Адвокат Багиров: уголовное дело по Исмаиллинским событиям в Азербаджане полностью сфабриковано
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Шекинском суде по тяжким преступлениям в Азербайджане на процессе по делу о беспорядках в Исмаиллы показания дали свидетели обвинения. Обвиняемый Сахават Самедов заявил, что предпринял попытку самоубийства в Шекинском СИЗО, но был спасен сокамерниками. Адвокат Фуад Агаев заявил отвод суду и был оштрафован, передает корреспондент "Кавказского узла".
23-24 января 2013 года в Исмаиллы, расположенном в 200 км от Баку, произошли массовые беспорядки с участием около двух тысяч человек. Толпа протестующих выражала недовольство местными властями, устраивала погромы и вступала в столкновения с полицейскими. Среди обвиняемых по делу о беспорядках - лидер гражданского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов и зампредседателя партии "Мусават" Тофиг Ягублу. Оба своей вины не признают.
Судебные слушания по существу начались 30 ноября. 8 января суд начал допрос свидетелей.
Адвоката оштрафовали за отвод составу суда
На заседаниях, состоявшихся 13-15 января, продолжился допрос свидетелей и потерпевших.
13 января продолжил давать показания сотрудник исмаиллинской полиции Рашад Ахмедов, который начал выступать еще на заседании 9 января, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" наблюдающий за процессом шекинский журналист Мамед Садиг Фаталиев.
Однако, по словам Фаталиева, обвиняемый Мамедов выразил протест, заявив, что Ахмедов "никакой не потерпевший, ибо нет медицинских заключений о том, что он получил какие-либо увечья".
Адвокат Мамедова Фуад Агаев поддержал протест своего подзащитного. Он попросил объявить перерыв для составления письменной жалобы. Судья удовлетворил просьбу, объявил перерыв на 10 минут. После перерыва Агаев зачитал заявление, указав на невозможность эффективной защиты прав обвиняемых, так как суд отклоняет все ходатайства, а свидетели присутствуют в зале и действуют по подсказке прокурора. В связи с этим адвокат дал отвод составу суда.
Судья Гусейнов принял решение об отклонении отвода. Более того, он принял решение о назначении адвокату Агаеву штрафа в сумме 220 манатов (около 275 долларов) "за преднамеренное затягивание процесса".
Адвокат заявил, что оспорит решение судьи в судебно-правовом совете
Адвокат Агаев считает решение судьи о назначении штрафа незаконным, заявив, что намерен пожать жалобу в судебно-правовой совет (орган, регулирующий деятельность судов, с участием представителей всех ветвей власти и возглавляемый министром юстиции, – прим. корреспондента "Кавказского узла").
"Судья согласно законодательству может подвергать адвокатов штрафам, если поданный ими отвод опирался на выдуманные основания. Но мой отвод имел реальные основания. Шесть сотрудников полиции представляются как потерпевшие, в то время как они не понесли никакого физического и материального ущерба. Причем они одновременно являются свидетелями и вопреки требованиям закона сидят в зале и наблюдают за процессом. Судья препятствовал мне задавать этим людям вопросы. До того он практически отклонил все ходатайства защиты. Поэтому я и дал отвод", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Фуад Агаев.
Решение судьи о назначении штрафа адвокат считает абсурдом.
"Ибо нелепо обвинять адвоката, приезжающего каждый раз на процесс за 400 км из Баку, в затягивании процесса. Я подам жалобу на это необоснованное и незаконное решение в судебно-правовой совет для привлечения судьи, по меньшей мере, к дисциплинарной ответственности", - заявил адвокат.
Бахыш: по уголовным делам конкретных мер наказания адвокатов не предусмотрено
Взыскание с Агаева штрафа необоснованно, считает глава центра исследований "Правовое государство" адвокат Музаффар Бахыш.
По его мнению, судья может принять решение о взыскании штрафа с адвоката на сумму в 55 манатов, задержании адвоката на 48 часов или удалении его из зала на все время процесса, если защитник в грубой форме нарушил процесс.
"Причем эти меры установлены гражданско-процессуальным кодексом и относятся только к гражданским делам. По уголовным же делам конкретных мер наказания адвокатов не предусмотрено", - отметил юрист Бахыш.
Обвиняемый заявил о совершении им попытки самоубийства
В ходе заседания 13 января обвиняемый Сахават Самедов сообщил, что пытался совершить самоубийство.
"Еще на заседании 9 января, когда сотрудник полиции Рауф Керимов сначала отказался от своих показаний на предварительном следствии, после перерыва, отвечая на настойчивые вопросы прокурора и судьи, вновь стал утверждать, что подсудимые поджигали отель и машины, бросали камни в полицейских, Сахават Самедов эмоционально протестовал", - рассказал Фаталиев.
По его словам, Керимов особо отмечал активную роль Сахавата Самедова в этих событиях.
"Самедов же заявил, что наложит на себя руки из-за такой несправедливости. Действительно, 10 января появились сообщения, что он предпринял попытку самоубийства в изоляторе. Это подтвердил сам Самедов на процессе 13 января. Самедов заявил, что в ночь на 10 января он попытался покончить жизнь самоубийством (в текст внесено изменение в связи с требованием закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их развитию и здоровью" - прим. "Кавказского узла"), но проснувшиеся на шум сокамерники спасли его. Сахават Самедов показал на своей шее рану – узкую длинную полосу, напоминающую следы от веревки", - рассказал Фаталиев.
Самедов также заявил, что проводил голодовку. Во время заседания 14 января ему стало плохо, и была вызвана "скорая". Его вывели в другую комнату суда, где врачи оказали обвиняемому медицинскую помощь. После этого Сахават Самедов по настоянию других обвиняемых прекратил голодовку.
Фаталиев: полицейские дают противоречивые показания
По оценке Фаталиева, несколько сотрудников полиции дали на процессе противоречивые показания.
Так, 14 января сотрудник исмаиллинской районной полиции Бекир Халафов отказался от показаний, данных предварительному следствию.
В частности, он сообщил, что видел главу движения ReAl Мамедова и зампреда партии "Мусават" Тофига Ягублу 24 января в Исмаиллы в толпе, однако они стояли молча, наблюдая за происходящим.
Однако прокурор и судья стали настойчиво требовать от свидетеля разъяснений о причинах расхождений в его показаниях.
После этого Халафов стал утверждать, что Ягублу подстрекал местных жителей захватить здание районной администрации. Это взывало возмущение Ягублу, который назвал свидетеля "бессовестным и безнравственным человеком".
"Сотрудник полиции Валех Султанзаде, ранее заявлявший, что видел Мамедова и Ягублу среди местных жителей, на заседании 14 января во второй половине дня стал утверждать, что "эти оппозиционеры приехали, чтобы дестабилизировать ситуацию в районе". Однако, как было отмечено адвокатами, Султанзаде фактически выразил свою политическую пристрастность. Вместо того чтобы говорить о фактах, он стал давать политическую оценку обвиняемым", - отметил Фаталиев.
Вместе с тем, как отметил Фаталиев, некоторые сотрудники полиции не дали показаний против кого-либо конкретно, сообщив лишь, что видели людей, бросающих камни в стражей правопорядка.
"К примеру, сотрудник исмаиллинской полиции Фарадж Азизов заявил, что никого среди обвиняемых он не видел во время протестов. А на предварительном следствии он говорил, что видел, как глава движения ReAl Ильгар Мамедов и зампред партии "Мусават" Тофиг Ягублу подстрекали людей к беспорядкам. Расхождение в показаниях полицейский объяснил тем, что не читал своих показаний и подписался под текстом, который ему дали. Несмотря на многочисленные наводящие вопросы судьи и прокурора, свидетель не дал показаний против обвиняемых. Также повели себя двое сотрудников гейчайской районной полиции", - отметил Фаталиев.
По его словам, 15 января в первой половине дня на процессе выступили пять потерпевших из числа гражданских лиц, в том числе сотрудники отеля "Чираг", чьи машины или другое имущество были повреждены во время беспорядков.
"Однако эти люди заявили, что не имеют никаких претензий к обвиняемым. Во второй половине дня заседание не состоялось ввиду неявки свидетелей", - сказал Фаталиев.
Судебный процесс будет продолжен 21 января.
Багиров: следствие неправильно квалифицирует статью обвинения
Права обвиняемых нарушаются в ходе процесса, заявил адвокат лидера ReAl Мамедова Халид Багиров.
"Дело дошло до того, что суд уже стал наказывать адвокатов. Моего коллегу Фуада Агаева за отвод составу суда оштрафовали", - прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" ход процесса Халид Багиров.
По его оценке, дело "с самого начала сфабриковано".
"Все 25 томов уголовного дела сфабрикованы. Фальсификации начинаются уже с первой страницы. ДТП в Исмаиллы произошло в 21.30 23 января. (Поводом для беспорядков послужило ДТП с участием владельца исмаиллинского отеля "Чираг" Эмиля Шамсаддинова. - Прим. "Кавказского узла"). После этого началась стихийная акция протеста. Полиция получила информацию только в 21.45. В 22.30 был подожжен отель "Чираг", а 23.00 толпа была у дома главы исполнительной власти района. То есть события стремительно развивались. При этом, согласно материалам уголовного дела, начальник следственного управления по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры Эльчин Ахмедов уже 23 января возбудил уголовное дело", - отметил адвокат.
У защитника вызывает недоумение, как мог следователь, находясь в Баку, еще не зная подробностей происходящего, в тот же вечер возбудить уголовное дело.
"При этом (следователь) ссылался на события, которые произошли 24 января, в частности, на получение сотрудниками полиции телесных повреждений. Однако в материалах дела написано, что сотрудники полиции получили увечья 24 января… Более того, Насиминский районный суд Баку, ссылаясь на эти же события, уже 23 января дает санкцию на прослушку телефонов в Исмаиллы", - сказал Багиров.
По его словам, следствие неправильно квалифицирует события как "спланированные массовые беспорядки". При этом адвокат обратил внимание на то, что первоначально было начато уголовное дело по статье "нарушение общественного порядка".
Это была спонтанная акция протеста
"Это была спонтанная акция протеста. Все стремительно развивалось. Да, в Исмаиллы были совершены противоправные действия, подожжены отель, машины. Но все дело в том, что нет доказательств того, что эти действия совершили именно обвиняемые", - сказал Багирнов.
Обвиняемый Сахават Самедов пытался покончить жизнь самоубийством, напомнил он.
"Это инвалид второй группы, у него с детства обожженное лицо. Мать у него инвалид второй группы. Тем не менее, этого человека без всяких оснований арестовали. Но больше всего его возмутило, что показания против него на суде дал его сосед и друг детства, сотрудник полиции Рауф Керимов. Интересно, что в своих показаниях 24 января Керимов не называл Сахавата Самедова. А потом он дал показания, что Сахават Самедов участвовал в противоправных действиях", - заявил адвокат, добавив, что сотрудник полиции, по его мнению, дал показания под давлением суда и прокуратуры.
Сафтар и Гамбар Агамалыевы и заместитель главы районного Олимпийского комплекса Анар Гасанов представляются как "организаторы беспорядков", отметил адвокат.
"Но есть доказательства того, что начальник полиции города Мингечаур звонил к предпринимателю Сафтару Агамалыеву и просил его, используя свой авторитет среди местных жителей, успокоить население. Анара Гасанова об этом просил депутат от этого района. Против обвиняемого, водителя такси Шакира Мустафаева вообще нет ни одного свидетельского показания. Когда об этом было сказано на суде, прокурор сказал, что "найти свидетелей не проблема". О каком правосудии после этого можно говорить", - продолжил Багиров.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей обвинения в связи с ходом судебного процесса.
В пресс-службе генеральной прокуратуры заявили, что не располагают информацией о ходе судебного следствия. В то же время в ведомстве заявили, что следствие ведется в соответствии с законодательством, и все решения и действия могут быть обжалованы в надзорном порядке у вышестоящего прокурора или в суде.
В свою очередь начальник отдела по общественным связям пенитенциарной службы Мехман Садыгов опроверг утверждения о попытке самоубийства и голодовке обвиняемого Сахавата Самедова.
Отметим, что Самедова защищает адвокат по назначению, он оказался недоступным для комментариев.
Двое обвиняемых по этому делу - лидер гражданского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов и зампредседателя партии "Мусават" Тофиг Ягублу признаны международной правозащитной организацией Amnesty International "узниками совести".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
16 ноября 2024, 18:04
-
16 ноября 2024, 14:27
-
16 ноября 2024, 13:54
-
16 ноября 2024, 11:01
-
16 ноября 2024, 09:17
-
16 ноября 2024, 00:50