На суде по делу о признании экстремистской книги "Международный трибунал для Чечни" назначена психолого-лингвистическая экспертиза
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дзержинский районный суд Нижегородской области 7 и 8 февраля продолжил рассмотрение дела о признании монографии "Международный трибунал для Чечни" экстремистским материалом. Суд вынес решение назначить психолого-лингвистическую экспертизу монографии.
Как сообщал "Кавказский узел", 6 декабря 2012 года было начато рассмотрение гражданского дела по заявлению прокурора Нижнего Новгорода о признании монографии экстремистской. По версии обвинения, содержащаяся в книге информация направлена на унижение группы лиц и инициирование действий против нее. По словам одного из авторов монографии Станислава Дмитриевского, претензии к содержанию работы носят политических характер.
Двухтомное издание Станислава Дмитриевского, Богдана Гвариели и Оксаны Челышевой "Международный трибунал для Чечни. Правовые перспективы привлечения к индивидуальной уголовной ответственности лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике" была презентована в Москве в 2009 году и посвящена преступлениям во время вооруженного конфликта в Чечне. Полный текст монографии доступен на "Кавказском узле".
7 февраля по инициативе адвоката одного из авторов книги Станислава Дмитриевского Александра Манова был допрошен в качестве специалиста профессор, доктор юридических наук Юрий Дмитриев, специально приехавший для участия в процессе из Москвы. К делу было приобщено консультативное заключение, подготовленное Дмитриевым.
"Дмитриев делает вывод, что спорная монография является научной публикацией и не содержит признаков экстремизма, как они определены в российском законодательстве", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Станислав Дмитриевский.
Выводы Дмитриев подтвердил, отвечая на вопросы Манова и Дмитриевского. Он рассказал, что не разделяет некоторые выводы авторов монографии, но это уже "предмет академической дискуссии, а не судебного процесса".
"В то же время представление прокурора, в котором тот утверждает, что спорная монография якобы направлена на унижение представителей некоей "русской государственной власти", Дмитриев назвал проявлением экстремизма и великодержавного шовинизма", - заявил Станислав Дмитриевский.
Закончив допрос профессора, правозащитник задал ряд вопросов представителю прокуратуры Сергею Бабушкину. Дмитриевский напомнил, что на 511 странице второго тома монографии в разделе "Выводы" авторы обращаются к органам прокуратуры РФ с просьбой рассматривать монографию в качестве сообщения о преступлениях. Правозащитник поинтересовался у Бабушкина, проведена ли проверка изложенных в "Трибунале" фактов, но представитель прокуратуры парировал вопрос, заявив, что организация Дмитриевского не является следственным органом.
В свою очередь Дмитриевский напомнил представителю прокуратуры о существовании совместного приказа Генеральной прокуратуры, МВД, Минюста и ФСБ РФ от 29 декабря 2005 года "О едином учете преступлений", согласно которому прокурор обязан зарегистрировать любую информацию о преступлении и передать заявление по подследственности.
Дмитриевский вручил Бабушкину заявление с требованием обеспечить проверку фактов, изложенных в книге, копия которого была приобщена к материалам дела.
"В заявлении требуем проверить факты совершения массовых и систематических преступлений против гражданского населения РФ", - пояснил Дмитриевский.
Позиция прокуратуры остается неизменной. "В книге, в частности, содержится информация, направленная на унижение группы лиц, принадлежащих к русской национальной группе, информация, побуждающая к действиям против лиц, принадлежащих к русской национальной группе, подозреваемых в совершении преступлений в ходе российско-чеченского вооруженного конфликта", - отмечает обвинение.
Действительно, в книге содержатся непотребные высказывания, но в кавычках и со ссылкой на источник
Руководитель межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток" Игорь Каляпин, проходящий по делу как заинтересованное лицо, согласен с Бабушкиным, но саму монографию экстремистской не признает.
"Действительно, в книге содержатся непотребные высказывания, но в кавычках и со ссылкой на источник. Это антирусские и античеченские высказывания, которым авторы книги дают оценку и говорят: вот эти фразы содержат признаки состава преступления. И написано обращение к органам прокуратуры: проведите проверку, мы считаем, что высказывания преступны. Они говорят о жуткой вражде, которая нагнетается между чеченским народом и другими народами России, прежде всего, русским. Конфликт развивается вне правового поля, совершаются безнаказанные преступления, в том числе со стороны федеральных сил. Дмитриевский дает оценку и говорит, что это недопустимо", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Каляпин.
Далее был рассмотрен вопрос о назначении судебной экспертизы спорной книги. Бабушкин настаивал, чтобы ее проводили на территории Нижегородской области на базе Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Защита ответила категорическим отказом.
"В этом случае нельзя будет гарантировать подлинную независимость экспертов", - сказал Дмитриевский, заявив, что на экспертов может быть оказано давление от третьих лиц, особо отметив, что не намекает на заявителей.
Отрицательно отнесся к инициативе и Каляпин. "Дело инициировано центром по противодействию экстремизму. Я знаю этих людей, которые не слишком утруждают себя соблюдением законов. Они могут, и уже это делали, оказывать давление на сотрудников Нижегородского госуниверситета", - заявил Каляпин.
В свою очередь адвокат Манов ходатайствовал перед судом о назначении экспертизы в АНО "Лаборатория прикладной лингвистики", который расположен в Москве. Но рассматривать ходатайство было решено на следующий день.
8 февраля судья Ольга Хайдукова вынесла определение о назначении психолого-лингвистической экспертизы и поручила ее проведение экспертам московской АНО "Лаборатория прикладной лингвистики".
"На разрешение экспертов поставлено восемь вопросов, сформулированных мной и Мановым, и частично отредактированных судом", - прокомментировал Дмитриевский.
После оглашения постановления суд объявил приостановление рассмотрения дела до окончания производства экспертизы.
источник: корреспондент "Кавказского узла"