Власти и эксперты в Грузии сходятся в оценке результатов Чикагского саммита НАТО
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В 2014 году Грузия будет готова войти в НАТО, заявил на Чикагском саммите НАТО 22 мая президент страны Михаил Саакашвили. В итоговой декларации саммита указывается, что Грузия, выполняя свои обязательства, выданные советом Грузия-НАТО в рамках ежегодного национального плана, значительно улучшила свое демократическое положение. Грузинские эксперты, комментируя документ, отмечают, что он свидетельствует о прогрессе во взаимоотношениях между Грузией и НАТО.
Саакашвили: войти в НАТО Грузия сможет в 2014 году
Заявление о том, что в 2014 году Грузия будет готова войти в НАТО, Михаил Саакашвили сделал в ответ на заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что следующее собрание глав стран НАТО станет "саммитом расширения".
"Я считаю, что нынешний саммит должен стать последним, который не является саммитом расширения", - заявила Хиллари Клинтон.
"И Грузия к этому времени (2014 год) уже будет готова стать членом альянса, конечно же, продолжая реформы. И тогда трудно будет кому-либо объяснить, почему Грузию могут не принять в альянс", - сказал Михаил Саакашвили.
Президент Парламентской ассамблеи НАТО Карл Ламерс призвал страны-участницы альянса принять Грузию и остальные страны-аспиранты в Североатлантический альянс.
"Саммит НАТО подчеркнул, что Грузия и другие страны станут членами НАТО. Думаю это очень хороший посыл. Во время своего выступления, я как президент Парламентской ассамблеи НАТО отметил, что новые члены всегда привносят жизнь в альянс, и расширение НАТО очень важно", - заявил Карл Ламерс во время пресс-конференции.
По его словам, политика открытых дверей должна оставаться в силе. "И именно поэтому я призываю глав государств еще раз подчеркнуть, что мы поддерживаем и поможем тем странам, которые стоят перед этими открытыми дверьми", - добавил Ламерс.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, в свою очередь, отметил, что Грузия по сравнению с тем состоянием, в котором она находилась во время Бухарестского саммита, достигла большого прогресса.
Отметим, что возможность присоединения Грузии к Североатлантическому альянсу активно обсуждалась на саммите в Бухаресте в апреле 2008 года. Однако главы МИД 26 стран-членов НАТО на рабочем заседании в Брюсселе 2 декабря 2008 года не приняли решения о предоставлении Грузии плана действий по членству (ПДЧ) в альянсе. В апреле 2011 года специальный представитель генсека НАТО в странах Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай на встрече в Тбилиси с Михаилом Саакашвили заявил, что решение Бухарестского саммита 2008 года в отношении интеграции Грузии в НАТО остается в силе.
"Грузия добилась существенного прогресса в деле строительства демократического государства, и мы призываем власти Грузии продолжить реформы в этом направлении", - заявил 22 мая Расмуссен.
Изменения в отношении НАТО к Грузии были зафиксированы в итоговой декларации Чикагского саммита НАТО.
"Мы приветствуем прогресс Грузии после Бухарестского саммита, чтобы путем реформ, своей ежегодной Национальной программой и активной политической вовлеченностью с альянсом в Комиссии НАТО-Грузия, она смогла бы достичь своих евроатлантических стремлений. В этом контексте мы договорились расширить союз Грузии с альянсом, в том числе и путем нашего политического диалога с Грузией, практического сотрудничества и дальнейшего усиления совместимости", - говорится в итоговой декларации саммита в Чикаго.
Эксперты в Грузии видят прогресс во взаимоотношениях между Грузией и НАТО
Грузинские эксперты в целом отмечают, что текст итогового документа Чикагского саммита свидетельствует о прогрессе во взаимоотношениях между Грузией и НАТО. Задержку движения страны в альянс многие из них связывают с позицией России, которая высказывает опасения по поводу возможного включения Грузии в НАТО, а также со слабостью демократических институтов Грузии.
Гегешидзе: у Грузии появился настоящий шанс вступить в НАТО
У Грузии появился настоящий шанс вступить в НАТО, считает эксперт "Фонда стратегических и международных исследований" Арчил Гегешидзе.
Объясняя задержку движения Грузии в НАТО, политолог указывает на то, что помимо российского фактора и демократического устройства Грузии гораздо большую роль для членов НАТО играет неурегулированность конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
"Главная загвоздка в этом случае - пятая статья устава НАТО. Согласно этой статье, государства-члены альянса обязаны поддержать каждого своего члена в том случае, если на его территорию вторгается противник. В 2007 году опасения по поводу того, как Грузия будет использовать пятую статью, и вызвало большое беспокойство - никто не хотел начинать еще одну войну на Кавказе", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Арчил Гегешидзе.
По его словам, на саммите в Лиссабоне в 2010 году также стоял этот вопрос - о пятом пункте устава НАТО. "Однако на этот раз Грузия, видимо, дала понять, что в случае ее принятия в НАТО не собирается втягивать страны-члены альянса в новую войну", - говорит политолог.
По мнению Гегешидзе, если будет выработана такая формула, согласно которой пятый пункт не будет задействован в отношении войск, присутствующих на территории Абхазии и Южной Осетии, то, скорее всего, решение о расширении НАТО будет принято уже на одном из ближайших саммитов.
Васадзе: отношения между Грузией и НАТО институциализировались
Саммит НАТО в Чикаго прошел достаточно успешно для Грузии не потому, что через год или два страна станет членом НАТО, а потому что отношения между Грузией и альянсом институциализировались, считает редактор экономического журнала Black Sea Press Гела Васадзе.
"Грузия уже сегодня находится в конституциональной связи с альянсом, и это определенные гарантии безопасности", - констатировал Гела Васадзе.
Он считает, что во многом задержка движения Грузии в НАТО была связана со слабостью демократических институтов страны.
"Я слишком хорошо помню 2007 год, когда у всех нас было благодушное настроение, что сейчас нам присвоят план действительного членства (ПДЧ), мы станем кандидатом в НАТО. И что получилось? Осенью как черт их табакерки появилась оппозиция, которая начала проводить акции протеста, все это завершилось 7 ноября (в этот день полиция разогнала массовую демонстрацию протеста оппозиции. - Прим. "Кавказского узла"), и в итоге Бухарестский саммит не предоставил ПДЧ Грузии и Украине. Но, если к Украине были вопросы о том, насколько население поддерживает стремление правительства войти в НАТО, то к нам были вопросы о том, что у нас недостаточно развиты демократические институты", - говорит Гела Васадзе.
При этом, как отмечает эксперт, нельзя валить всю ответственность за бухарестское решение НАТО на Францию и Германию, чья экономика сильно зависит от поставок российских энергоносителей.
"Многие говорят, что противостояли вступлению Грузии Франция и Германия, которые зависят от России, но поддержали-то мнение французов и немцев такие страны, как Люксембург, Нидерланды и Бельгия, которые не зависят от России в энергетическом плане", - подчеркивает Гела Васадзе.
Сесиашвили: в ходе саммита в Чикаго Грузия получила от НАТО задание провести кропотливую работу
Советник по вопросам обороны и безопасности оппозиционного движения "Грузинская мечта" Ираклий Сесиашвили считает, что Грузия в ходе саммита в Чикаго получила от НАТО не столько поощрение, сколько задание провести кропотливую работу.
"Я не уверен, что мы в ближайшее время войдем в НАТО, мы должны пройти какие-то этапы. Там разные этапы, и аспирантура – это один из шагов, но не единственный. Фактически в своей декларации НАТО дало задание Грузии. Это задание связано с разрешением конфликтов на оккупированных территориях, демократическим развитием - это те задания, которые НАТО считает обязательными к исполнению", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Ираклий Сесиашвили.
Также он говорит о противодействии с российской стороны. "Россия воспринимает НАТО как угрозу, поэтому пытается воздействовать на решение некоторых членов организации, чтобы не допустить расширения альянса", - отмечает Ираклий Сесиашвили.
С ним согласен и председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия.
"Уже сами представители НАТО говорят вслух, что какое-то виртуальное вето России существует", говорит Малашхия.
Представитель Нидерландского института многопартийной демократии, руководитель Ассоциации международных отношений Грузии Леван Цуцкиридзе считает, что антилобби в НАТО как такового не существует, но ряд стран учитывает интересы России.
"То есть, у них сложились очень тесные отношения с Россией. И они знают, что их позиция в отношении Грузии напрямую повлияет на отношения с Россией. Поэтому Запад желает, чтобы конфликт урегулировался не только в отношениях между Россией и Грузией, но и между Россией и Западом. Такой подход, по их мнению, исчерпает то противостояние, которое существует между Грузией и Россией", - заявил Леван Цуцкиридзе.
Как сообщал "Кавказский узел", по результатам проведенного в Грузии одновременно с президентскими выборами 5 января 2008 года общенационального референдума, 77% населения Грузии высказались за вхождение своей страны в Североатлантический альянс. Они положительно ответили на вопрос "Поддерживаете или нет членство Грузии в НАТО?"
Грузия впервые была упомянута в официальном документе НАТО в качестве страны-аспиранта 8 декабря 2011 года. По словам вице-премьера Грузии, госминистра по евроинтеграции Георгия Барамидзе, это значит, что страна возведена в статус кандидата на вступление в Североатлантический альянс. В марте 2012 года в сенат США был внесен законопроект, призывающий ускорить включение Грузии в НАТО.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
28 ноября 2024, 17:32
1 -
28 ноября 2024, 15:43
-
28 ноября 2024, 11:52
Студенты в Тбилиси организовали перформанс против нарушений на выборах
-
28 ноября 2024, 11:07
Жительница Пятигорска осуждена за причастность к движению "Фалуньгун"*
-
28 ноября 2024, 10:24
-
28 ноября 2024, 06:51