Адвокаты: российские власти затягивают рассмотрение в ЕСПЧ дела пострадавших в Беслане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Россия затягивает рассмотрение иска пострадавших в теракте в Беслане, заявили их адвокаты Михаил Трепашкин и Сергей Князькин на прошедшей в Москве пресс-конференции.
1 сентября 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе североосетинского города Беслан. В результате теракта погибли 186 детей и 148 взрослых, ранения получили 728 бесланцев и 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания школы были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников.
Напомним, родственники погибших в теракте в Беслане обратились за помощью в Европейский суд по правам человека еще в 2007 году. Как заявила тогда представитель общественной организации "Голос Беслана" Элла Кесаева, в жалобах в международный суд содержится просьба провести объективное расследование по всем обстоятельствам теракта и гибели заложников. Всего в ЕСПЧ было подано семь жалоб: "Тагаева и другие", "Дудиева и другие", "Албегова и другие", "Савкуев и другие", "Алиева и другие", "Кокова и другие" и "Ногаева и другие". Все они были объединены Европейским судом в одно производство и будут рассмотрены под общей жалобой "Тагаева и другие". С апреля 2012 года ЕСПЧ коммуницировал жалобы.
О жалобах было официально сообщено государству-ответчику, суд задал сторонам разбирательства ряд вопросов, ответы на которые позволят рассмотреть поданные жалобы на предмет приемлемости и по существу, а также потребовал от государства представить копии материалов дела, имеющихся в его распоряжении
Пресс-конференция прошла в Независимом пресс-центре в Москве. В ней приняли участие адвокаты пострадавших в ходе бесланского теракта: эксперт Парламентской ассамблеи Совета Европы, глава департамента "Комиссии по борьбе с коррупцией" Михаил Трепашкин и директор "Центра международной защиты прав человека Михаила Трепашкина", член Союза журналистов России, юрист Сергей Князькин, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
По оценке адвокатов, прозвучавшей на пресс-конференции, российские власти пытаются затянуть рассмотрение поданных жалоб.
14 сентября 2012 года, напомнил Сергей Князькин, уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин, выступающий от имени властей в деле, направил письмо в ЕС с просьбой о переносе рассмотрения дела в Большой палате Европейского суда.
Сама процедура рассмотрения такого обращения затягивает процесс как минимум на 4-6 месяцев, так как вопрос необходимо рассмотреть в секретариате суда, известить о просьбе все стороны и получить ответы на прошение. Также рассмотрение в Большой палате ЕС подразумевает рассмотрение дела не семью судьями, а семнадцатью, что также подразумевает затраты времени на ознакомление судей с делом, считает адвокат.
"Обращение России с просьбой рассмотрения дела в Большой палате ЕС не является легитимным и юридически значимым действием, противоречащим регламенту ЕС", - заявил Князькин.
По словам адвоката, полгода Матюшкин отправлял по жалобе замечания, таким образом затягивая процесс.
"Даже сейчас Матюшкин направил ряд замечаний на 15 страницах, где высказался о нарушениях сроков подачи", - приводит слова Князькина "Каспаров.ру".
Михаил Трепашкин также отметил, что, по его мнению, власти затягивают дело.
"Вся история – следствие пренебрежительного отношения власти к правам граждан. Впечатление такое, что относятся к людям, как к второстепенным существам. Происходят постоянные фальсификации документов – лишь бы не разбираться", - сказал Трепашкин.
Напомним, в сентябре жители Беслана заявили, что не видят подвижек в расследовании теракта и надеются на решение Евросуда. Пока же дело о теракте в бесланской школе стоит на месте, несмотря на обещанные Дмитрием Медведевым подвижки в расследовании, сообщила руководитель ассоциации жертв террористических актов "Матери Беслана" Сусанна Дудиева.
Изначально планировалось, что конференцию посетят также и пострадавшие в ходе бесланского теракта, но по неизвестным пока обстоятельствам, они остались дома. Участники конференции попытались связаться с родственниками пострадавших по скайпу, но связь все время прерывалась.
Комментариями официального представителя уполномоченного РФ при ЕСПЧ и сотрудников его аппарата в связи с заявлениями адвокатов "Кавказский узел" пока не располагает.
"Всего нарушено пять статей Конвенции о защите прав человека"
Сергей Князькин вкратце напомнил обстоятельства захвата школы, подробно остановившись на жалобах пострадавших, коммуницированных ЕСПЧ.
"Всего было нарушено пять статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, считают заявители. Основная из них – статья 2 раздела 1 "Право на жизнь", - рассказал Князькин.
Заявители считают, что государство не выполнило свои обязательства по защите жизни людей, находившихся в опасности, при этом власть и силовики были осведомлены о существовании такого риска. Государство в лице полиции имело оперативную информацию о возможном захвате учебного заведения – соответствующее сообщение было передано силовикам по телефонограмме, уточнил юрист.
"Силовикам сообщили, что необходимо усилить меры безопасности у всех учебных заведений, особенно у школ, но полиция занималась не усиление кордонов, а защитой президентского кортежа", - констатировал Князькин.
Также заявители считают, что власти непрофессионально подошли к организации работы штаба, реализации стратегии переговоров с террористами, штурму здания и тушению горящей кровли школы.
"Силовики совместно со СМИ занижали количество заложников, что вводило террористов в напряжение, способствовало обострению обстановки и ухудшению условий пыточного содержания заложников. Основной задачей штурма было убийство террористов, а не спасение заложников - первые взрывы произошли у стены, где были дети. Понятно, что бойцы спецназа хотели взорвать именно эту стену, чтобы через пролом вытащить людей, но образовалась маленькая дыра, через которую никого невозможно было просунуть. Кроме того, при штурме здания использовалось непропорциональное количество сил – пулеметы, огнеметы, гранатометы, танки, другая военная техника", - сообщил Князькин.
Кроме статьи "Право на жизнь", нарушена статья 3 конвенции "Запрещение пыток", считают родственники жертв. Как утверждают заявители, жестокое обращение с заложниками является следствием действий оперативного штаба: террористы, имеющие возможность смотреть новости через телевизор, "усилили страдания заложников из-за обмана общественности о количестве заложников и о якобы нежелании вести переговоры", заявил Князькин.
Также нарушена статья 6 конвенции "Право на справедливое судебное разбирательство" - пострадавшие не смогли эффективно защищать свои права в суде в случае насильственной смерти родственников, ни одно официальное лицо не было привлечено к ответственности за нарушение прав пострадавших, считает юрист.
"Не были проведены необходимые следственные действия по изучению доказательств преступления, не были проведены некоторые экспертизы, не были даже извлечены пули из погибших заложников", - указал Князькин.
Одна из заявительниц, мать погибшей девочки Рита С. писала, утверждает юрист, что фрагменты тел заложников, личные вещи убитых, одежда, обувь были вывезены в один из карьеров Беслана, где впоследствии мать обнаружила блузку ребенка. Описанное говорит о "поверхностном, необъективном расследовании всех причин и обстоятельств трагедии", считают родственники пострадавших.
Также, по мнению заявителей, были нарушены статьи 8 и 13 конвенции "Право на уважение частной собственности и семейной жизни" и "Право на эффективное средство правовой защиты", куда входят уже озвученные обстоятельства инцидента и расследования.
Несмотря на то, что в ходе пресс-конференции действия спецслужб, проводивших штурм школы в Беслане, были оценены негативно, в определенной степени действия силовиков могут быть оправданы, сказал после окончания официальной части мероприятия корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Князькин.
"Безусловно, силовые методы были необходимы. Сотрудники правоохранительных органов принимали решения по обстоятельствам, импульсивно, когда пошли взрывы, и уже было необходимо спасать заложников. Но сегодня мы говорим о человеческих правах. С точки зрения пострадавших, их права нарушены. Если бы расследование проводилось грамотно и было вынесено решение о том, что в действиях силовиков действительно были нарушены права граждан, то, я думаю, столь высокого резонанса и напряжения бы не было", - заключил Князькин.
По мнению юриста, судебное разбирательство имеет аналогичные перспективы с "Норд-Остом": суд признает нарушения прав пострадавших по статье 2 конвенции и ряду других статей.
"Мы будем просить пересмотра расследования. Главное, чтобы государство признало, что были нарушены права человека. Заявители требуют возмещение нанесенного государством ущерба, которое будет выражено в некой материальной форме", - сказал Князькин, отметив, что размер затребованной компенсации пока не сформулирован.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08