Защита Темерханова: Буданов убит за Эльзу Кунгаеву, а не за отца
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Чечне трое военнослужащих в 2000 году убили отца Юсупа Темерханова, обвиняемого в убийстве экс-полковника Юрия Буданова, заявила 3 декабря в суде прокурор Мария Семененко. Защита Темерханова версию убийства "из мести за отца" отвергает, заявляя, что "Буданова убили за Эльзу Кунгаеву, кто бы это ни сделал".
Как сообщал "Кавказский узел", в Московском городском суде 3 декабря началось судебное разбирательство по делу об убийстве Юрия Буданова. В убийстве бывшего полковника обвиняется уроженец Чечни Юсуп Темерханов. Ему инкриминируется "убийство по мотиву ненависти и вражды в отношении социальной группы" и "незаконное приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия".
Потерпевшими по делу признаны вдова Юрия Буданова Светлана Буданова и сын Валерий Буданов. Дело об убийстве Буданова рассматривается с участием коллегии присяжных заседателей.
Адвокат: суд ведется с грубейшими нарушениями закона
В самом начале заседания адвокат подсудимого Юсупа Темерханова Мурад Мусаев заявил о том, что возражает против "оперативного сопровождения судебного процесса".
"В зале суда присутствует оперативный сотрудник. Он находится в последнем ряду, это сотрудник полиции, участвовавший в производстве по нашему делу. Я знаю его в лицо, потому что мы встречались на следственных действиях", - сказал Мусаев.
Прокурор Мария Семененко возразила, обосновав тем, что процесс открытый и присутствовать в зале суда могут все желающие.
Мусаев продолжал настаивать на удалении из зала суда "человека в голубой рубашке", поскольку сторона защиты намерена ходатайствовать суду о вызове его на судебный допрос, как и всех остальных сотрудников полиции, участвовавших в следственных действиях, как свидетелей по делу.
Судья Андрей Коротков удалил мужчину из зала суда. Затем защитник Мусаев ходатайствовал об исключении из числа доказательств ряда материалов, которые, по его мнению, являются недопустимыми доказательствами, поскольку получены с нарушениями закона.
Председательствующий суда снова разъяснил защитнику, что гособвинение еще не заявило ни одного ходатайства к исследованию материалов и, возможно, что указанные адвокатом материалы не войду в число подлежащих исследованию в суде.
"В материалах имеются протоколы обыска в жилище, полученные с нарушением ряда статей УПК РФ, Конституции РФ и Европейской конвенции по правам человека. Обыск проведен в ночное время суток, что запрещено. При обыске подозреваемому задавались вопросы, а ответы вносились в протокол, при этом ему не были разъяснены его права, а также ему не было предоставлено право воспользоваться услугами защитника", - продолжал настаивать на исключении документов представитель стороны защиты.
Прокурор назвала ходатайство преждевременно заявленным, озвученным раньше вступительного слова государственного обвинения.
Потерпевшая сторона поддержала государственного обвинителя. Суд счел доводы прокурора обоснованными и напомнил, что очередность представления доказательств закреплена за стороной государственного обвинения, что установлено законом.
Мурад Мусаев озвучил свои возражения и заявил, что "судебный процесс ведется с грубейшими нарушениями закона".
В ходе судебного заседания адвокат подсудимого заявил еще одно ходатайство. По его словам, в одном из протоколов имеются процессуальные нарушения, так как "он содержит только имена и фамилии понятых и не представляется возможным с такой информацией вызвать их в суд", и другие процессуальные нарушения.
"Доказательства, полученные с нарушениями закона, не являются допустимыми доказательствами и подлежат исключению из материалов дела", - резюмировал защитник.
В свою очередь гособвинитель Мария Семененко снова назвала ходатайство преждевременно заявленным, обосновав теми же доводами, что и предыдущее возражение.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства защиты в связи с тем, что оно не подлежит удовлетворению на этой стадии судебного процесса, поскольку преждевременно заявлено. В ответ на это Мусаев вновь заявил возражения на действия председательствующего.
22 июля 2011 года адвокат Темирханова заявил, что его подзащитный был жестоко избит. По данным МВД, доставленный в Мосгорсуд обвиняемый в убийстве Буданова 22 августа отказался от обыска, и полицейские были вынуждены применить к нему силу.
Подсудимый Юсуп Темерханов был одет в строгий костюм. В течение всего заседания он молчал.
На заседании присутствовало большое количество журналистов. Также в зале находились активисты общественных организаций, основном поддерживающие Валерия Буданова, сына убитого бывшего полковника.
Далее в зал суда были приглашены присяжные заседатели, которых суд уведомил о том, что в дело вступила представитель потерпевшей стороны Ольга Потапова.
Затем судья сообщил об отсутствии двух основных присяжных и об их замене на присяжных заседателей из числа запасных.
Прокурор: Буданов был представителем военных, неприязнь к которым испытывал Темерханов
Затем перед судом выступила прокурор Мария Семененко. По ее словам, Юсуп Темерханов обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации.
В ночь на 13 января 2000 года в Чеченской Республике трое военнослужащих федеральных войск, проводивших контртеррористическую операцию, совершили умышленное убийство отца Темерханова, а также сожгли принадлежавшее ему кафе, зачитала текст обвинительного заключения Мария Семененко.
Полагая, что убийство отца Тамерханова совершили военнослужащие, принимавшие участие в контртеррористической акции на территории Чеченской Республики, подсудимый подготовил и спланировал преступление и подыскал соучастников, отмечается в обвинительном заключении.
Также, по версии следствия, Юсуп Темерханов установил, что Буданов находится в Москве. При этом он узнал из СМИ о том, что Буданов был освобожден из мест лишения свободы, где отбывал наказание за убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой.
Буданов являлся ярким представителем группы военнослужащих, неприязнь к которым испытывал Темерханов, отметила в ходе заседания прокурор Мария Семененко.
По ее словам, затем он совершил подготовку и планирование преступления, а именно, приобрел автомобиль "Мицубиси Лансер" с поддельным государственным регистрационным знаком. Кроме того, он приобрел оружие. Владея навыками стрельбы из огнестрельного оружия, он принял решение совершить убийство из пистолета "ЛИ №7527" с приспособлением для бесшумной стрельбы, переделанного из "ИЖ 79".
Неустановленные лица, которых Темерханов привлек для совершения преступления, установили место жительства и слежку за Будановым в Москве, отметила Мария Семененко.
По версии следствия, 10 июня 2011 года Темерханов примерно в 12.05 мск, выйдя из автомобиля, находясь на тротуаре, возле детской площадки произвел в Буданова не менее восьми выстрелов. Смерть Юрия Буданова наступила на месте происшествия от огнестрельных ранений в голову. Сам Темерханов оставив в автомобиле пистолет с глушителем, облил салон автомобиля бензином, поджог его и скрылся, огласила обвинительное заключение Мария Семененко.
Защита Темерханова назвала обвинительное заключение "соответствующим действительности лишь в части факта совершения убийства человека". Сам подсудимый не произнес ни одного слова и свое отношение к предъявленному обвинению не выразил никак.
Потерпевший: конфликтов у отца не было, но он был настороженным
Затем в ходе заседания суда сторона государственного обвинения приступила к представлению доказательств вины подсудимого, был исследован ряд документов из материалов дела.
Первым был исследован протокол места происшествия, а именно участок двора на Комсомольском проспекте в Москве. Также были исследованы заключения судебно-медицинских экспертиз трупа Буданова, присяжным были продемонстрированы фотографии из материалов дела.
По окончании исследования письменных материалов суд допросил Валерия Буданова, сына убитого военнослужащего, признанного потерпевшим по этому делу.
"10 июня 2011 года, примерно в 12.15 часов дня, мне позвонила мама и сказала, что в отца стреляли, я был на работе и знал, что родители пошли к нотариусу для оформления документов для выезда за границу моей несовершеннолетней сестры. Я сам по образованию юрист и работаю в юридической конторе. Я поймал такси и через 10 минут прибыл на место происшествия и увидел тело отца. Врач мне сказал, что шансов помочь ему не было. Отец работал на госпредприятии по эксплуатации жилых домов, он был заместителем директора. Отец часто ездил по базам и филиалам фирмы, в которой работал, он курсировал между тремя адресами, где работал. Он уходил на работу не позднее 8 часов утра и возвращался часов в семь вечера, а по субботам он мог дежурить на работе. Личного автомобиля у него не было, был служебный микроавтобус "Мерседес", на котором его возил водитель Алексей, а в иное время отец пользовался общественным транспортом. Со слов матери мне известно, что они встретились около нотариальной конторы, вместе сдали документы на регистрацию, мама осталась в конторе, а отец вышел позвонить или покурить. Потом в помещение конторы забежал молодой человек и сказал, что на улице стреляют, мать выбежала и увидела отца всего в крови, он бился в конвульсиях. Когда я приехал, он уже не подавал признаков жизни. Очевидцы сказали, что стрелял мужчина, он был один и скрылся на автомобиле. Конфликтов у отца не было, но в последнее время он был настороженным", - пояснил суду Валерий Буданов.
Адвокаты защиты задали потерпевшему уточняющие вопросы, у подсудимого вопросов к Валерию Буданову не возникло. Адвокат Мурад Мусаев ходатайствовал об оглашении показаний потерпевшего, данных им в ходе предварительного расследования, в связи с имеющимися противоречиями.
"Ранее он (Валерий Буданов. - Прим. "Кавказского узла") сообщал следователю, что мать сообщала ему о том, что видела "лансер" и человека в кепке, а сейчас потерпевший не сказал об этом", - заявил адвокат.
Суд частично удовлетворил ходатайство адвокатов. Потерпевший уточнил, что в связи с истечением времени он не вспомнил сразу в суде этот момент полуторогодовалой давности допроса. "Но если я тогда об этом сообщил следствию, то значит, так оно и было. Я подтверждаю свои показания, данные ранее", - добавил Валерий Буданов.
Следующее заседание суд назначил на 4 декабря.
Следствие: мотивом убийства Буданова стала месть за отца
Уроженец Чечни Юсуп Темерханов был арестован в августе 2011 года. Вначале следователи заявляли, что в убийстве Буданова подозревается уроженец Чечни по имени Магомед Сулейманов. После работы по установлению личности следствие изменило данные подозреваемого. В уголовном деле подозреваемый в убийстве Буданова стал фигурировать не как Магомед Сулейманов, а как Юсуп Темерханов.
Буданова похоронили в подмосковных Химках. Сразу после его убийства правоохранительные органы в первую очередь рассматривали версию о мести или провокации. В июле 2011 года источник из группы по расследованию убийства бывшего полковника уведомил, что "чеченская версия является одной из основных".
Реакцию правоохранителей практически сразу раскритиковал глава Чечни Рамзан Кадыров, возмущенный тем, что в заявлении о "чеченском следе" был "поставлен знак равенства между террористами и чеченским народом".
Отец чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, в убийстве которой суд признал виновным Юрия Буданова, отрицал мотив мести за нее и предполагал мотивом убийства Буданова провокацию или криминал. "Это не месть за Эльзу Кунгаеву. За нее мстить только я должен", - пояснил Виса Кунгаев.
По данным МВД Чечни, подозреваемый в убийстве Буданова не был близким или дальним родственником семьи Кунгаевых, ни даже жителем села Танги-Чу Урус-Мартановского района, откуда была родом Эльза.
"Поэтому называть убийство Буданова "кровной местью" нельзя", - заявил в сентябре 2011 года источник в правоохранительных органах Чечни (стоит отметить, что при этом источник называл подозреваемого Магомедом Сулеймановым, а не Юсупом Темерхановым. - Прим. "Кавказского узла").
Перед тем, как предъявить обвинение Юсупу Темерханову, следователи пришли к выводу, что "мотивом убийства Буданова стала месть за смерть отца".
Защита Темерханова: Буданова убили за Эльзу Кунгаеву
Позицию следствия подверг критике адвокат обвиняемого Валентин Варкентин.
"Свою вину мой подзащитный не признает. Я считаю версию следствия надуманной и анекдотической, потому что человек обвиняется в том, что ему не нравится группа людей, из которой он выбрал одного и убил, поскольку Темерханову предъявлено обвинение в том, что он совершил преступление по мотиву неприязни к группе людей, а именно к военнослужащим", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Валентин Варкентин.
По версии следствия, Юсуп Темерханов выбрал объектом мести именно Буданова потому, что тот был знаковой фигурой второй чеченской кампании. Именно это утверждение следствия защита Темерханова считает слабым местом, подчеркивая, что если речь о "кровной мести", то она предполагает личные контакты, а с Будановым Темерханов даже не был знаком, сообщает "НТВ".
Адвокат Мусаев также критически отозвался о формулировке обвинительного заключения, объясняющей выбор Темерхановым жертвы тем, что Буданов являлся "ярким представителем" якобы ненавидимой его клиентом группы военнослужащих, передает ИТАР-ТАСС.
"Все обвинение крайне надумано. По версии правоохранителей получается, что с 2000 по 2011 год, ненавидя каждого военнослужащего, он не мог найти объект для убийства и отомстить", - цитирует Мурада Мусаева "Российская газета".
По словам защитника Юсупа Темерханова, информация об убийстве военнослужащими его отца позволяет квалифицировать дело как "Убийство из ненависти к социальной группе", с чем он в корне не согласен.
"Известна воинская часть, к которой принадлежали люди, убившие Шамиля Гагалова, которого называют отцом нашего подзащитного. Никто из командиров этой войсковой части или солдат этой части убит не был с 2000 года. В общем, мы думаем, что эта фабула, конечно, притянута за уши для того, чтобы создать несуществующий мотив убийства и для того, чтобы создать несуществующую квалификацию "Убийства из ненависти к социальной группе", - передает слова Мурада Мусаева "ТВ-центр".
Защитой Юсупа Темерханова занимаются пять адвокатов, однако чаще всего судебный процесс комментирует Мурад Мусаев. По его убеждению, Юрий Буданов был действительно убит из-за Эльзы Кунгаевой, а их подзащитный к убийству экс-полковника отношения не имеет.
"По моему личному мнению, Буданова убили за Эльзу Кунгаеву, кто бы это ни сделал. Но Темерханов никакого отношения к смерти Буданова не имеет", — цитирует адвоката BFM.
"Закон кровной мести касается отношений только внутри вайнахов"
В июле 2011 года руководитель пресс-службы главы Чечни Альви Каримов заявил, что убийство экс-полковника Буданова не может быть истолковано в рамках закона кровной мести.
По его словам, по чеченским обычаям акт кровной мести должен совершить старший мужчина в семье убитого, и никто другой не имеет права этого сделать. Кроме того, как подчеркнул Каримов, закон кровной мести касается отношений только внутри вайнахов и других северокавказских народов.
Напомним, Юрий Буданов - бывший командир 160-го гвардейского танкового полка, принимавшего участие в проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.
25 июля 2003 года суд признал экс-полковника Буданова виновным в похищении и убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой и приговорил к 10 годам лишения свободы. У следствия имелись также свидетельства того, что перед смертью девушка подверглась надругательству, однако позже следствие не стало рассматривать этот эпизод.
Суд лишил Буданова звания полковника, ордена Мужества и права занимать определенные должности в течение трех лет.
22 октября 2008 года суд Димитровграда Ульяновской области отказал Буданову в досрочном освобождении.
Суд также отклонял прошения со стороны Буданова в мае и апреле 2008 года, а также в августе 2007 года и в октябре 2003. В мае и сентябре 2004 года он дважды подавал прошение о помиловании, которое позже отзывал. В январе 2009 года Буданов был освобожден из тюрьмы условно-досрочно.
Адвокат родственников Кунгаевой Станислав Маркелов активно добивался отмены решения суда по освобождению Юрия Буданова. 19 января 2009 года он был застрелен в Москве в районе станции метро "Кропоткинская". Родственники Эльзы Кунгаевой связали гибель юриста с его участием в деле Буданова.
Отметим, что 6 июля 2009 года был осужден бывший судья Северо-Кавказского окружного военного суда Владимир Букреев, вынесший в 2003 году приговор Юрию Буданову. По данным следствия, Букреев потребовал 150 тыс. долларов у фигуранта одного из дел за содействие в вынесении более мягкого приговора.
Букреев был осужден на семь лет колонии общего режима, однако не признал себя виновным. Судья, оглашая приговор, заявила, что вина Букреева полностью подтверждается имеющимися в деле и представленными в суде доказательствами.
9 декабря 2009 года Московский окружной военный суд (МОВС) сократил его срок заключения на один год.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
23 декабря 2024, 09:46
-
23 декабря 2024, 06:57
-
23 декабря 2024, 00:14
Работы по расчистке побережья в Краснодарском крае приостановлены из-за шторма
-
22 декабря 2024, 21:22
Более 2000 машин ожидают открытия проезда через КПП "Верхний Ларс"
-
22 декабря 2024, 19:32
-
22 декабря 2024, 18:34
Дипломаты призвали наказать убийц уроженца Дагестана в Иране