Выявленные нарушения в работе донских шахт не изменят ситуацию к лучшему, считают профсоюзные лидеры
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Прокурорские проверки на шахтах в Ростовской области, скорее всего, не приведут к улучшению ситуации, считает зампредседателя Гуковского территориального комитета Российского независимого Профессионального союза работников угольной промышленности (Росуглепрофа) Александр Лозыченко. По его словам, вскрытые нарушения - обычная ситуация для угольной отрасли Дона.
"Ни для нас, ни для проверяющих, ни для собственников эти нарушения не новость, - отметил Лозыченко. - По большому счету, любую шахту Ростовской области сейчас можно закрыть из-за нарушений в режиме работы. Даже проверять ничего не надо. Но закрыть нельзя - оставишь тысячи людей без куска хлеба".
По мнению Лозыченко, ситуация не меняется к лучшему из-за того, что собственники шахт не отвечают "рублем" за тяжелую ситуацию на предприятии. Как правило, за нарушения в работе наказывают лишь управляющий персонал шахт, то есть тех, кто не способен качественно повлиять на ситуацию, говорит он. Компании же, реально владеющие предприятиями, сложно привлечь к судебной ответственности.
"Наемные директора шахт, фактически, более бесправны, чем горнорабочие, - продолжает Лозыченко. - Директор не является собственником, он не распоряжается финансами. Расчет зарплат, покупка и ремонт оборудования - все делается не на месте, а в головных офисах компаний, управляющих шахтами. К примеру, сейчас конец июня. Практически ни на одной шахте Ростовской области не выплатили зарплату за май. Сейчас только идут расчеты, причем не в Гуково, а в московском офисе (угольная компания "Русский уголь" управляет в Ростовской области восемью шахтами: Алмазной, Гуковской, Дальней, Замчаловской, Западной, Обуховской, Ростовской, шахтой № 410 - прим. корреспондента "Кавказского узла"). Зарплату привязывают к цене на уголь, норме выработки - никогда не знаешь, сколько тебе заплатят. Получается в среднем от 11 до 13 тысяч рублей в месяц".
По словам Лозыченко, из-за того, что директор не управляет финансами, возникает масса проблем: изношенность шахтного оборудования, недостаток кадров. Из-за сокращения персонала не соблюдаются сроки ревизий оборудования, не ведется предупредительный ремонт. В изношенном состоянии находятся вентиляционные системы, обеспечивающие проветривание шахт, подъемные установки, а также электрооборудование (стационарные источники питания). Все это чревато авариями, говорит профсоюзный лидер.
Его слова подтверждают и рядовые шахтеры. "Соблюдать безопасные условия труда на наших шахтах очень трудно, - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" гуковский шахтер Геннадий, попросивший не называть его фамилию. - Оборудование слишком устарело, отдельные узлы заменить невозможно. Через каждый месяц-два обязательно кто-нибудь получает ранения различной степени тяжести... Изношено до 90% светильников - они работают максимум два-три часа, потом приходится менять. Если случится авария, шахтеры в темноте не смогут выбраться на поверхность".
Подтвердил шахтер и задержку зарплат: добыча угля снизилась, шахтерам отменили надбавки за выработку.
В управляющей компании "Русский Уголь" корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что не дают комментариев по шахтерской тематике.
Выходов из сложившейся ситуации профсоюз не видит
"Бастовать в этой ситуации не имеет смысла, - говорит Лозыченко. - Существует масса юридических уловок, чтобы потом объявить забастовку незаконной. Например, перед началом забастовки требования могут быть реализованы частично. Привезут, условно говоря, три сапога и скажут: будьте добры, приступайте к работе. Формальный повод для забастовки меняется".
С Лозыченко соглашается и зампредседателя Ростовского теркома Росуглепрофа Юрий Каунов. "Законодательство поставило в неравные условия работодателя и работника, последний, фактически, бесправен. Сегодня любого сотрудника можно уволить без согласования с профсоюзом", - утверждает Юрий Каунов. "Поэтому прежде чем сделать шаг, приходится думать о его последствиях", - добавляет он.
По мнению же председателя Ростовского регионального союза объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Алексея Цивенко, гораздо эффективнее бороться с работодателем через суд.
"Профсоюз не имеет права вмешиваться в процесс распределения прибыли, - говорит Алексей Цивенко. - Но все, что касается производства, организации и безопасности труда, - это сферы профсоюза. Производство оговорено нормативами и сертификатами, Трудовым кодексом. Нормы должны соблюдаться при любых условиях. Если работодатель жалуется на отсутствие средств, это его проблемы. Мы выиграли немало судов, связанных с соблюдением безопасности труда. Забастовка - это все-таки крайняя мера...".
Шахтер Геннадий эффективного решения проблем через обращение в суд не видит. "Заниматься судами шахтерам некогда - это же волокита страшная, - комментирует он слова Цивенко. - Как правило, если возникает конфликт, профсоюз ведет долгие переговоры с собственником, указывает на недостатки. Некоторые требования удовлетворяют. Но далеко не все".
Напомним, 21 июня прокуратура Ростовской области обобщала результаты проверок донских шахт. Проверки показали, что на ростовских шахтах допускаются многочисленные нарушения законодательства о промышленной, пожарной безопасности, а также трудового, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
В общей сложности на территории Ростовской области в городах Гуково, Зверево, Шахты, Донецк, Октябрьского сельского, Тацинского, Белокалитвинского, Красносулинского районов расположено 15 угольных шахт. Из них в рабочем состоянии находятся только девять.
По результатам проверки на шахтах выявлено 475 нарушений. Для их устранения принесено два протеста, в суды направлено 12 исков, внесено 29 представлений, объявлено 15 предостережений, возбуждено и направлено на рассмотрение по существу 55 административных дел.
На Дону сегодня работают пять угольных компаний: ОАО "Русский уголь", ОАО "Донской уголь", ООО "Южная угольная компания", ОАО "Шахта Восточная", ООО "Ростовская угольная компания". На основных и вспомогательных предприятиях в угольной промышленности области занято более 13 тысяч человек, говорится на сайте администрации Ростовской области.
Как сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в министерстве промышленности энергетики Ростовской области, сейчас в рабочем состоянии находится восемь шахт - Обуховская, Ростовская, Алмазная, Шерловская-Наклонная, Садкинская, Восточная, Замчаловская, Дальняя. На консервации находятся шахты №410 и №37. В режиме поддержания жизнедеятельности - Гуковская, шахта имени Чиха, в стадии ликвидации - Западная. Строятся две шахты - Обуховская-1 (более 60% готовности) и Быстрянская 1-2.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08