Жители приграничных районов Грузии и Абхазии испытывают трудности при переходе границы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
С 25 января официально закрыта граница между Грузией и Абхазией. Однако жители приграничных районов пытаются найти способы перехода на сопредельные территории.
Представитель "правительства Абхазии в изгнании" в регионе Самегрело-Земо Сванети Торнике Киланава заявил СМИ, что официальная причина, по которой правительство Абхазии в Сухуми запретило переход через границу - это обустройство и реорганизация постов для российских пограничников, приступивших в прошлом году к несению службы на реке Ингури, разделяющей Грузию и Абхазию.
Таким образом, граница оказалась закрытой для большинства жителей Абхазии и Грузии, но жители Гальского района Абхазии все-таки находят способы, чтобы перейти на территорию Грузии.
Как рассказывает местное население в Зугдиди, с 25 января Служба государственной безопасности Абхазии прекратила выдавать разрешения на переход в Грузию. До этого пограничники пропускали людей или по пропускам, выданным официально этой службой, или нелегально. Плата за нелегальный переход составляла до середины января по 200 рублей с одного человека за переход, а за поклажу с товаром на продажу поборы на границе составляли от 200 до 1000 рублей.
"На Новый год больше людей пускали, больше проходили. Сегодня уже не пускают или пускают за очень большие деньги. Очень большими мы считаем 500 рублей. И то надо их очень просить, чтобы пропустить", - говорит таксист Мамука, который работает в Зугдиди, но живет в Гальском районе Абхазии.
Как говорит Мамука, в приграничной зоне по обеим сторонам Ингури ходят слухи о том, что к середине февраля запрет на пересечение границы будет снят.
В то же время, как говорят многие жители Зугдиди, многие люди предпочитают ехать не через пост на Ингури, а через села Нижней зоны Гальского района, где возможен нелегальный переход через границу.
"Есть объездные, очень плохие и очень длинные дороги и тоже за очень большие деньги. Но там люди наверняка проходят, по крайней мере, получше, чем через центральный пункт. Но это действует только для жителей Гали. А вот тех, кто еще дальше живет - Очамчира, Сухуми, то их вообще не пускают. Но и тех, кто добирается через объездные дороги, тоже задерживают - и сдают абхазам, в Гальскую администрацию И там взимают очень большие штрафы за незаконное пересечение государственной границы - от 2000 до 10 тысяч рублей", - говорит таксист Мамука.
Как говорят менялы валюты на базаре в Зугдиди, за время действия запрета на пересечение границы, количество жителей Гали не сильно изменилось.
"Если посмотреть, то незаметно, чтобы уменьшился поток людей из Абхазии, - говорит предпринимательница Наталья, меняющая валюту. - Я могу судить по тому, что у меня ничуть не снизилось количество клиентов, которые меняют российские рубли на грузинскую валюту".
Более того, как оказалось, среди уличных менял валюты работают и жители Гальского района. "Проходим через границу, платим по 500 рублей, здесь зарабатываем, а вечером переходим домой, - говорит один из них. - Раньше проще было, пока по 200 рублей брали, а теперь в 2 раза больше. Поэтому приходится оставаться здесь на день-два, а для этого нужно жилье снимать или, как некоторые, с родственниками в Зугдиди договариваться".
Этот же меняла рассказал, что множество жителей Гали приезжают в Зугдиди или Тбилиси, чтобы дешевле купить вещи и продукты, а потом продать их в Гали, Очамчире или Сухуми на рынке.
"Особенно часто в Сухуми возят - там и рынок большой, и оттуда что-то в Гали привезти можно. У каждого из таких "челноков" есть своя "точка" - у кого-то на рынке, у кого-то в оптовом магазине. Очень часто те, кто ездят в Тбилиси, скупают там новую одежду на рынке в районе Лило. А те, кто торгуют товарами second-hand, находят большие склады, где подержанные вещи продаются по весу: от 2 до 15 лари за килограмм. Несколько магазинов в Сухуми торгуют именно second-hand из Тбилиси. Да и в самом Гали тоже есть магазины, торгующие и одеждой, и косметикой, и продуктами из Грузии", - рассказал меняла.
Товарообмен между Грузией и Абхазией до сих пор осуществляется. На границе один водитель маршрутки рассказывает, что за последнюю неделю множество людей приехало в Абхазию с товарами.
"Везут помидоры, картошку, фрукты. В Зугдиди и Тбилиси все это дешевле, чем в Абхазии. На границе приходится платить большие деньги за ввоз продуктов, но это все равно выгодно", - рассказал водитель.
"Кто реально пострадал от запрета пересекать границу, так это водители маршруток, которые возят людей от Ингури до Сухуми и до Зугдиди. Если раньше за день с границы каждые полчаса отъезжала одна маршрутка, то с 25 января за день наполняется 3-4 маршрутки. Дошло даже до того, что маршрутки отходят от Ингури заполненные меньше чем наполовину: водители решили, что лучше поделиться друг с другом клиентами, чем отдавать всю выручку 2-3 водителям", - говорит водитель.
В Зугдиди местное население категорически отказывается говорить с приезжими журналистами, особенно, если они просят дать интервью для записи на диктофон. В свою очередь жители Абхазии более охотно идут на контакт с прессой и стараются ответить на вопросы. Три жительницы Гальского района, перешедшие границу, рассказывают, что до сих пор в некоторых случаях, Служба госбезопасности в Гальском районе дает разрешение на выезд, если причина визита весомая: рождение ребенка, серьезная болезнь, смерть родственников или свадьба.
"Я без проблем перешла. Получила разрешение, и теперь еду к родственникам. В среднем, каждые два месяца мне удается выехать к ним", - говорит женщина, назвавшая только свою фамилию - Данелия.
Еще две женщины сравнивают сегодняшнюю ситуацию на границе с той, которая была во время августовской войны 2008 года: "Теперь все проще стало. Достаточно только показать паспорт на границе - и нас пропускают. Пограничники уже знают в лицо тех, кто часто проходит. Они знают, что мы не шпионы и что проблем им не доставим: вовремя вернемся через границу. Поэтому некоторых они пропускают запросто".
Как говорит таксист Мамука, на самом деле, пограничники действительно знают местное население.
"Там сейчас стоят на пропуске абхазы. Они уже многих знают. Но за абхазами наблюдают русские. Мне, кажется, именно они контролируют границу и отдают указание, кого пускать, а кого не пускать. Легко пропускают тех, про кого действительно знают: человек идет к родственникам, а не занимается коммерцией. Среди коммерсантов есть особая категория, у которой есть родственные связи в администрации Гальского района или в правительстве Абхазии. У них тоже нет проблем. А вот обычным людям, так сказать, "простым смертным" просто не дадут перейти границу и составить конкуренцию тем, кто уже торгует", - рассказал таксист.
По словам Мамуки, в Гали сейчас намного тише и спокойней, чем до 2005 года, когда и грузинская и абхазская сторона начали наводить порядок и бороться с незаконными вооруженными формированиями. Но все равно население района остается беззащитным.
"Нам до сих пор не предоставили абхазского гражданства. Согласно новым законам, мы не можем ни дом оформить, ни машину купить, если нет абхазских паспортов. А это очень долгая процедура - почти полгода надо, чтобы новый паспорт получить", - сетует Мамука.
Как говорит таксист, из-за отсутствия паспортов, местное население оказалось лишенным права голоса во время выборов президента в декабре 2009 года: "Среди грузин очень мало, кто голосовал. Голосовали только те, у кого новые паспорта. А новые паспорта имеют процентов пять населения".
Во время предвыборной кампании кандидат в президенты Абхазии Сергей Багапш, несмотря на малое количество избирателей, не обошел вниманием Гальский район.
"Багапш проводил предвыборную кампанию и говорил, что проход через Ингури станет полегче, пропуск будет бесплатным. Это он говорил избирателям. Но это все слова, а никто ничего не делает", - утверждает таксист Мамука.
Как говорят некоторые жители Гали, новая администрация президента Абхазии оказалась между двух огней: с одной стороны, если полностью закрыть границу с Грузией, это вызовет социальное напряжение в Гальском районе, который живет главным образом за счет торговли с Грузией (большинство населения занимается "челночной" торговлей, а также продажей оптовых партий орехов и мандарин в Зугдиди и Тбилиси), а с другой стороны, если открыть границу, это вызовет политический конфликт с внутренней абхазской оппозицией, которая уже неоднократно упрекала Сергея Багапша в связях с Грузией.
Однако, один из представителей Клуба экспертов Грузии, Гоча Гварамия, считает, что на самом деле, режим пропуска на границе между Гальским районом и регионом Самегрело-Земо Сванети диктует Россия.
"На сегодняшний день в Абхазии внутренняя оппозиция никакого влияния на политические процессы не имеет. Идет заказ Кремля и этот заказ выполняет правительство", - рассказал Гварамия
По словам эксперта, Россия старается узаконить административную границу между грузинскими регионами Самегрело-Земо Сванети и Абхазией в виде официальной государственной границы между Абхазией и Грузией. Исходя из этого, все эти действия осуществляются именно под диктовку России.
Многие люди вспоминают, что, как ни странно, проще всего можно было пересечь границу во времена правления первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы, до 2005 года.
"Тогда легче было, люди платили 50 рублей, это символическая сумма была, а сейчас платят пятьсот. И то не пропускают", - посетовал таксист Мамука.
В настоящее время не ясно, как в дальнейшем будет осуществляться переход через границу. Руководство Абхазии официально дало разрешение на проход только одной категории - детей, которые живут в Гальском районе, а учатся в грузинских школах Зугдидского района.
Грузинская сторона ставила вопрос о том, чтобы ввести бесплатный автобус, который ездил бы через километровый игурский мост и возил бы людей от грузинского блок-поста до абхазского. Однако, министр иностранных дел Республики Абхазии Максим Гвинджия считает, что на данном этапе нет смысла вводить подобный автобус, поскольку абхазская граница не обустроена в плане безопасности. "Такой автобус всегда может являться угрозой для безопасности на границе. В любой момент этот автобус могут использовать как какой-нибудь провокационный метод", - отметил Гвинджия.
Кроме того, по мнению Гвинджии, Абхазия живет в условиях изоляции, установленной Грузией и "для граждан Абхазии такого автобуса нет".
"Поэтому мы не видим оснований, чтобы назначать этот рейс. Люди будут передвигаться пешком, как и все остальные. Я тоже хожу пешком до границы", - говорит Гвинджия.
По мнению сухумских властей, этот вопрос должен решаться на межгосударственном уровне. По словам министра иностранных дел Абхазии, Сергея Шамбы, "в Грузии продолжают считать Абхазию оккупированной российскими войсками своей территорией" и "в Тбилиси готовятся какие-то проекты по деоккупации". "Все это показывает на невозможность предметного разговора с нынешними властями Грузии", - заявил политик.
До августовской войны в 2008 году между Грузий и Абхазией ежедневно совершал несколько рейсов автобус, который приобрела и содержала Миссия ООН в Грузии. Однако уже полтора года люди переходят границу пешком и несут на себе сумки с грузом или вынуждены нанимать телегу с лошадью. Гужевая повозка уже более 10 лет служит единственным средством передвижения для простого населения. На машинах передвигаются только сотрудники международных гуманитарных миссий и представители Грузии, принимающие участие в переговорах в Ганмухури.
Напомним, что 20 января в Гали состоялась очередная пятисторонняя встреча представителей рабочих групп по предотвращению и реагированию на инциденты. На встрече обсудили вопрос, касающийся упрощения режима перехода через грузино-абхазскую границу для жителей приграничных районов.
3 ноября прошлого года на такой же встрече было достигнуто соглашение о беспрепятственном перемещении больных через грузино-абхазскую границу в больницы, расположенные на территории, контролируемой Тбилиси. До этого грузинская сторона жаловалась на проблемы доставки пациентов из Гальского района Абхазии в Зугдидский район Грузии.
Как сообщал "Кавказский узел", 30 апреля 2009 года президенты России и Абхазии Дмитрий Медведев и Сергей Багапш подписали "Соглашение о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Абхазия". В этот же день на территорию Абхазии въехала первая колонна российских пограничников, которые заняли посты на абхазско-грузинской границе по реке Ингури.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31