На процессе по уголовному делу в отношении Орлова допрошены свидетели обвинения
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сторона обвинения по уголовному делу в отношении руководителя Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова в связи с его высказываниями об ответственности президента Чечни Рамзана Кадырова за убийство Натальи Эстемировой (о клевете) вызвала на заседание в Хамовнический суд Москвы нескольких свидетелей, которые заявили, что обвинять Кадырова в предвзятом отношении к правозащитникам нет оснований.
Первой дала показания руководитель аппарата общественной палаты Чечни Асет Мальсагова. Она сказала, что была приятельницей Натальи Эстемировой и довольно часто с ней общалась, поскольку занималась с ней одним делом, но в разных организациях. Мальсагова также отметила, что считает обвинения Орлова в адрес Кадырова (в убийстве Эстемировой) беспочвенными. Свидетельница добавила, что все еще скорбит по поводу гибели правозащитницы.
"Нет никаких оснований подозревать в причастности к этому преступлению Рамзана Кадырова. Наташа никогда не упоминала об угрозах с его стороны в свой адрес. И в ходе публичных встреч с сотрудниками общественных организаций с главой Чечни никаких угроз по отношению к кому бы то ни было я не слышала, хотя критика некоторых действий с его стороны звучала, но это были рабочие моменты", - заверила Мальсагова.
На вопрос, как она рассматривает слова Орлова о вине президента Чечни в случившемся, Мальсагова ответила: "Я не уполномочена выстраивать защиту высших должностных лиц Чеченской республики, слова Орлова воспринимаю как сказанные сгоряча. Обвинять Кадырова в предвзятом отношении к правозащитникам тоже самое, что и обвинять в этом руководителя любого другого региона".
Кроме того, продолжила свидетель, при ней Эстемирова ни разу не выражала опасения за свою жизнь, не критиковала президента Чечни. Мальсагова припомнила, что Кадыров действительно называл правозащитников "шайтанами", но отметила, что он имел ввиду их оторванность от жизни.
Свидетельница в ходе допроса ее адвокатом Орлова Генри Резником допустила, что Эстемирову могли убить недобросовестные сотрудники правоохранительных органов, которые после войны оказались на работе в различных силовых структурах. Впрочем, подчеркнула она, если это и так, то совершено преступление было не с ведома Кадырова, а "по собственному разумению".
В ходе допроса свидетельница также вспомнила, что словом "шайтаны" Кадыров именует также и боевиков.
Суд также допросил начальника аналитического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Чеченской республике Олхазара Зубайраева. Он рассказал, что знал Наталью Эстемирову с 1996 года, а с 2005 года был связан с ней по работе и часто бывал у нее в гостях.
Правозащитница, по его словам, не чувствовала угрозы своей жизни и привезла летом прошлого года свою дочь в Грозный на каникулы. Она хотела научиться водить автомобиль и просила Зубайраева помочь ей. Он в курсе того, что Эстемирова сопровождала к Кадырову некоторых приезжающих из Москвы людей. В ходе допроса свидетель вступился за своего начальника, Уполномоченного по правам человека в ЧР.
"Гибель Наташи была для нас трагедией, но у нас нет причин и оснований кого-нибудь обвинять. А Орлов обвинил, причем говорил не о моральной ответственности Кадырова, прямо произносил слово "убийца". И еще он обидел Уполномоченного по правам человека в Чечне, назвав его "так называемым уполномоченным". Хотя этот человек сам много пережил. За годы войны его два раза похищали", - резюмировал Зубайраев.
Ответственность за гибель Эстемировой свидетель склонен возлагать на членов незаконных вооруженных формирований, так как ему известно, что уже есть подозреваемые по делу.
Олег Орлов считает, что показания свидетелей, приглашенных представителем Кадырова, могут восприниматься неоднозначно. "Ряд моментов в высказываниях свидетелей обвинения говорят больше в мою пользу, чем в пользу стороны обвинения. Когда дело дойдет до моего выступления, я об этом подробно скажу", - пообещал Олег Орлов в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
Представитель Кадырова Андрей Красенков после заседания негативно высказывался о сотрудниках правозащитного центра "Мемориал".
"Они говорят о правах боевиков, однако не защищают их жертв и не осуждают самих боевиков. Мне даже старые друзья, знающие процесс только по публикациям в СМИ, говорят: "Мы знаем, что такое "Мемориал". Это тоже чеченцы, только с другой стороны, то есть боевики". Это мне сказал мой друг, который читал статьи на нескольких сайтах", - утверждает Красненков.
Напомним, 13 сентября на процессе судья Морозова отклонила ходатайства защитника обвиняемого Генри Резника, который настаивал на том, чтобы Андрею Красенкову, представляющему на процессе интересы истца, суд дал отвод, поскольку ранее он давал показания в качестве представителя Кадырова, то есть был допрошен как свидетель.
По словам адвоката Орлова, согласно статье 72 Уголовно-процессуального Кодекса РФ, это делает участие Красенкова в процессе в качестве адвоката Кадырова незаконным. Судья приняла решение отклонить ходатайство. Резник в ответ заявил, что допущено грубое нарушение правил, и решение об отклонении ходатайства не было мотивировано судом.
Заседание по делу продолжалось в течение семи часов, включая три перерыва.
Сам обвиняемый недоумевает, почему противная сторона ведет себя столь "непредсказуемо". "Сначала было гражданское дело, потом его прекратили, поскольку появилось сообщение о просьбе матери Кадырова прекратить судебное преследование. Теперь идет суд по уголовному делу и выясняется, что Кадыров ждал от меня каких-то публичных извинений и не дождался. Мы даже с трудом добились у стороны обвинения уточнения его сути", - отметил Олег Орлов.
Согласно российскому законодательству, по статье о клевете Орлов может получить до трех лет лишения свободы. Глава ПЦ "Мемориал" своей вины не признает.
Обвинения в клевете в адрес президента Чечни Рамзана Кадырова были предъявлены Орлову 6 июля 2010 года в связи с тем, что он возложил на Кадырова ответственность за гибель сотрудницы ПЦ "Мемориал" в Чечне Натальи Эстемировой. Рамзан Кадыров требует, чтобы ПЦ "Мемориал" опроверг прозвучавшие обвинения на своем официальном сайте и возместил ему моральный ущерб. По словам же Орлова, он говорил о "социально-политической", а не уголовной ответственности главы Чечни за убийство Натальи Эстемировой.
В сентябре прошлого года Кадыров подал в отношении Орлова гражданский иск о защите чести и достоинства. 6 октября 2009 года суд взыскал в пользу президента Чечни с ПЦ "Мемориал" 50 тысяч рублей, еще 20 тысяч лично с Орлова.
"Кавказский узел" ведет хронику судебного конфликта президента Чечни с главой ПЦ "Мемориал".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08
-
22 ноября 2024, 13:33
-
22 ноября 2024, 12:53
Власти Новороссийска вместо детских площадок выделяют деньги на сирены