действующей власти, а где-то даже "Единой России".
- После прихода Евкурова и чисток среди чиновников, на Ваш взгляд, в Ингушетии выросло доверие населения к власти?
- Думаю, что да. Это связано с действиями Евкурова: публикацией номера его мобильного телефона, делах о коррупции и т.д., и с жестким негативом, который был в последние годы при Зязикова. На фоне Зязикова Евкуров в любом случае получает поддержку.
- В связи с этим можно ли ожидать повышения прозрачности на выборах?
- Я думаю, что сегодня в России вопрос о власти не всегда решается на выборах, поэтому прозрачность обычно связана с условиями политической конкуренции. Я бы не сказал, что реальный уровень политической конкуренции на выборах в Ингушетии очень высок.
- Как Вы оцениваете выборы мэров городов Грозного, Гудермеса, Аргуна, Ачхой-Мартана? Сможет ли кто-то составить нынешним главам администраций конкуренцию?
- Сегодня это кажется маловероятным. Я знаю, что в Грозном интрига была связана с участием в выборах действующего офицера ФСБ – Блинова. Это был достаточно неожиданный ход, он выглядел как некая видимость конкуренции. Потому, что уровень конкуренции на выборах в Чечне достаточно низкий. Со снятием Блинова с выборов, наверное, вопрос об интриге окончательно закрыт. В Чечне итоги выборов предсказуемы, и там, конечно, существенно большую значимость, чем в Ингушетии, будет иметь административный фактор.
- Выдвижение Блинова на выборы могло быть попыткой федеральных силовых структур провести своего человека?
- Я бы осторожно к этому относился - к такой гипотезе – потому, что тема сложных отношений Кадырова и российских спецслужб традиционно дискутируется, но, по ряду сообщений в последние несколько месяцев, ясно, что накал конфликта снизился.
- В списках в Ачхой-Мартане и Аргуне присутствуют бывшие боевики – о каких процессах это говорит?
- Это говорит о том, что бывшие боевики интегрируются в правящую элиту. Это вообще-то не секрет, это курс чеченизации, который был выбран в своё время. Федеральной властью была выбрана кандидатура Кадырова-старшего. Этот курс предполагает интеграцию части бывших боевиков. Думаю, что здесь нет сенсации. России пришлось пойти на довольно серьезные политические, имиджевые уступки, которыми она платит за процесс выстраивания сегодняшней политической системы в Чечне. Хорошо это или плохо – это оценивать, наверное, российским избирателям, политическому руководству. Задача эксперта – характеризовать тенденции, а не этическую сторону.
- Что Вы думаете про избирательную кампанию в Дагестане?
- На выборах мэра Дербента наблюдается живая кампания. Идет борьба за избирателей, за федеральные лоббистские ресурсы. Оба кандидата ищут поддержку на федеральном уровне - это ни для кого не секрет. Отчасти такая конкуренция связана, в том числе, и с предстоящим вскоре решением вопроса о том, кто будет главой Дагестана. Полномочия Муху Алиева завершаются, и, естественно, это придает дополнительную остроту и значимость выборам мэра Дербента.
В Дербенте основная интрига - кто победит. Насколько я понимаю, действующий глава чувствует себя достаточно уверенно, в то же время его конкурент Яралиев стремится транслировать на федеральном уровне тезис о том, что он имеет поддержку и сниматься не собирается. Оба кандидата рассчитывают бороться за победу.
- Как можно объяснить такую ситуацию, что ЛДПР, КПРФ, "Яблоко" выдвинули кандидатов не во всех регионах, в то время как "Единая Россия", "Справедливая Россия" - во всех 45-ти?
- В Волгоградской области не везде в главы районов баллотируются "единороссы". Но в целом понятно, что роль оппозиционных партий различается, ресурсов у них меньше. В ряде случаев, - например, в Чечне, - оппозиционные партии имеют скорее такую декоративную роль. Я так понимаю, что в этом году была некая команда федерального центра не препятствовать регистрации кандидатов, выдвигаемых политическими парламентскими партиями. Крупных скандалов, связанных с отказом в регистрации, их, по-моему, на юге России не было.
29 сентября 2009 года
С Михаилом Виноградовым беседовал собственный корреспондент "Кавказского узла" Александр Бакланов.
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08