На фестивале "Кунаки" в Сочи будет показан фильм "Три дагестанские новеллы"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На VI фестивале телевизионного документального кино и авторских программ "Кунаки", который открылся 1 ноября в Лазаревском районе Сочи, вне конкурсной программы будет продемонстрирован фильм режиссера Ильяса Богатырева "Три дагестанские новеллы". Эта картина о жизни дагестанских крестьян была снята в прошлом году, но пока так и не попала на телеэкран.
Напомним, фестиваль "Кунаки" проводится в Сочи в шестой раз. Он продлится пять дней, в течение которых в здравницах, школах, клубах и Домах культуры курорта будут работать фестивальные площадки, где зрители познакомятся с фильмами и авторскими программами из конкурсной и внеконкурсной частей, а также смогут встретиться с их авторами.
"Жителей Кавказа кормить не надо, они прокормят себя сами"
Получасовой документальный фильм "Три дагестанские новеллы" снимался летом 2011 года в Цунтинском, Рутульском, Акушинском и Карабудахкентском районах Дагестана при поддержке правительства Дагестана и Союза журналистов республики, был смонтирован в начале 2012 года. Его герои – пожилая акушерка из Цахура, карабудахкентский животновод и фермер, выращивающий капусту в Акушинском районе. Каждый рассказывает о своем деле, планах на будущее и мечтах. Три эпизода перемежаются съемками с урока русского языка в цунтинской школе.
Инициатором создания фильма и продюсером стала директор Центра этноконфессиональных проблем Сулиета Кусова. Организационную и финансовую поддержку оказали правительство Дагестана и республиканский Союз журналистов.
"В течение месяца мы ездили по Дагестану, побывали в отдаленных районах, куда не каждый журналист доберется. Мы сняли два фильма. Один большой – почти часовой – "Кавказский хребет России". И на основе тех же съемок я сделал фестивальный фильм "Три дагестанские новеллы". Три его героя присутствуют и в большом фильме, но я решил их вывести в отдельный проект", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" автор и режиссер фильма Ильяс Богатырев.
По словам режиссера, все герои попали в фильм случайно.
"По пути в Цахур я увидел женщину, идущую по дороге, вышел из машины с камерой. Остальные уехали, а я остался снимать. Как часто бывает, случайные находки оказываются наиболее ценными. Мы застали эту женщину врасплох, она не готовилась к съемкам и была проста, непосредственна и открыта", - отмечает режиссер.
По его словам, съемочная группа специально поехала в Карабудахкентский район, чтобы найти там молодого фермера. "Снимать в кошаре было неинтересно, мы пошли пешком через холм, чтобы посмотреть его стадо. Когда человек не просто сидит в знакомой атмосфере, а занимается каким-то делом или идет, он по-другому реагирует на вопросы - становится более непосредственным, не обдумывает, как бы получше сказать. Это, кстати, испытанный метод, чтобы сделать разговор откровенным", - рассказывает Ильяс Богатырев.
Он обращает внимание на слова своего собеседника. "Когда у него родился сын, он заложил фундамент фермы. Когда сыну исполнился год, он уже сделал крышу. Свой бизнес он строит с таким расчетом, чтобы передать его сыну. На таких людях держится земля", - уверен режиссер.
Мужчину, который выращивает капусту, по его словам, пришлось снимать ночью. "Дело в том, что им разрешают подъезжать к речке только по ночам, чтобы не мешать соседнему аулу", - отмечает Богатырев.
Иногда на фоне кадров фильма звучат речи чиновников и лозунги националистов "Хватит кормить Кавказ!"
"В первоначальном варианте этого не было. Но после монтажа я пересмотрел фильм и решил добавить туда учительницу русского языка и фон с речевками. Мне кажется, без этого фильм получился бы не таким очевидным и не таким резким. Это если не прямой, то косвенный ответ на лозунг "Хватит кормить Кавказ!". Этих людей кормить не надо, они прокормят себя сами", - подчеркивает Ильяс Богатырев.
По словам режиссера, в большом фильме "Кавказский хребет России" эта мысль проговаривается еще четче: "Там дана целая галерея крестьян Дагестана и показано, что они не только себя прокормят, но и весь юг России могут завалить продуктами, если нормально наладить поставки".
Однако, несмотря на такой лестный для республики вывод, фильм не нашел признания у дагестанских властей, отмечает Богатырев. "Сначала нам сделали замечание, мол, у вас в фильме получается, что все дагестанцы работают, а мы в правительстве ничего не делаем. После этого мы включили в фильм три эпизода с высказываниями президента республики, они пошли как перебивки. Но даже после этого фильм не взяли и не показали на дагестанском телевидении", - указывает режиссер.
Не взяли фильм и федеральные каналы. "Наша студия "Элия-фильм" снимает разные фильмы, но в основном они носят полужелтый характер, на криминальные темы. У "НТВ" и "Первого канала" это пользуется стабильным спросом. А такая документалистика, как наш фильм, подпадает под определение "неформат", - говорит автор фильма.
Не взяли фильм и на всероссийский фестиваль документальных фильмов "Россия", в то время как на международных фестивалях в Катаре и Швейцарии весной этого года он попал в конкурсную программу.
"По Республике Дагестан можно наблюдать и писать историю Северного Кавказа"
Продюсер фильма "Три дагестанские новеллы" Сулиета Кусова отмечает, что планировала снять о Дагестане целый цикл фильмов.
"Дагестан в моем понимании – это республика, которая определит будущее Северного Кавказа. По многим причинам – по геополитике, по ее стратегическому положению на берегах Каспия, по ее необычайно пассионарному народу. Это пример для национальной политики центра, когда несколько десятков народов живут в здоровой конкуренции и гармонии друг с другом. Да, он переживает сейчас очень трудные дни, но он очень яркая и наглядная площадка для культурологических, социологических, политологических исследований. По Республике Дагестан мы можем наблюдать и писать историю Северного Кавказа", - говорит директор Центра этноконфессиональных проблем.
Ильяс Богатырев относится к почти исчезнувшей сейчас породе режиссеров, которым интересны другие люди, считает режиссер-документалист Евгений Голынкин.
"Поэтому у него такая внимательная и бережная камера, такой спокойный и несуетливый монтаж. Его картина "Три дагестанские новеллы" - о том, с каким достоинством люди справляются с тяжелой жизнью. Эти новеллы объединены сюжетом о школьном уроке русского языка и контрапунктом - звучащими за кадром официально-враждебными радиоголосами. Очень важная деталь – это интонация его рассказа, необычайно уважительная, он рассказывает о вещах гораздо более сложных и важных, чем тяжелый быт", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Евгений Голынкин.
"В одном из эпизодов учительница русского языка говорит такую фразу: "Предложение выражает законченную мысль". И это вполне относится к картине Ильяса, потому что его мысль выражена очень точно, и для зрителя должна быть очевидна. Такие картины необходимы, но их, к сожалению, очень мало", - отмечает режиссер.
Такие фильмы, как "Три дагестанские новеллы", должны чаще появляться на центральных телеканалах, убежден председатель исполкома Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов.
"Я очень рад, что фильм смогут посмотреть хотя бы гости фестиваля "Кунаки". Я не кинокритик, но, с моей точки зрения, фильм правильный и актуальный, особенно сейчас, когда так обострились межнациональные проблемы. К сожалению, сейчас такие фильмы не показывают по центральным каналам. А гражданам России было бы полезно узнать, как живут простые люди на Кавказе", - заявил Тоторкулов.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
27 ноября 2024, 11:24
-
27 ноября 2024, 10:17
-
27 ноября 2024, 09:31
-
27 ноября 2024, 08:51
-
27 ноября 2024, 07:16
-
26 ноября 2024, 18:10
Два жителя Дагестана осуждены за организацию канала миграции в ЕС