Скаков: нагорно-карабахское урегулирование возможно на взаимоприемлемых для Армении и Азербайджана принципах
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Изменение климата между Арменией и Азербайджаном, отказ от угроз применения силы и определение взаимоприемлемых принципов урегулирования может помочь в решении нагорно-карабахского вопроса, считает участник конференции общества кавказоведов, кандидат исторических наук Александр Скаков.
Как сообщал "Кавказский узел", в рамках прошедшей 30 июня во Владикавказе и 1 июля в Цхинвале конференции научного общества кавказоведов "Проблемы Кавказа и современного кавказоведения. Роль внешних и внутренних факторов в развитии региона" ученые обсудили российско-грузинские отношения, геноцид народов Кавказа, черкесский вопрос, предстоящую Олимпиаду в Сочи и другие актуальные вопросы современного Кавказа. Всего в течение двух дней было заслушано 26 докладов.
РОССИЯ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
Тема доклада кандидата исторических наук Александра Скакова (Института востоковедения РАН РФ) - "Политика России на Южном Кавказе и вызовы 2011 года". Большую часть своего выступления Скаков посвятил отношениям между Арменией и Азербайджаном.
"На сегодняшний день мы может обозначить две условные проблемы, ставящие под сомнение стабильность в регионе Южного Кавказа. Первая проблема, на мой взгляд, это угроза возобновления военных действий зоне нагорно-карабахского конфликта. Без сомнений сейчас именно Россия занимает лидирующую роль в процессе данного урегулирования. При этом миссия России в роли посредника в целом идет в рамках усилий венско-минской группы. Каких-то признаков наличия у Москвы собственных планов в настоящее время не прослеживается", - сказал Скаков.
Активность России в урегулировании ситуации на Южном Кавказе таит в себе явные угрозы
По его мнению, лидирующая роль России в мирном процессе обусловлена совершенно понятными факторами: ее вовлеченностью на протяжении веков происходящими в регионе событиями, ее позитивными отношениями со всеми сторонами конфликта и стремлением избежать каких-то непредсказуемых событий возле своих границ. При этом историк считает, что такая активная роль России в этих урегулированиях "таит в себе некоторые явные угрозы".
"Так, вовлеченность, например, США в урегулирование Израиля и Палестины, активизация действий Вашингтона в этом направлении в период правления Обамы пока не дали каких-либо позитивных результатов и не принесли очевидных дивидендов США, скорее наоборот. К похожим последствиям может привести и активизация роли России в нагорно-карабахском урегулировании. Пока что Россия вызывает безусловно у всех сторон конфликта наибольшее доверие в качестве посредника, но сохранится ли оно в случае возможного фиаско переговорного процесса?", - задался вопросом Скаков.
Кандидат исторических наук не стал останавливаться на имевшие место в последние два года встречи в Астрахани, Сочи, Казани. Скаков считает, что несмотря на наличие завышенных ожиданий от каждой встречи ни оказываются безрезультатными. "То , что подписывается - это либо совершенно общие декларации, либо же совершенно рабочие документы, которые можно было сделать на уровне министров обороны от каждой из сторон. Это не уровень президентов. Ничего в отношениях между Арменией и Азербайджаном эти встречи не изменили и не могли изменить", - убежден Скаков.
"Поэтому был предсказуем провал миротворческих усилий саммита ОБСЕ в Астане 1-2 декабря 2010 года. После ряда демаршей была подписан совершенно лишенная конкретики итоговая декларация, содержащая лишь, уже который раз, обещания сторон воздерживаться от угроз в неприменении силы в любой форме. "Дорожная карта" не была выработана. Для выработки чего-то подобного необходимо, как минимум, два условия: изменение климата между Арменией и Азербайджаном с отказом от угроз применения силы и определение взаимоприемлемых принципов урегулирования", - считает ученый.
В социальном и экономическом плане Южную Осетию и Абхазию правильнее отнести к Северному Кавказу
В своем выступлении Александр Скаков также отметил, что хотя в плане географии Абхазия и Южная Осетия относятся к Южному Кавказу, но в социальном и экономическом плане их правильнее было бы связать с Северным Кавказом. При этом понятие Северный Кавказ, по его мнению, также является довольно условным, "об этом говорит тот факт, что в недавно созданный Северо-кавказский федеральный округ (СКФО) не вошла северо-кавказская республика Адыгея".
Что же касается Южной Осетии и Абхазии, Скаков отметил, что они находятся в разных положениях. "Абхазия гораздо ближе к признанию де-юре со стороны международного сообщества и практически полностью признана де-факто. Ситуация с Южной Осетией, учитывая ее большую уязвимость, гораздо более сложная, - считает он. - Грузия в настоящее время не может считаться серьезным угрожающим фактором для стабильности вокруг Южной Осетии, так как, с одной стороны, не имеет необходимого военного потенциала, а с другой - не уверена собственных силах".
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО И МОДЕРНИЗАЦИЯ СКФО
Северо-осетинские ученые из Института социальных и гуманитарных исследований подготовили доклад, который был посвящен стратегии социально-экономического развития СКФО "Социокультурное пространство как фактор модернизационных процессов на Северном Кавказе".
По мнению авторов доклада, создавая стратегию СКФО, необходимо было включить туда три блока: общественно-политический, социально-экономический и социокультурный.
Стратегия СКФО должна включать как экономические, так и социокультурные аспекты
"Если говорить о социокультурном пространстве на Северном Кавказе как факторе модернизации, то, на мой взгляд, и в официальных документах, и в работах ученых этот фактор не получает должного отражения с точки зрения использования социокультурной специфики в контексте модернизации. В частности в "Стратегии развития СКФО до 2025 года" упор делается на экономическое развитие региона", - сказала в своем выступлении сотрудник северо-осетинского института социальных и гуманитарных исследований (СОИГСИ) Маргарита Кулова.
"Модернизация - это совокупность процессов в политической, экономической, социокультурной сфере и так далее. Поэтому саму стратегию развития нужно было представить не как сейчас. На наш взгляд, там необходимо было выделить три блока: общественно-политический, социально-экономический и социокультурный. В этом случае стратегия становится не просто стратегией социально-экономического развития, а системной концепцией преобразования в различных сферах. И в этом случае появляется шанс на достаточно успешные трансформации на Северном Кавказе", - считает ученый.
ИНТЕРЕСЫ ГРУЗИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Директор института исследований национализма и конфликтов из Грузии Пата Закареишвили отметил, что сама конференция кавказоведов является очень важным. В своем выступлении "Некоторые аспекты северокавказской политики Грузии" он рассказал о современных российско-грузинских отношениях, о том, почему черкесский вопрос сейчас столь актуален, почему Северный Кавказ в настоящее время интересует Грузию.
По словам Закареишвили, "вместо того, чтобы сотрудничать в сфере разряжения напряженности на Северном Кавказе, Грузия и Россия всеми подручными средствами стараются поднять температурный режим и обвинять в этом друг друга".
Вместо того, чтобы разрядить обстановку на Кавказе, Грузия и Россия всеми средствами пытаются поднять "температурный режим"
По мнению автора доклада, Северный Кавказ для России является "аххилесовой пятой". "Это сложный регион, который может пошатнуть государственную устойчивость России. Проблема усугубляется еще тем, что граничащим с Россией государством в этом регионе является Грузия. После войны в августе 2008 года эти события отразились на стабильности в регионе в целом", - отметил он.
"Думаю, разумная политика должна исходить из того, что стабильность и предсказуемость ситуации на Северном Кавказе должна отвечать интересам обеих стран. Угрозы, исходящие от нарастающих нерешенных проблем Северного Кавказа, не должны восприниматься как угрозы исключительно российские. Хотя они напрямую не угрожают государственной устойчивости Грузии, но в визовом контексте региональной и внутренней безопасности однозначно могут оказаться существенными, как, к примеру, для Грузии признание геноцида черкесов", - сказал Закареишвили.
Пата Закареишвили утверждает, что до августа 2008 года в политической повестке дня правительства Саакашвили вопросы Северного Кавказа не присутствовали, "несмотря на то, что с июня 2004 года напряженность в отношениях Грузии и России нарастала, как снежный ком".
"Это противостояние ни разу не вовлекало в себя проблемы Северного Кавказа. Но ситуация изменилась после августа 2008 года в результате пятидневного военного противостояния с Россией и получения признания Абхазией и Южной Осетией. С тех пор тема Северного Кавказа стала одной из ведущих тем политики Грузии. Северо-кавказская политика Саакашвили стала более многовекторной, чем при Шеварднадзе", - констатировал он.
Северо-кавказская политика Саакашвили более многовекторна, чем при Шеварднадзе
Как отмечает ученый, одним из первых бросающихся в глаза действий грузинских властей, является создание русскоязычного телеканала. Тема геноцида черкесов также была ярко представлена в выступлении грузинского ученого. Эта тема, по его словам, волнует все народы Кавказа.
"Признание геноцида черкесов рассчитано на достижение конкретных результатов в плане олимпийского контекста. Помимо этого, признание геноцида черкесского вопроса может дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, особенно там, где проживают адыгейцы", - сказал Пата Закареишвили.
Еще один шаг Грузии в сторону новой политики на Северном Кавказе - это решение правительства Грузии от 11 октября 2010 года о вводе новых правил пребывания на территории для граждан России. Это касается граждан Северного Кавказа: Адыгеи, КЧР, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня и Дагестан. Для этих граждан значительно облегчен проезд на территорию Грузии, в течение 90 дней они могут находиться там без виз.
Встреча во Владикавказе 30 июня стала второй конференцией общества кавказоведов в качестве юридически признанного неправительственного объединения, на следующий день, 1 июля, третья подобная встреча состоялась в Цхинвале. В эти дни впервые на конференции присутствовали представители Турции и Азербайджана. В дальнейшем, как планируют организаторы, география участников будет расширяться.
Напомним, что в феврале в Ереване на первой конференции была принята декларация Научного общества кавказоведов "Проблемы Кавказа и современного кавказоведения". Данная декларация опубликована на сайте общества, где любой желающий может не только ознакомиться с ней, но и сделать замечание или дополнить.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
30 ноября 2024, 02:12
-
30 ноября 2024, 00:42
Врачи рассказали о состоянии здоровья журналистки Гаприндашвили
-
29 ноября 2024, 23:57
-
29 ноября 2024, 22:13
-
29 ноября 2024, 18:07
-
29 ноября 2024, 15:09
Объявлена эвакуация жителей хутора на Кубани из-за неразорвавшегося БПЛА