Орлов: второй том книги об исчезнувших жителях Чечни выйдет в этом году
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Второй том книги Правозащитного центра "Мемориал" об исчезнувших и убитых жителях Чечни будет издан в текущем году. Работа над составлением списков продолжается, правозащитники планируют собрать материал о жертвах за все годы вооруженного конфликта в Чечне, об этом заявил сегодня председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
«Готовится том книги за 2001 год. Один за другим должны выходить тома о похищениях в разные годы, вплоть до нынешнего момента. Очень важно, что это, по сути, первое издание, где появился полный список. Вполне возможно, что он не исчерпывающий. Надеюсь, увидев это издание, люди захотят прийти и рассказать о том, о чем они рассказать не решались или не знали, что кто-то собирает такие сведения»,- говорит Олег Орлов.
Напомним, презентация книги об исчезнувших жителях Чечни прошла сегодня в Москве. Книга называется "Судьба неизвестна. Жители Чеченской Республики, задержанные представителями федеральных силовых структур в ходе вооруженного конфликта и бесследно исчезнувшие или убитые. Осень 1999 года - 2000 год" и содержит сведения о 384 жителях Чеченской Республики, задержанных силовиками и впоследствии исчезнувших или найденных убитыми, и о 187 пропавших без вести в указанный период.
По словам Олега Орлова, «второй том книги стопроцентно выйдет в текущем году». Говоря про первый том, правозащитник отметил, что «в книгу вложено много сил» и что «она сопровождена справочным материалом, конкретными справками по целому ряду эпизодов.
Насильственные исчезновения людей в ходе вооруженного конфликта в Чечне едва ли не самыми страшными преступлениями, сказал в ходе презентации автор книги, член правления правозащитного общества "Мемориал" Александр Черкасов.
По его оценкам, всего в ходе конфликта исчезло от трех до пяти тысяч человек. Истории пропавших людей, как правило, являются однообразными, говорит Александр Черкасов.
«За весь 2000 год следователь только единожды предпринял усилия для того, чтобы искать человека. Речь идет о пропавшем без вести в марте 2000 года Босаеве Шахиде Радуевиче, который потом был найден убитым в канаве. И когда следователь собирался вернуться с видеооператором, чтобы провести эксгумацию, то его УАЗик подорвали вместе с ним и экспертом и уголовным делом. Наша книга – история тотальной безнаказанности», -утверждает Александр Черкасов и отмечает, что остальные эпизоды «не доведены до вразумительного состояния».
Как сообщил автор книги, родственники пропавших жителей Чечни обращались в Страсбургский суд по правам человека.
«К настоящему времени суд рассмотрел и удовлетворил 26 обращений. Российская Федерация признана ответственной за исчезновение этих людей. Страсбург констатирует, что люди были убиты. Это означает, что мы имеем решение инстанции, обязательное для исполнения РФ, которая признает ответственность силовых структур России за эти преступления. Я очень надеюсь, что эта книга окажется на столах у следователей и прокуроров, которые расследуют эти дела. Там есть нужная информация», - говорит Александр Черкасов.
Решение систематизировать данные о пропавших без вести было принято тогда, когда стало понятно, что конфликт в Чечне потерял локальный характер и принимает форму партизанской, вялотекущей войны, говорит руководитель проекта по Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.
«В середине двухтысячных ситуация в Чечне, с одной стороны, несколько стабилизировалась. Был завершен политический процесс, в ходе которого появились конституция, парламент, президент. С другой стороны, всем живущим в республике было совершенно понятно, что настоящего политического решения конфликта нет и не предвидится. Игнорирование грубых массовых нарушений прав человека в Чечне создает базу для боевиков, приводит к разрастанию конфликта», - утверждает Екатерина Сокирянская.
Единственной надеждой родственников жертв вооруженного конфликта оставался Европейский суд по правам человека, считает руководитель проекта по Северному Кавказу Международной кризисной группы.
«Нужно зафиксировать и систематизировать все, что есть. Нужно помогать людям, оказывать правовую помощь в подаче исков в Европейский суд и постараться сделать это массово. Соответственно, нужен системный подход к документации», - отмечает Екатерина Сокриянская.
Ее коллега, представитель ПЦ «Мемориал» Рукият Хаджиева рассказала, что «книга является жестокой правдой о второй чеченской войне, рассказывающая о жертвах военного произвола».
«Приезжая в дом, слушая историю людской трагедии, мы ничем не могли помочь родственникам – только морально. Сидели вместе, плакали. Мы можем помочь только оформить документы – запросы в прокуратуру, в ЕС», - сообщила Рукият Хаджиева.
Она рассказала историю Инессы Зубаевой – девочки, пропавшей без вести в ходе второй чеченской войны.
«Я читала ее дневник. Последняя запись гласила: в город входят войска. Наконец-то настанет мир. Но не тут-то было. Потом нашли восемь трупов семьи Зубаевых. Среди них девочки не было. Где она – неизвестно», - рассказала сотрудница «Мемориала».
Воспользовавшись собранным для книги материалом, можно проследить историю человеческих судеб, найти в них общие факты.
«Это не список, это нечто большее. Ищем по книге, например, Мавлуева (Усман Алмирзаевич, задержан федеральными силовыми структурами и исчез .– прим. «Кавказского узла»). С ним исчез Арби Висаитов. Родственники Мавлуева подали жалобу в Европейский суд, Висаитова – нет. Но если по этой жалобе будет принято решение, то тогда родственники другого пропавшего будут это знать, обращаясь в Страсбург. То есть с помощью книги можно обнаружить перекрестные связи, найти справочную информацию. Которой могут воспользоваться и адвокаты, которые ходатайствуют от имени своих доверителей по поводу расследования дел», - рассказал Черкасов.
Вместе с тем Александр Черкасов затрудняется сказать, поможет ли книга изменить ситуацию с похищениями людей в Чечне.
«Для тех, кто хотел бы изменить ситуацию в частных делах, такая служебная информация будет полезной. Это не есть изменение ситуации в целом - это помощь в изменении ситуации в частных случаях», - подытожил Александр Черкасов.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", накануне Международного дня пропавших без вести, который отмечался 30 августа 2011 года, северокавказское представительство Международного комитета Красного Креста (МККК) заявило, что в настоящее время в комитет поступило 2324 запроса о розыске от лиц, считающихся пропавшими без вести на Северном Кавказе.
Как отмечает МККК, на сегодняшний день проблема пропавших без вести является одной из наиболее серьезных гуманитарных проблем, возникающих в результате вооруженных конфликтов или иных ситуаций насилия.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, в целом на территории Северо-Кавказского федерального округа остаются нераскрытыми более 2000 случаев бесследных исчезновений граждан.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
23 декабря 2024, 18:48
1 -
23 декабря 2024, 16:47
-
23 декабря 2024, 10:32
Комментарий в мессенджере привел к штрафу жительницу Геленджика
-
23 декабря 2024, 09:46
-
23 декабря 2024, 06:57
-
23 декабря 2024, 00:14
Работы по расчистке побережья в Краснодарском крае приостановлены из-за шторма