Аргишти Кивирян: "Если власти не опомнятся, граждане Армении пойдут по пути революции"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Координатор информационно-аналитического агентства ''ArmeniaToday'' активист инициативной группы "Будем платить 100 драмов" Аргишти Кивирян в интервью "Кавказскому узлу" дал оценку протестным настроениям в Ереване, ответил на вопросы о причинах роста гражданского движения, о существующем недоверии участников акций к политическим партиям, о роли медиа и социальных сетей в формировании протестной повестки дня в армянском обществе.
"Кавказский узел" ("КУ"): Участникам молодежной протестной инициативы “Будем платить 100 драмов” в Ереване удалось добиться приостановки действия новых тарифов на проезд в микроавтобусах. Можно ли считать это победой? Как восприняли такой результат сами участники протестов?
Аргишти Кивирян (АК): Я не могу считать это окончательной победой, поскольку, во-первых, решение о повышении тарифов на транспорт всего лишь приостановлено, а во-вторых, главной целью инициативной группы “Будем платить 100 драмов” является кардинальные изменения в транспортной системе в целом.
А ее состояние пока не изменилось. Проблемы не только сохранились, но и приумножаются. У нас до сих пор существует такое понятие, как ''владелец маршрутной линии''. Эта сфера вне государственного и общественного контроля и находится в сфере влияния криминальных и олигархических элементов.
На сегодняшний день (запись интервью от 31.09.2013г. - прим. «Кавказского узла») молодежная инициатива продолжает свою борьбу, часть активистов требуют отставки двух должностных лиц (начальника управления транспорта мэрии Генрика Навасардяна и директора ЗАО "Еревантранс" Мисака Амбарцумяна — прим. «Кавказского узла»). Но этого недостаточно, поскольку основным ответственным лицом в транспортной сфере является мэр Еревана Тарон Маргарян, и, в первую очередь, надо требовать именно его отставки.
Аргишти Кивирян: "После обретения Арменией независимости, фактически идет уродование Еревана и других городов страны".
Протестное движение, связанное с ростом транспортных тарифов, возникло как спонтанное, не имеющее организаторов и координаторов. Оно сформировалось на основе модели самоорганизации активных граждан. И поскольку акции начались спонтанно, результат их воспринимается каждым индивидуально. Я не могу сказать, как отнеслись к достигнутому на сегодня результату остальные участники акции, я могу говорить только за себя: меня он не удовлетворяет. Но мое мнение может расходиться с мнением других, и это нормально. Главное - зафиксировать пусть даже маленькие победы, потому что маленькие победы приводят к большим.
"КУ": Какие еще проблемы в Армении являлись причиной для гражданского возмущения молодежи?
АК: Наши ребята до сих пор борются против повышения цены на газ. Инициативная группа подает заявления, иски в суды, пытается проводить мероприятия и т.д. Есть также проблема сельчан Армавирской области, угодья которых пострадали от града, - они не могут получить компенсацию, активные граждане Еревана поддерживают их. Существуют экологические проблемы, связанные с эксплуатацией месторождений, проблема, связанная со смертельными случаями в армии в мирное время. На данный момент осуществляются протесты против платных автостоянок, против строительства здания на столичном проспекте Комитаса, д.5.
За последние годы в Армении разные формы насилия и репрессии со стороны режима привели к формированию целого ряда ответных действий. В этом процессе выявились активные граждане, которые попытались защитить как свои права, так и права ближнего. Сегодня есть активисты , принимающие участие во многих протестных акциях. В настоящее время речь идет о нескольких сотнях активных граждан, и их число постоянно растет.
На сегодняшний день есть множество нерешенных тем, мобилизующих граждан к активным действиям: это протест студентов против повышения платы за обучение, социальные проблемы участников карабахской войны, протест против строительства нового здания на проспекте Комитаса (Комитаса, 5) в Ереване, борьба за Тегутский лес, борьба против повышения тарифов на газ и электроэнергию, против платных автостоянок и т.д. И если зафиксировать, что власти Армении постоянно находят новые сферы ущемления прав граждан, то можно констатировать, что число таких тем будет постоянно расти.
"КУ": Политические партии не проявили активной поддержки участникам акций “Будем платить 100 драмов”, да и сами участники акций отмежевываются от партий. В чем причина недоверия между участниками гражданского движения и политическими партиями?
АК: Партии как таковые не принимали участия в акциях протеста, но многие рядовые члены партий активно вовлечены во все процессы. В Армении много партий, которые естественным образом конкурируют друг с другом, и это нормально. И для того, чтобы это соперничество между партиями не помешало протестному движению, активисты решили дистанцироваться от партий. Любой член партии может принять участие в акциях, но не должен использовать это поле для себя в качестве политического трамплина.
Если бы движение прибрала к рукам одна из партий, представители других партий сторонились бы участия в нём. И большинство наших активистов — беспартийные. Они не хотят, чтобы их использовали в качестве авангарда той или иной партии.
Аргишти Кивирян: "Меня избивали, наносили удары по голове, пытались задушить и дали заключение — травм нет".
"КУ": Как изменилась ситуация с протестными настроениями в Армении после череды выборов - парламентских, президентских, выборов Совета старейшин Еревана?
АК: Гражданские выступления я бы не стал связывать напрямую с выборами. Выборы закончились, но мы видим новый всплеск активности. Все предполагали, что после парламентских и президентских выборов в общественно-политической жизни Армении длительное время будет тишина. Однако мы видим обратный процесс. Это связано с существующими в стране проблемами, которые не решаются, и к ним прибавляются новые. Это действующий вулкан, лава которого время от времени выплескивается наружу. В один прекрасный день этот всплеск будет глобальным. Я не исключаю, что это будет революционный всплеск.
Революция – альтернативный метод смены власти. Согласно Конституции страны, власти в Армении должны формироваться, как и в других демократичных странах, путем выборов. Сегодня в Армении мы этого не видим, власти избираются путем сфальсифицированных выборов, итоги которых не признают широкие массы общества. И во всем мире революции происходят в тех странах, где граждане лишаются возможности выбирать. Однажды граждане Армении пойдут по альтернативному пути, если власти не опомнятся.
"КУ": Как к протестным акциям в Армении относятся те слои общества, которые в этих выступлениях не участвуют?
АК: С момента восстановления независимости Армении общество находится под давлением и подвергается разного рода репрессиям со стороны полиции и криминальных элементов, которые фактически выполняют заказ властей. В стране царит атмосфера страха, и многие просто боятся бороться, протестовать.
"КУ": Вы занимаете пост координатора издания «ArmeniaToday». Как бы Вы оценили роль медиа в формировании протестной повестки дня в армянском обществе? Как Вы оцениваете роль социальных сетей («Фейсбук», «Твиттер») в росте протестных настроений в обществе?
АК: СМИ и социальные сети играют большую роль в вопросе активизации граждан. Конечно, в Армении всячески пытаются надавить на СМИ. Время от времени наш сайт также подвергается попыткам давления.
Соцсети позволяют активным гражданам общаться и оперативно решать организационные вопросы. Кроме этого, это площадка для представления, обсуждения, а также распространения разных идей. Но очень важно, чтобы любой протест, любая борьба не оставалась на уровне социальных сетей. Наоборот, социальные сети нужно использовать в качестве инструмента для перенесения обсуждения и выведения самих участников дискуссии на улицу, на другую площадку.
В Армении самая активная социальная сеть, которая используется гражданами в качестве инструмента, – это “Фейсбук”. Надеюсь, со временем и другие социальные сети, скажем, тот же “Твиттер”, будут использованы так же активно.
"КУ": Какова лично Ваша роль в протестных движениях?
АК: Я никогда не состоял ни в одной партии. На сегодняшний день я себя не вижу ни в одной из действующих партий. Однако с 1994 года я всегда активно участвовал в общественно-политической жизни Армении в качестве активного гражданина. поскольку я еще и выступаю как аналитик, то и своими аналитическими материалами стараюсь поддержать борющихся граждан.
В начале своей деятельности я принимал участие в выборах в качестве наблюдателя и во многих акциях протеста.
"КУ": Вы участвовали в акциях протеста, устроенных жильцами дома по проспекту Комитаса, д.5, выражавших недовольство строительством многоэтажного дома у себя во дворе. Кто их поддерживает в этих акциях?
АК: Я участвую, как в качестве представителя информационного агентства ''ArmeniaToday'', так и в качестве правозащитника, и пытаюсь в силу своих возможностей поддержать протестующих. Жители борются за свои права, к ним присоединились неравнодушные граждане. Часть жителей очень активна, и если бы сами жители не вышли бы на борьбу, никто бы и не присоединился к ним — активные граждане могли бы и не узнать об их проблеме.
Отмечу также, что независимо от результатов этой борьбы, она позволит создать мини очаги сопротивления незаконным действиям властей, которые в дальнейшем смогут предотвратить последующие беззакония в других точках Армении. Власти должны понимать, что подобные мини очаги сопротивления, в случае нерешенности проблем могут перерасти в единый фронт гражданского сопротивления.
"КУ": Насколько часто возникают в Ереване конфликты по вопросам застройки, аналогичные конфликту на Комитаса, д.5?
АК: Со времени обретения Арменией независимости фактически идет уродование Еревана и других городов страны. Уничтожаются зеленые зоны, новые здания строятся с нарушением прав жителей соседних домов. Это проблема не сегодняшнего дня. И много таких проблем мы еще увидим.
Сегодня мы становимся свидетелями того, как за счет зеленых зон строятся кафе, бутики, новые здания. При этом нарушаются градостроительные нормы, нарушаются права всего общества, поскольку речь идет об общественных территориях, нарушаются права жителей соседних домов, поскольку у них увеличивается риск аварийности, перекрывается солнечный свет и т.д. Это явление носит продолжительный характер, и дом 5 по проспекту Комитаса, – не единичный случай.
За последние годы одним из вопиющих случаев попирания прав граждан – Северный проспект, где множество людей выселили из домов, предоставив им мизерную компенсацию. До инцидентов на Комитаса, д.5 происходили также столкновения на улице Налбандяна, где опять-таки строится новое высотное здание на месте котельной.
Эти застройщики – не случайные люди, это те, кто активно сотрудничают с режимом. Власти, предоставив территории для застройки этим лицам, тем самым расплачиваются с ними за ту или иную услугу. Пока в Армении не будет действовать закон вместо нынешнего режима, такие люди будут продолжать богатеть, нарушая права обычных граждан.
"КУ": Намерены ли Вы систематически продолжать заниматься такого рода вопросами?
АК: Как я боролся против беззакония за последние 20 лет, так и буду продолжать эту борьбу. Я - гражданин Армении. Это наша страна, я никогда ее не покину, но я желаю достойно жить в качественно другой стране.
"КУ": 24 августа 2013 г. при задержании на акции протеста на Комитаса, д.5, Вас избили сотрудники полиции. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что там произошло.
АК: В первый раз за последний месяц меня задержали 1 августа у здания мэрии Еревана, где проходит сидячая забастовка активистов. Я поддерживал участников забастовки, которые уже больше месяца сидят под палящим солнцем. Мы попытались установить для них перед зданием палатку, однако полиция наши попытки незаконно пресекла. (В Армении нет закона, который бы запретил устанавливать палатку.) По отношению ко мне полицейские применили силу и отвезли в отделение полиции административного района Кентрон.
В отделении меня держали более трех часов. В полиции мне дали направление в медкомиссию для экспертизы и фиксирования следов насилия. Я сделал заявление о привлечении к ответственности тех, кто применил силу по отношению ко мне, однако уголовное дело по сей день не возбуждено. Подготовленные документы всего лишь направили в Специальную следственную службу.
Во второй раз меня задержали 24 августа на акции протеста на Комитаса, д.5, где я также поддерживал протестующих граждан, которые, выражая недовольство, перекрыли дорогу. И в этот раз полиция тоже применила по отношению ко мне силу. Полицейские затащили меня в машину и отвезли в отделение полиции административного района Арабкир. В машине меня избивали, наносили удары по голове, пытались задушить, ругались матом.
Уже в полицейском участке я был в настолько плохом состоянии, что меня оставили у входа в полулежачем положении. Моих адвокатов долгое время не пускали ко мне. Потом, увидев мое состояние, адвокаты настояли, чтобы врач скорой помощи, который находился в участке по другим вопросам, меня обследовал. Давление было очень высокое, ссадины, синяки, кровотечение из носа и т.д. Врач настояла, чтобы меня перевели в больницу, где мне сделали уколы от сотрясения мозга, но при этом заключили, что у меня нет никаких травм, хотя все было наглядно.
Когда в стране не действует закон, ее граждане вынуждены прибегать к самозащите. Если бы судебная система в Армении была независимой, люди в рамках закона могли бы защитить свои права. А поскольку этого нет, граждане вынуждены либо покинуть страну, либо прибегать к любым методам борьбы. Даже 17 статья Кодекса Армении об административных нарушениях предполагает, что если ты нарушаешь порядок, но этим пресекаешь большее нарушение закона, то такие действия позволительны. Жители четко поставили свое требование: остановить незаконное строительство. Они не в свое удовольствие перекрыли дорогу — иного способа борьбы у них не осталось. А активные граждане Армении со своей стороны попытались их поддержать.
В коррумпированных судах Армении ни один подобный вопрос граждан по сей день не получил своего решения. Тому пример: история с выселением жильцов центральных улиц, где построили Северный проспект. И по сей день Армения проигрывает процессы в ЕСПЧ по этим делам.
"КУ": Как Вы объясняете произошедшее с Вами 24 августа? Это связанно только с конфликтом по поводу застройки или у Вас есть другое объяснение?
АК: Это связано с моей журналистской и общественной деятельностью. Через разные источники до меня доходили призывы прекратить мою активность, иначе она будет иметь плохие последствия. 1 августа меня попытались обвинить в насилии над сотрудником правоохранительных органов, однако не смогли, поскольку было множество свидетелей произошедшего. При моем задержании 24 августа в полицейской машине кроме меня находились лишь полицейские, и против меня возбудили уголовное дело по статье 316 УК РА (насилие по отношению к представителю власти), основываясь на показаниях тех же полицейских, которые сам допустил насилие по отношению ко мне.
Два раза – 1 августа и 24 августа — я подавал заявления в полицию о применении в отношении меня силы со стороны полиции, но до сих пор все документы находятся в Специальной следственной службе на изучении, и дело не возбуждено. А стоило один раз сотруднику полиции заявить, что якобы я использовал силу по отношению к нему, - сразу против меня возбудили уголовное дело. Я связываю все это исключительно с моей журналистской и общественной деятельностью.
"КУ": Для многих Вы - новое лицо в общественно-политической жизни. Расскажите, пожалуйста, коротко о себе.
АК: Я родился в Абхазии. В 1993 году переехал в Армению, потому что хотел жить на своей родине. Высшее юридическое образование получил в Ереване.
В 1995 и 1996 гг. я активно участвовал в парламентских и президентских выборах в качестве наблюдателя. В 1996 году президентские выборы также были сфальсифицированы. После выборов я участвовал во всех протестных акциях, в связи с этим был задержан и арестован по обвинению в организации массовых беспорядков. Год провел в заключении. В то время я был самым молодым политзаключенным в Армении, мне было 19 лет.
Долгие годы я работал адвокатом, состою членом Адвокатской палаты Армении. Являюсь директором адвокатской конторы ''Багин''. На сегодняшний день время от времени занимаюсь адвокатской практикой. Но основной моей деятельностью является работа координатором информационно-аналитического агентства ''Armenia Today''.
Я считаю, что каждый гражданин Армении, если он хочет жить в качественно другой стране, должен активно бороться за свои права. В глобальном смысле мы все боремся за свои права, участвуя в тех или иных акциях. Если каждый человек будет бороться за свои права, то и права общества в целом не будут нарушены.
С Аргишти Кивиряном беседовала специальный корреспондент ''Кавказского Узла'' Армине Мартиросян.
30 августа 2013 года
-
25 декабря 2024, 14:21
2Как минимум 32 человека выжили при крушении самолета Баку - Грозный
-
25 декабря 2024, 14:00
-
25 декабря 2024, 11:48
Состояние пострадавших при крушении самолета Баку - Грозный названо крайне тяжелым
-
25 декабря 2024, 11:23
25 человек выжили при крушении самолета "Азербайджанских авиалиний"
-
25 декабря 2024, 10:21
2 -
25 декабря 2024, 10:02