В Нахичевани арестован бизнесмен, обвиняемый в оказании сопротивления таможенникам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Нахичеванской Автономной Республике (НАР) Азербайджана арестован бизнесмен Мухаммед Гурбанов и его зять и помощник Надир Мамедов после инцидента, произошедшего 8 декабря на таможенно-пропускном пункте "Садарак" на азербайджано-турецкой границе. Родные задержанных не исключают, что все произошло в связи с отказом Гурбанова платить взятки. В Таможенном комитете утверждают, что в результате инцидента с Гурбановым и Мамедовым был ранен их сотрудник.
Ранее "Кавказский узел" писал, что об инциденте на таможенно-пропускном пункте "Садарак" стало известно местным журналистам, и они прибыли на таможню, чтобы снять на видео процедуру проверки таможенниками товаров, привезенных из Турции Гурбановым. Корреспондент online-издания contact.az Ильгар Насибов и сотрудник портала nakhchivanhumanrights.org Эльман Аббасов после посещения поста заявили о своем незаконном задержании сотрудниками таможни.
Давление на бизнесмена Гурбанова связано с его отказом платить взятки, утверждает его жена
11 декабря Садаракский районный суд избрал в отношении Мухаммеда Гурбанова и Надира Мамедова мерой пресечения арест сроком на два месяца. 13 декабря арестованные подали апелляционную жалобу, потребовав освобождения и прекращения уголовного преследования.
Гурбанов обвиняется по статье 315.1 (оказание сопротивления представителю власти с применением силы), Мамедов - 315.2 (то же самое с угрозой жизни и здоровью) УК Азербайджана.
Как сообщила супруга Мухаммеда Гурбанова Фарида Гурбанова, ее супруг и зять сами подверглись физическому давлению на таможенно-пропускном пункте, однако их же обвиняют в уголовном преступлении.
"Наш зять Надир Мамедов (муж дочери) 7 декабря привез из Турции продовольственные товары. Однако груз был задержан на таможне. Сотрудники пункта "Садарак" потребовали за ввоз товара дополнительную плату. Раньше таможенники брали за каждый 1 кг товара 10 гяпиков (около 12,5 центов) пошлины. Теперь же они подняли "таксу" до 30 гяпиков (около 37,5 центра), не предъявляя никого документального обоснования этого. 8 декабря мой муж и зять пошли на таможню, чтобы забрать товар. Однако там они подверглись нападению со стороны группы лиц", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Фарида Гурбанова.
По ее словам, мужа задержали прямо на таможенно-пропускном пункте. "Зять же смог вырваться и прийти домой. Он был весь в крови. Одежда была разорвана. Как оказалось, муж и зять попросили в грузовом отделе таможенного пункта пояснить причины задержки товара и документ, на основании которого у них потребовали дополнительную плату. В ответ на это сотрудники таможни и их подручные напали на моего мужа и зятя и избили их", - говорит Гурбанова.
Мухаммед Гурбанов и ранее подвергался давлению за то, что требовал обеспечения своих прав и отказывался платить взятку, отмечает Фарида Гурбанова. По ее словам, в сентябре 2009 года ее мужа за то, что не заплатил взятку таможенникам, без всяких оснований заключили на 28 дней в психиатрическую больницу, причем о диагнозе никаких документов не представили. После этого его еще арестовали на 15 суток.
"Нам не дают зарабатывать хотя бы на кусок хлеба. Нам говорят: "Уезжайте из Нахичевани", - продолжает Гурбанова.
Супруга Надира Мамедова Эльнура Мамедова сообщила, что полиция насильно увезла ее мужа из дома.
"Надир еле добрался до дома. Голова, лицо были ранены. Не прошло и 10 минут, как к нам домой явились 10 сотрудников полиции. На глазах нашей 3-летней дочери Надира насильно вывели из дома и увезли", - рассказала Эльнура Мамедова.
По ее словам, три дня никакой информации о судьбе отца и мужа не предоставлялось. "Нас даже не оповестили о проведении суда над ними. Мы потом об этом узнали", - говорит женщина.
Права задержанных защищали адвокаты по назначению Адыль Асадов и Алекпер Джафаров, которые, по словам родных, даже отказались составлять апелляционную жалобу. Теперь родные ищут арестованным независимого адвоката.
На таможне утверждают, что в результате инцидента с Гурбановым и Мамедовым был ранен их сотрудник
Согласно сообщению прокуратуры НАР, Мухаммед Гурбанов и Надир Мамедов "отказались представить запрошенные таможенниками документы и платить пошлину, применив против чиновников силу". Поэтому против них в Садаракской районной прокуратуре было возбуждено уголовно дело по статьям 315.1 и 315.2 УК и ведется следствие, сообщает прокуратура.
В МВД НАР корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что во время происшествия на таможенном посту полиции не было. Сотрудники полиции прибыли туда по вызову и доставили Гурбанова и Мамедова в Садаракский районный отдел полиции. После 48-часового задержания Садаракский районный суд избрал им мерой пресечения арест сроком на 2 месяца, после чего задержанные были направлены в изолятор временного содержания.
В Садаракском таможенно-пропускном пункте отказались комментировать вопрос об аресте Гурбанова и Мамедова.
В Государственном таможенном комитете НАР отказываются предоставлять информацию о размерах таможенных пошлин на ввоз продовольственных товаров. Согласно сообщению этого ведомства, Надир Али оглу Мамедов не имел сопроводительных документов (контракт, документ о происхождении товара, фитосанитарный сертификат, ветеринарный сертификат) на ввозимую им 8 декабря из Турции продукцию. По данным таможенников, предприниматель ввозил в Нахичевань 2510 кг молока и молочных продуктов, 400 кг замороженной рыбы, 70 кг картофеля. Товар был задержан и помещен в пункт временного хранения.
Потом, отметили в таможенном комитете, выяснилось, что Мамедов является зятем Гурбанова, и оба они, игнорируя требования закона, совершили нелицеприятные действия в отношении сотрудников таможни – выставили ножи в сторону сотрудников грузового отдела и отдела по борьбе с таможенными правонарушениями, при этом в результате инцидента в зоне таможенного контроля рабочий Махмудов Сияфер Худакерим оглу получил ножевое ранение в руку.
Что касается содержания Гурбанова в психиатрической лечебнице, по информации, предоставленной в диспансере для психически больных НАР, Мухаммед Гурбанов 3 года назад находился на лечении в этом учреждении "некоторое время". О диагнозе, поставленном ему, никакой информации не сообщили. В диспансере заявили, что информация о болезни пациентов не подлежит раскрытию.
Таможенники отказываются возвращать журналистам отобранную у них технику
Сотрудники таможни отказываются возвращать видеокамеру и диктофон корреспонденту online-издания contact.az Ильгару Насибову и сотруднику портала nakhchivanhumanrights.org Эльману Аббасову, которые 8 декабря прибыли на пункт "Садарак" для расследования поступившей к ним жалобы Гурбанова о нарушении его прав.
"Несмотря на многократные телефонные звонки в различные инстанции, нам пока не удалось получить обратно наше оборудование. Мы уже намерены обратиться с жалобой в прокуратуру. Впрочем, сомневаемся, что будет какой-либо результат. С подобными фактами мы сталкивались и раньше. Наши обращения в прокуратуру были тщетны, напротив, на нас же оказывалось давление. Теперь без оборудования наши возможности осуществлять профессиональную деятельность ограничены", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Эльман Аббасов.
По его словам, журналисты обратились уже с жалобой в Таможенный комитет НАР, но там их подвергли оскорблениям.
Директор Института права медиа (ИПМ) Рашид Гаджилы считает незаконным изъятие у журналистов оборудования. По его словам, изъятие у журналистов фото- и видеокамер, другого снимающего и звукозаписывающего оборудования, уничтожение его, стирание памяти не только является нарушением свободы выражения и информации, но и нарушением имущественных прав представителей СМИ.
Исполнение госслужащими своих служебных обязанностей не является их личной жизнью, и потому для ведения съемки профессиональной деятельности чиновников не требуется получения разрешения, сказал Гаджилы.
По его словам, изъятие и уничтожение материалов журналиста без его разрешения нарушает часть 4 статьи 29 Конституции Азербайджана, согласно которой имущество у собственника может быть отобрано против его воли только на основе решения суда.
"Каждый журналист и даже обычное лицо имеет право использовать технические средства, чтобы фиксировать увиденное и услышанное. Лишение их этой возможности является вмешательством в право поиска информации. Ограничение этого возможно только по решению суда, если речь идет о вмешательстве в личную жизнь", - сказал директор ИПМ.
"Кавказский узел" сообщал, что в НАР журналисты и активисты гражданского общества и ранее подвергались давлению и физическим атакам.
Так, в конце июля Бабекским районным отделом полиции НАР было возбуждено уголовное дело против и.о. главы регионального отделения партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Яшара Багирсоя и его брата Зейнала Багирзаде по статьям об организации действий, направленных на нарушение общественного порядка, или участии в таких действиях и хулиганстве.
"Кавказский узел" также писал о том, что группа местных журналистов подверглась физическому давлению 16 января 2009 года, когда пытались посетить поселок Гейдарабад Садаракского района НАР и расследовать исчезновение Исмаила, Ханымзар и Эльвина Гусейновых.
источник: корреспондент "Кавказского узла"