В Азербайджане главный редактор газеты «Хурал» потребовал явки в суд потерпевших
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На судебном процессе по делу главного редактора газеты «Хурал» Аваза Зейналова в Бакинском суде по тяжким преступлениям 14 июня Зейналов потребовал приглашения в суд потерпевших. Суд заявил, что в случае неявки потерпевших на следующее заседание примет решение об их принудительном приводе.
"Кавказский узел" сообщал, что Аваз Зейналов был арестован 28 октября 2011 года по подозрению в получение взятки в крупных размерах на основании жалобы депутата Гюляр Ахмедовой. Кроме Ахмедовой, еще три человека обратились в управление по борьбе с коррупцией с заявлениями о даче взяток журналисту. Впоследствии против него были выдвинуты также обвинения в неисполнении судебных решений и уклонении от уплаты налогов. Рассмотрение дела по существу началось 18 мая.
В ходе судебного заседания 14 июня Зейналов потребовал приглашения в суд потерпевших, проходящих по статье 306.2 (неисполнение судебного решения) УК Азербайджана.
Речь идет о лицах, по чьим искам на газету «Хурал» были наложены денежные санкции, из-за не выплаты которых имущество газеты было конфисковано.
Напомним, 19 октября 2011 года из редакции «Хурала» было изъято имущество, 21 октября имущество было конфисковано в связи с неисполнением редакцией судебных решений по гражданским искам против издания. Основанием для этого послужили проигранные в 2010 году редакцией судебные дела об оскорблении чести и достоинства, в результате которых на газету был наложен штраф в размере 15 тысяч манатов (около 18 тысяч долларов).
«До каких пор мы будем ждать этих людей в суде? Либо Нушаба Алескерли (певица), Агабек Аскеров (директор издательства «Азербайджан») и Вугар Сафарли (глава Фонда государственной поддержки СМИ) должны явиться в суд, либо отказаться от исков против меня», - сказал Зейналов.
Судья Аллахвердиева предупредила присутствовавших в зале представителей Алескерли, Аскерова и Сафарли, чтобы эти лица явились на следующее заседание. В противном случае суд примет решение об их принудительном приводе, сказала судья.
Зейналов также потребовал возвращения ему двух мобильных телефонов, изъятых при его аресте.
Однако гособвинитель Рамазан Хадыев заявил, что у него «нет полномочий заняться поисками телефонов» обвиняемого.
В ответ Зейналов выразил возмущение позицией гособвинителя: «Со дня ареста, 28 октября, полтора месяцев мои телефоны оставались открытыми и с них были подделаны смс-сообщения с текстами о «вымогательстве денег». А теперь вы хотите сказать, телефоны не имеют отношения к этому делу».
Судья пообещала на следующем заседании поинтересоваться «вопросом о телефонах».
Зейналов также выразил протест тем, что из материалов дела, касающихся обвинения по статье 306.2 из числа истцов исключен глава администрации президента Рамиз Мехтиев.
«Именно в связи с неисполнением судебного решения по иску Мехтиева было конфисковано имущество редакции. Если действительно Мехтиева не фигурирует в этом деле, то пусть вернут имущество нашей газеты, и снимут с нас необоснованно взысканный штраф в размере 10 тысяч манатов (12,1 тыс. долларов)», - заявил Зейналов.
В свою очередь, гособвинитель попросил суд рассматривать дело по существу и не допускать упоминания фамилии главы администрации президента.
Зейналов в ответ отметил, что реакция гособвинителя показывает зависимость следствия от исполнительной власти.
«Но я настаиваю, чтобы суд допросил каждого, кто причастен к необоснованным обвинениям в отношении меня. Все равно это дело сфабриковано, и я выиграю его в Европейском суде по правам человека. Но я хочу, чтобы до этого дело не доходило, и справедливое решение было бы принято в азербайджанском суде», - сказал главный редактор газеты «Хурал».
Судья никак не отреагировала на это заявление Зейналова.
Зейналов вновь отверг все пункты обвинения, особо акцентировав внимание на обвинении в уклонении от уплаты налогов.
Его адвокат Эльчин Садыгов сообщил, что Зейналов подал на министерство налогов жалобу в Бакинский административно-экономический суд (БАЭС) №2 о неправильном начислении суммы налога. В связи с этим адвокат ходатайствовал о приостановлении судебного расследования дела по статье 213.1 (уклонение от уплаты налогов) до завершения рассмотрения жалобы Зейналова на министерство налогов.
Он обратил внимание на то, что согласно законодательству Азербайджана одно и то же дело не может рассматриваться в двух судах.
Однако представитель министерства налогов Сахават Рзаев с уверенностью заявил, что БАЭС №2 отклонит жалобу Зейналова.
Его заявление вывело Зейналова из себя. »Откуда вы знаете, чем закончится суд?», - спросил журналист представителя министерства налогов.
«Господин судья, откуда этот человек может знать, чем закончится судебный процесс, назначенный на 29 июня? Это заявление наглядно свидетельствует о политическом заказе моего дела и предрешенности судебных вердиктов», - заключил Зейналов.
Судья оставила ходатайство не рассмотренным.
Следующее заседание назначено на 15.00 20 июня.
Напомним, что на предыдущем судебном заседании 6 июня Зейналов заявил о необоснованности всех доказательств, представленных следствием.
По его мнению, предметом претензий к нему могут быть лишь действия, подпадающие под статьи 147 (клевета) и 148 (оскорбление) УК Азербайджана, поскольку он писал, что депутат Гюляр Ахмедова шантажирует его, предлагая денежное вознаграждение за отказ от критики властей.
"Поэтому прошу суд направить дело в один из районных судов для проведения расследования по статьям "Клевета" и "Оскорбление". Хотя я и по этим статьям не считаю себя виновным, и готов отстоять в суде свою правоту", - отметил Зейналов.
Однако судья Аллахвердиева отклонила ходатайство, заявив, что оно может быть рассмотрено на последующих этапах судебного следствия, если в этом возникнет необходимость.
Халид Агалиев: в основе уголовного преследования журналиста именно его публикации
По словам менеджера по проектам Института права медиа (ИПМ) Халида Агалиева, удовлетворение или неудовлетворение ходатайств относится к компетенции судьи и может быть отложено по его усмотрению.
Однако в каждом конкретном случае судья должен юридически обосновать свои решения. В случае с Зейналовым действительно логичнее было бы переквалифицировать статьи обвинения в диффамацию, поскольку в основе уголовного преследования журналиста именно его публикации, считает эксперт.
"А обвинение в неуплате налогов может быть выделено в отдельное производство", - добавил он.
По словам Агалиева, по нынешним статьям обвинения Зейналову грозят максимальные сроки наказания: по статьям 311.3.3 и 311.3.4 – до 12 лет лишения свободы, по статье 306.1 – до трех лет лишения свободы и по статье 213.1 - до года исправительных работ.
Согласно статье 66.1. УК, «при совокупности преступлений за каждое совершенное преступление назначается отдельное наказание и путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем полного или частичного сложения назначенных наказаний назначается окончательное наказание». При этом учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства, однако выбор формы назначения наказания относится к компетенции судьи.
По статьям «Клевета» и «Оскорбление» максимальные сроки составляют соответственно до трех лет и шести месяцев лишения свободы.
«Однако в связи с призывами международных организаций отменить уголовное наказание за диффамацию в последние годы власти не применяют против журналистов статьи «клевета» и «наказание», а используют обвинения в «хулиганстве», «нанесение менее тяжкого ущерба здоровью», «незаконное хранение наркотиков». При этом власти не спешат с принятием закона о диффамации, отменяющего уголовное наказание за клевету», - отметил Агалиев.
Напомним, что против Зейналова были выдвинуты обвинения по статьям 311.3.3 (получение взятки в крупных размерах) и 311.4 (вымогательство путем угроз) УК Азербайджана. Впоследствии, помимо указанных двух статей, следствие выдвинуло против Зейналова обвинения еще по двум статьям - 306 (неисполнение приговора, решения или иного акта суда) и 213.1 (уклонение от уплаты налогов и обязательных социальных платежей в значительном объеме) УК.
В случае доказательства вины главному редактору "Хурала" грозит тюремное наказание сроком до 12 лет. Зейналов отвергает все пункты обвинения.
В защиту Зейналова выступают правозащитные организации. В частности, "Репортеры без границ" выступили с требованием немедленного освобождения Зейналова, осудив решение Апелляционного суда, оставившего в силе решение суда первой инстанции об аресте журналиста. А базирующийся в США "Комитет защиты журналистов" выразил обеспокоенность преследованием и тюремным заключением Зейналова и призвал власти Азербайджана немедленно освободить его.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 23:31
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25
-
24 ноября 2024, 15:26
Жительница Железноводска задержана после пацифистских высказываний
-
24 ноября 2024, 12:29