Шевченко: Нургалиев не смог взять под контроль МВД на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На посту министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева сменил Владимир Колокольцев. Колокольцеву придется исправлять ошибки прежнего руководителя МВД, уверен член Общественной палаты России, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. В том, что с приходом нового руководителя МВД ситуация на Северном Кавказе вряд ли не изменится, уверен генерал-лейтенант милиции Александр Гуров.
"Кавказский узел" писал, что избранный 4 марта президентом РФ Владимир Путин огласил 21 мая состав обновленного российского правительства, который ранее был согласован с премьером Дмитрием Медведевым.
Сегодня экс-глава МВД России генерал армии Рашид Нургалиев назначен заместителем секретаря Совета безопасности РФ, говорится в документе на сайте президента России.
Шевченко: МВД существует параллельно жизни людей
С резкой критикой в адрес Рашида Нургалиева выступил телеведущий "Первого канала", востоковед, бывший руководитель рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Общественной палаты РФ (в новый состав палаты не вошел) Максим Шевченко.
"Я вообще не стал бы говорить ни о какой политике Нургалиева на Северном Кавказе. Региональные МВД были автономны. Я даже не уверен, что Нургалиев контролировал деятельность МВД Дагестана и ряда других регионов", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Шевченко.
По его словам, "правоохранители откровенно бездействуют, пуская дела на самотек". "Во время правления Нургалиева было убито большое количество людей – дела не раскрываются. Я понимаю, что Следственный комитет не подчиняется министру внутренних дел. Это, наверное, не к Нургалиеву, а к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину вопрос, но все равно – ни одно из громких убийств в Дагестане не раскрыто", - пояснил Шевченко.
Шевченко также отметил недостаточную отчетность о деятельности МВД на Северном Кавказе.
"На сотрудников МВД поступает масса жалоб, причем они идут потоком. Где-то жалуются на коррупцию в ГИБДД и ДПС, в других регионах – обвинения в фальсификации материалов дела, пытках, допросах. Нургалиев, конечно, хороший человек, но систему под контроль он не взял, и кавказская система ему никак не подчинялась. Единственное, что мы видели от Нургалиева по Северному Кавказу – это отчеты о том, что убито 400 бандитов, 500 бандитов, 300 бандитов и так далее. Это явно недостаточный способ отчета о деятельности МВД в таком остром регионе, как Северный Кавказ", - считает журналист.
По его словам, МВД не контролируется и существует параллельно жизни людей. "Мы на "Кавказской политике" (сайт, посвященный событиям в регионе – прим. "Кавказского узла") публиковали письмо от мужа Надиры Исаевой (Абдулхалим Абдулкаримов был объявлен в розыск в 2002 году по подозрению в причастности к теракту 9 мая того же года в Каспийске, унесшему жизни 43 человек. В дальнейшем вина Абдулкаримова в этом преступлении не была доказана, и по данной статье он был оправдан. - Прим. "Кавказского узла"), где подробно описывается, как его пытали во время следствия. В результате на письмо никто не отреагировал - не проводится ни прокурорское расследование, ни проверка сотрудников МВД", - отметил Шевченко.
По его словам, МВД должно быть открытым ведомством, назначения должны быть открыты, региональные министры должны проходить фильтр общественного контроля.
Шевченко считает, что нарушения закона силовиками – это, скорее, вынужденная мера, спровоцированная нехваткой денег. "Я надеюсь, что господин Колокольцев сможет навести порядок, правда, я не знаю как", - закончил Максим Шевченко.
Гудков: для Нургалиева тема Северного Кавказа была палочкой-выручалочкой
Депутат Госдумы, заместитель руководителя фракции партии "Справедливая Россия" в Госдуме, секретарь центрального совета партии "Справедливая Россия", заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков считает, что проблемы на Кавказе прежде всего идут от государства, а не от МВД.
"Что касается эффективности действий полиции на Северном Кавказе, то дело не в Нургалиеве. Там вообще вся ситуация запущена как таковая – политически, этнически, социально. Та же коррупция – это результат не бездействия органов, а проблема в государственной системе", - заявил Гудков.
"Для Нургалиева тема Северного Кавказа была как палочка-выручалочка. Он и сам много туда летал и проникся ситуацией, и на все недостатки говорил – мы воюющее министерство, у нас гибнут люди. В эмоциональном плане это срабатывало", - подытожил Геннадий Гудков.
Брод: Колокольцеву придется исправлять ошибки Нургалиева
Колокольцеву придется исправлять многочисленные ошибки прошлого руководителя МВД, считает сопредседатель ассоциации по защите избирательных прав "Гражданский контроль", член Общественной палаты России, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод.
"Северный Кавказ по-прежнему остается самым неблагоприятным и тревожным регионом России. Громадное количество терактов, похищений людей, запредельный уровень коррупции, произвол в правоохранительной сфере, заказное и покупное правосудие, при этом самый низкий уровень жизни. Ситуация неконтролируемая, и это создает серьезные риски для роста сепаратистских настроений и радикального ислама. Поэтому Колокольцеву достается тяжелое "наследство", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Брод.
По мнению правозащитника, деятельность МВД при Нургалиеве несколько улучшилась, но, тем не менее, приложенных усилий недостаточно. "Могу сказать, что по данным СМИ и наших партнерских правозащитных организаций, последние 2-3 года правоохранители усилили активность на Кавказе. Проводились антитеррористические операции, уничтожались главари радикальных организаций, оказывалось достойное сопротивление террористам. Но это были точечные действия, которые не могли в целом переломить ситуацию, то есть риски терактов возникали почти повсеместно, и ситуация не контролировалась", - пояснил Бонд.
"Я был свидетелем встречи межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, которую возглавлял Нургалиев, и сейчас, видимо, по наследству будет возглавлять Колокольцев. В эту группу входят представители всех министерств и ведомств. Нургалиев, к сожалению, не смог переломить ситуацию. Он не стал той фигурой, которая задает тон в активности правоохранительных органов, является грозой для всех бандформирований", - отметил он.
Что касается Колокольцева, то, прежде всего, он должен быть более решительным, чем его предшественник. "От Колокольцева ждут наведения порядка в самой среде правоохранителей, создания более четкой системы реагирования и деятельности по профилактике радикальных экстремистских проявлений и терроризма, совместно с ФСБ и Следственным комитетом выстраивания жесткой системы реагирования на любые нарушения прав человека, преодоление коррупционных явлений, проблем в сфере безопасности", - заявил Александр Брод.
Гуров: приемник Нургалиева не будет менять методы борьбы с боевиками на Северном Кавказе
Отставка Рашида Нургалиева никак не повлияет на ситуацию на Северном Кавказе, считает бывший сотрудник МВД, генерал-лейтенант милиции Александр Гуров.
"Ничего там измениться не может, потому что это вопрос политики государства. Антитерроризм, разведка, военные действия – это все политика государства. Другой вопрос – вопрос тактики. Правительство тут уже ничего не может предложить, потому что это специфическая отрасль – как задержать группировку, как заблокировать ее, как внедрить людей в группировку или завербовать их. Здесь тоже особо ничего не изменится, потому что Нургалиев был сильным агентуристом и оперативником. Кроме того, он поставил на учет группы экстремистского толка", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Александр Гуров.
По его мнению, новый глава МВД Владимир Колокольцев вряд ли будет менять методы борьбы с незаконными вооруженными формированиями на Северном Кавказе.
"Тактика борьбы с террористами останется прежней. Эти инструкции написаны кровью. В последнее время было много профилактики, разоблачений, установлено взаимодействие с местным населением", - подчеркнул Гуров.
"Когда Рашид Нургалиев стал главой МВД, из министерства уже ушло полтора миллиона профессиональных сотрудников. С его приходом стало уходить меньше. "Наследство" было еще то: и коррупция, и депрофессионализация, была забыта так называемая служба личного сыска – выявление и задержание по специфическим признакам поведения (в основном, это люди, связанные с наркоторговлей, карманные воры). Я лично писал Нургалиеву письмо, в результате служба была восстановлена", - рассказал Гуров.
В ходе поездки на Северный Кавказ Нургалиев отметил успехи МВД региона
Отметим, что в ходе своей поездки на Северный Кавказ 19-21 мая, Рашид Нургалиев отметил успехи силовиков по борьбе с вооруженными незаконными формированиями.
Так, Рашид Нургалиев заявил, что в Северной Осетии была предотвращена попытка дестабилизировать обстановку во время празднования 1 и 9 мая. "МВД республики в полном объеме выполнило поставленные задачи по обеспечению правопорядка и безопасности во время проведения празднования 1 и 9 мая", - заявил Нургалиев на оперативном совещании с личным составом МВД Северной Осетии 19 мая.
Нургалиев также подчеркнул, что в Северной Осетии была активизирована работа по пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия - их в этом году выявлено на 65% больше, сообщает "Интерфакс".
"Особо хочу подчеркнуть, что с января по апрель в Северной Осетии не было допущено преступлений террористического характера и фактов захвата заложников, хотя ранее такие случаи происходили в Северной Осетии неоднократно", - сказал Нургалиев.
По словам экс-министра МВД, в Кабардино-Балкарии удалось существенно снизить активность вооруженного подполья. "Ситуация в КБР стабилизируется. Причем данная динамика приобретает постоянный характер", - подчеркнул Нургалиев на оперативном совещании в Нальчике 20 мая.
Нургалиев также выразил благодарность личному составу МВД по КБР за принятие мер превентивного реагирования. Оперативниками обезврежено 17 готовых к применению самодельных взрывных устройств, говорится на сайте МВД по Кабардино-Балкарии.
В рамках рабочей поездки по СКФО Нургалиев также посетил Махачкалу, где провел 20 мая оперативное совещание с личным составом МВД Дагестана.
Рашид Нургалиев оценил оперативную обстановку в Дагестане как "сложную, но контролируемую". Он особо отметил, что во время двойного теракта в Махачкала 3 мая 2012 года именно грамотные и самоотверженные действия правоохранителей Дагестана помогли избежать большого количества жертв среди гражданского населения. Нургалиев также высоко оценил действия сотрудников полиции по раскрытию теракта.
Как сообщал "Кавказский узел", 3 мая в Махачкале произошел двойной теракт. Первый и второй взрывы произошли на полицейском посту "Аляска-30". В результате теракта погибли 13 человек. По оперативным данным, теракт организовал лидер махачкалинской группировки подполья Гусейн Мамаев. Накануне взрывов он, по информации Национального антитеррористического комитета, позировал в заминированной "ГАЗели" – соответствующие фотографии найдены в его мобильном телефоне. Он был убит 16 мая в ходе спецоперации.
Экс-министр внутренних дел России Рашид Нургалиев отметил позитивные результаты работы полиции Карачаево-Черкесии и Ингушетии по противодействию терроризму.
"Практически снизились посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Тем не менее, угрозы терактов сохраняются. Мы не должны ослаблять достигнутые результаты в оперативно-служебной деятельности", - цитируются слова Нургалиева, сказанные им 19 мая на оперативном совещании в Ингушетии, на сайте МВД по Ингушетии.
"МВД КЧР провело большой объем работ, который позволил удержать криминогенную ситуацию под контролем, не допустить на территории республики террористических актов", - сказал Нургалиев 20 мая на оперативном совещании с личным составом МВД КЧР в Черкесске.
Говоря непосредственно об оперативной ситуации в Чеченской Республике, Нургалиев подчеркнул, что в "регионе наблюдается устойчивая тенденция к снижению тяжких и особо тяжких преступлений, а общий уровень преступности продолжает оставаться одним из самых низких во всем Северо-Кавказском федеральном округе", говорится на сайте МВД по Чечне.
По данным подсчетов "Кавказского узла", основанных на собственных материалах и информации из открытых источников, жертвами вооруженного конфликта на Северном Кавказе за период с 1 января по 31 марта стали 57 сотрудников правоохранительных органов и других силовых структур. В апреле на Северном Кавказе убиты 13 сотрудников правоохранительных органов, ранения получил 21 сотрудник силовых структур.
Всего жертвами конфликта на Северном Кавказе за период с 1 января по 31 марта стали 258 человек.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
08 ноября 2024, 08:31
-
08 ноября 2024, 06:42
-
08 ноября 2024, 01:46
-
07 ноября 2024, 20:05
-
07 ноября 2024, 17:20
-
07 ноября 2024, 14:26