Журналисты «Дош»: нас приняли за иностранцев
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Задержанные 9 марта неизвестными силовиками в Ингушетии главный редактор кавказского независимого журнала "Дош" Исрапил Шовхалов и шеф-редактор этого издания Абдулла Дудуев подтвердили версию МВД о том, что их могли спутать с иностранными журналистами.
Напомним, что 9 марта Исрапил Шовхалов и Абдулла Дудуев посещали митинг в селении Плиево, участники которого требовали известий о судьбе похищенного 4 марта в Пятигорске жителя Ингушетии Микаила Плиева. Близ селения их машину остановили неизвестные силовики. Однако задержания не последовало: допросив журналистов прямо на трассе, неизвестные уехали.
Комментируя разговор с задержавшими их силовиками, Шовхалов рассказал: «Абдулла с ними грубо разговаривал, а я все-таки как старший по возрасту, зная, чем это может кончиться и вспомнив Наташу Эстемирову (чеченская правозащитница, похищенная и убитая неизвестными в 2009 году - прим. "Кавказского узла"), пытался с ними говорить по-доброму. Я им сказал, что мы приехали им помогать, мы хотим сделать правдивый материал».
По его словам, он подумал, что это люди главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, и сообщил им о намеченной встрече с президентом, но понял, что это «им абсолютно все равно». А собеседник Шовхалова сказал: «Ну, тебе поможет Аллах, если он только в данный момент спустится».
«Когда я им сказал про Евкурова, а они ответили, что поможет только Аллах, я понял, что эти люди к Евкурову отношения не имеют» - сказал корреспонденту "Кавказского узла" главный редактор кавказского независимого журнала "Дош" Исрапил Шовхалов.
Он также сообщил, что на голове того, кто сидел в машине, была надета спортивная шапка с прорезями для глаз, чтобы использовать ее как маску. Когда Шовхалов попросил предъявить ему удостоверение, этот человек быстро показал документ. «Там флаг российский, фотография, ну, как обычное удостоверение силовиков, но читать его мне он не дал», - сказал Шовхалов.
По словам журналистов, между собой эти люди говорили по-ингушски, а когда Шовхалов и Дудуев пытались разговаривать с ними по-чеченски, не понимали их. Из этого журналисты заключили, что, скорее всего, неизвестные были ингушами.
Мы неожиданно для себя решили, что останемся на месте. Если что и будет, пусть будет здесь
Дудуев также рассказал, что человек, предъявивший корочки, не выходил с машины, активно себя вели другие двое. Они спросили у журналистов, с какой целью те приехали в Ингушетию. «Сначала они сказали, что поедем в РОВД, а там выясним, зачем вы приехали, выясним ваши личности. Мы ответили, что останемся на месте, если им что-то надо – пусть смотрят, все документы есть», - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Абдула Дудуев.
По его словам, несмотря на то, что журналисты отказывались ехать с этими людьми в РОВД, вооруженные люди настаивали на необходимости их препровождения в отделение.
«Но они же нам ничего не предъявляли, машина была без номеров, и мы им сказали, что мы никуда не поедем. Мы неожиданно для себя решили, что останемся на месте. Если что и будет, пусть будет здесь. Тогда они начали вести себя очень грубо, оскорбляли: «Какого хрена вы сюда приперлись? Чей заказ выполняете? На кого работаете?» и прочая их «дежурная риторика». Потом они стали говорить, мол, мы знаем, кто вас финансирует и все такое прочее, это продолжалось довольно долго», - рассказал Дудуев.
По его словам, позже приехала вторая машина, в ней было еще двое неизвестных. Несмотря на опасения журналистов, их никуда силой не повезли. Возможно, потому, как предположили сотрудники издания, что время уже было упущено.
"Это было не самое безлюдное место. Там часто проезжали машины, свидетелей было достаточно, хотя и был густой туман", - сказал Дудуев.
Он счел, что вновьприбывшие уже, видимо, "были в курсе того, что поднялся шум", пока журналисты находились на трассе.
Инцидент получил широкий общественный резонанс
Когда их остановили, Шовхалов стал набирать на телефоне номер правозащитника Магомеда Муцольгова, но случайно набрал номер корреспондента "Кавказского узла", которому ранее был сделан один из последних звонков. «И когда он начал говорить, один из остановивших нас ударил рукой Исрапила, чтобы отнять телефон, Исрапил уронил трубку, и из нее вылетела батарейка. И тут же мне тоже приказали выключить телефон. Мы подчинились, потому что люди были с оружием», - рассказал Дудуев.
Напомним, что после первых сообщений «Кавказского узла» о задержании руководства «Дош», информация об этом стала стремительно появляться на других информационных ресурсах.
Через непродолжительное время после инцидента корреспондент Фонда защиты гласности связался с руководителем ингушского информационного агентства «Максимум» Вахой Чапановым, попросив помощи по поиску информации, связанной с задержанием руководства журнала, так как телефон пресс-секретаря МВД Ингушетии Мадины Хадзиевой не отвечал.
Ваха Чапанов сообщил, что Хадзиева порекомендовала ему «пока не поднимать шум», так как журналистов «просто остановили для проверки», приняв их за иностранных репортеров и требуя аккредитацию для работы на территории республики.
По словам Хадзиевой (со слов Чапанова – прим. корреспондента "Кавказского узла"), «там ничего такого, просто проверили документы, зря в СМИ поднимают такой шум, их уже отпускают». При этом Хадзиева сообщила, что телефон Шовхалова не отвечает, «потому что он его уронил в грязь».
Позже главный редактор кавказского независимого журнала "Дош" Исрапил Шовхалов и шеф-редактор этого издания Абдулла Дудуев сообщили, что их освобождение стало возможным только благодаря своевременному и широкому освещению инцидента в СМИ.
«Что заявляют власти Ингушетии, я не знаю. Но шум поднялся, Людмила Алексеева (председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева - прим. "Кавказского узла"), к примеру, тут же начала звонить президенту Евкурову. Это нам помогло», - заявил в разговоре с корреспондентом «Кавказского узла» Абдула Дудуев.
«Когда приехала вторая машина, они о чем-то между собой беседовали. И после этого один из тех, кто с нами сначала разговаривал, сказал: «На сей раз вам повезло». И они уехали. Видимо, это напрямую связано с тем, что начался шум в СМИ», - рассказал Дудуев. «Еще зацепила эта фраза: «На сей раз повезло» - значит, возможно, в следующий раз пришлют кого-то другого?», - добавил он.
Тот, кто со мной говорил, думал, что я иностранец - из Европы или еще откуда-то. Они, естественно, из-за одежды так про меня подумали
По словам Исрапила Шовхалова, задержавшие их неустановленные силовики, действительно, поначалу решили, что он сотрудник иностранных СМИ. «Тот, кто со мной говорил, думал, что я иностранец - из Европы или еще откуда-то. Я в кепке был, там обычно такие не носят, у меня шарф был, завязанный на шее, - они, естественно, из-за одежды так про меня подумали», - вспоминает он.
По словам Абдулы Дудуева, после того, как вооруженные люди их отпустили и уехали на двух машинах без госномеров, журналисты решили далее идти пешком. Они не знали точно, где находятся, и остановили проезжавшую мимо машину, чтобы выяснить, где находится граница с Чечней. Как оказалось, пост был уже недалеко.
Тогда Дудуев включил свой телефон и позвонил родственникам, сказав, куда им надо подъехать, после чего снова выключил телефон.
До сих пор, по словам Исрапила Шовхалова, несмотря на различные заявления в СМИ, из правоохранительных органов к журналистам никто за показаниями не обращался.
На встрече с ними, президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров расспрашивал про этот эпизод. "Он сказал, что в республике действует очень много лиц, заинтересованных в том, чтобы действовать так, как эти люди, которые нас останавливали, и очень много сил, заинтересованных в его личной дискредитации", - передал Шовхалов слова президента.
МВД республики представило свою версию событий
Однако, по словам руководителя пресс-службы МВД по республике Ингушетия Мадины Хадзиевой, ей "Исрапил сказал, что очень сильно испугался, но никаких действий вроде насилия или грубости в их адрес не было".
Хадзиева сообщила, что сейчас в МВД выясняют, что это были за машины. По свидетельству Дудуева, это были "Жигули" седьмой и девятой модели.
Мадина Хадзиева рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что в настоящее время руководство МВД пытается установить эти машины и этих людей. При этом, по ее пнению, причин для шумихи не было. «Это пиар для журналистов. Заявлений в милицию о происшедшем они не писали», - рассказала она. «Но если бы это была, действительно, попытка похищения, они должны написать заявление», - добавила Мадина Хадзиева.
Она представила свою версию развития событий. Машину с журналистами просто остановили, вышли люди в камуфляжной форме, один из них показал удостоверение. Сидя в машине, один из журналистов успел набрать номер корреспондента, в это время милиционеры его высадили из машины.
«Один просто сказал: «выйди из машины, ты, оказывается, звонишь», и трубка упала в лужу. Связь прервалась, а ваша журналистка подумала, что их похищают, потому что журналист сказал ей, что их задерживают. Связь прервалась, она набирает снова – не отвечают, началась паника, тут все набирают меня. Я потом проверила – никакого заявления не было, а они уже, оказывается, тем временем взяли другую машину и уехали к себе домой в Грозный. Но шум пошел, уже спустя несколько часов и даже на следующий день звонили мне разобраться, якобы, с похищением», - сказала Хадзиева.
Никаких таких фактов, чтобы так это раздуть, не было. Это пиар для журналистов. Заявлений в милицию о происшедшем они не писали
"Пока могу официально сказать, что мы не располагаем информацией о попытке похищения. Было задержание, и дальше уже все – инцидент исчерпан", - сообщила она и пояснила, что остановка машины милицией для установления личности пассажиров - "нормальная ситуация".
"А шум весь пошел, кстати, от вашего издания. А после того звонка вашему корреспонденту, спустя, по-моему, полчаса, журналисты уже были дома», - добавила Мадина Хадзиева.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в ходе состоявшейся 10 марта встрече с Шовхаловым и Дудуевым президент республики Юнус-Бек Евкуров, по словам журналистов, сообщил, что готов всем приезжающим в республику журналистам обеспечить охрану, «тем самым обезопасив от различных инцидентов». Для этого корреспонденты, планирующие командировку в регион, должны заранее обратиться в пресс-службу главы республики и поставить ее в известность о своих планах.
«Впрочем, он тут же отметил, что наличие охраны ни в коей мере не будет ограничивать представителей СМИ во время работы и нахождения их в Ингушетии», - передали детали беседы с Евкуровым журналисты.
Пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов, узнав о случившемся, предпринял меры для поиска журналистов, и правоохранительные органы провели проверку попытки похищения. Никаких результатов она не дала, однако Ахильгов убежден, что пытавшиеся запугать журналистов силовики были "гастролерами". Он пишет об этом в своем блоге и сообщает о намерении все же разобраться, кто они такие.
Отметим, что в декабре 2009 года, во время девятой ежегодной церемонии вручения премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" в Москве независимый журнал "Дош" был отмечен двумя дипломами.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
25 ноября 2024, 08:54
-
25 ноября 2024, 05:57
-
24 ноября 2024, 23:31
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25