Дагестанские блогеры критикуют фетву о запрете музыкального сопровождения к религиозным песнопениям
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В социальных сетях получила широкое обсуждение фетва, принятая советом алимов Духовного управления Дагестана (ДУМД), который запретил использование музыкальных инструментов при исполнении религиозных песнопений. Блогеры расценили этот запрет как попытку давления на светскую эстраду, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Совещание под руководством муфтия Дагестана Ахмада Абдуллаева, на котором присутствовали религиозные деятели республики и исполнители мавлидов и нашидов (религиозных песнопений), состоялось в ДУМД 3 октября. Речь шла о необходимости запрета использования музыкальных инструментов при исполнении нашидов и мавлидов.
Как отметил в своем выступлении муфтий Ахмад Абдуллаев, он собрал совещание для того, чтобы поставить точку в теме, которую религиозных кругах обсуждали не один год. "Мы несколько раз обсуждали, и сегодня мы ставим точку в вопросе использования музыки при исполнении нашидов. Надеюсь, к этому вопросу нам не придется больше возвращаться", - отметил муфтий.
По его словам, исполнение нашидов - это один из призывов к вере. "Чем красивее звучал этот призыв, тем больше людей приходили в ислам", - сказал муфтий. Теперь же, заявил муфтий, нужно переходить на более правильный уровень призыва к вере, который бы в полной мере соответствовал шариату. "Мы закрываем дорогу для тех, кто решил прийти в религию через музыку", - сказал он.
"Музыка по шариату запрещена. Раньше мы на это глаза просто закрывали", - отметил Абдулаев.
Как пояснили корреспонденту "Кавказского узла" в Духовном управлении мусульман Дагестана, решение о запрете светской музыки было принято решением религиозных деятелей республики. "Однако оно касается только религиозной жизни республики", - подчеркнул собеседник.
"Если раньше ДУМД разрешал использовать музыкальную аккомпанировку религиозным песнопениям - нашидам, то теперь это делать нельзя. Даже те клипы исполнителей нашидов, которые были сняты до запрета, должны быть сняты с показа по местному ТВ", - заявил собеседник.
Он уверил, что запрет носит всего лишь рекомендательный характер. "Ему последуют только верующие люди. А в светской жизни Дагестана этот запрет ничего не изменит, это всего лишь рекомендация", - сказал представитель ДУМД.
Нашидом называется мусульманское песнопение, традиционно исполняемое мужским вокалом соло или в хоре без сопровождения музыкальных инструментов. Использование музыкальных инструментов, согласно мнению многих богословов, в том числе основателей четырех из основных мазхабов ислама, не разрешено. "В Дагестане до последнего времени музыкальное сопровождение к исполнению нашидов не запрещалось",- уточнили в ДУМД.
Там же пояснили, что мавлидом называется собрания мусульман, проводимые ими для совместного богослужения.
"Например, для изучения жизни и деятельности пророка Мухаммада, выражения радости по поводу его рождения, его восхваления, изучения его жизненного пути, а также познания ислама в целом", - сказал собеседник.
Музыканты и блогеры опасаются давления со стороны религиозных властей на светскую жизнь
Религиозные деятели не в первый раз дают рекомендации, "которые с одной стороны касаются только соблюдающих мусульман, а с другой - это мнение потихоньку навязывается и остальной части Дагестана, метод мягкой силы", - считает музыкант Арслан Магомедов.
"Если кто помнит, еще в 2006 году имамы Махачкалы составил "черный список" эстрадных исполнителей, гастроли которых в Дагестане они считают нежелательными. Среди "запрещенных" исполнителей были Борис Моисеев, Шура, ВИАгра, Тату, Жанна Фриске. Заметьте, раньше исполнители ездили в Дагестан с концертами намного чаще", - отметил он.
Между тем данный запрет вызвал широкое обсуждение в социальной сети facebook в группе "Журналисты Дагестана". Авторы комментариев выражают опасения, что так называемый "рекомендательный" запрет - это первый шаг к давлению на светскую жизнь республики.
"Зачем искусственно создавать это противостояние? Почему в теологические споры оказываются втянутыми даже те, которым они до фонаря... короче, очередная охота на ведьм", - пишет пользователь Саида Далгат, выражая уверенность в том, что из запрета ничего не выйдет из-за явного коммерческого интереса самих исполнителей.
"А как же зурна, агач-кумуз, на которых веками играли дагестанцы?" - задает вопрос Tim Aliev.
"Я ведь не иду в мечеть и не распространяю там "вестник безбожника", - пишет Сергей Манышев, высказывая недовольство навязыванием религиозных правил и норм в светской жизни.
"Там прямым текстом написано: "так называемая светская музыка - это харам". В нормальной стране или республике это бы поняли как "мне запрещено", у нас же понимают "запрещено всем"... Вот на том же основании будут устраиваться срывы концертов "светской музыки" - тут к гадалке не ходить. Смотрим, что еще в 2006-м писалось по этому поводу "российским артистам предлагается серьезно подумать, прежде чем включать в свой гастрольный список Махачкалу". Не правда ли, очень деликатно и совсем без угроз написано?", - пишет Светлана Анохина.
"Это все так просто не решается. Салафиты музыку вообще считают запрещенной. И светскую и не светскую", - заявляет Мон Синьёр.
"Смешно, когда какая-то из официальных структур, говорит о рекомендательном характере. Бред полный. Я не скажу, что большая поклонница дагэстрады, но само ее наличие в Дагестане радует. Люди имеют возможность в самовыражении. Так скоро, рекомендательным характером скажут в музеях снять картины с изображениями людей - это ведь тоже харам в исламе", - предполагает Daizy Di.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08
-
22 ноября 2024, 13:33