Инициатива установить памятник Архипу Осипову во Владикавказе встретила критику экспертов и пользователей социальных сетей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Мэрия Владикавказа намерена восстановить ранее существовавший памятник российскому солдату, герою Кавказской войны Архипу Осипову. Кавказоведы, представители черкесских организаций и блогеры подвергли критике инициативу администрации.
"Памятник Архипу Осипову красит проспект Мира"
Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» главный дизайнер Владикавказа, начальник отдела городского дизайна, рекламы и визуальной информации мэрии столицы Северной Осетии Заур Бедоев, памятник Архипу Осипову станет исторической реконструкцией. Будет воссоздан ранее существовавший памятник, который установят на проспекте Мира.
«Проспект Мира в начале аллеи нуждается в какой-то доминанте. Раньше памятник стоял напротив, через дорогу, там стоит бюст Иссы Плиева. На мой взгляд, он (памятник Осипову), встав в начале проспекта Мира, украсит его и создаст доминанту», - считает дизайнер.
По словам Бедоева, уже проведены проектные работы и даже готов макет сооружения. Памятник будет состоять из стеллы канонической формы, которая будет увенчана орлом с лавровым венком в клюве. Его планируют установить в центре Владикавказа уже в этом году.
"Памятник отражает историю города"
«Памятники города должны отражать его историю. Одним из таких является памятник Архипу Осипову», - сказала корреспонденту "Кавказского узла" замначальника информационного отдела администрации местного самоуправления Владикавказа Тамара Кайтукова.
Как рассказала Кайтукова, Архип Осипов являлся солдатом 77-го пехотного Тенгинского полка, дислоцировавшегося в течение длительного времени во Владикавказе. 22 октября 1881 года во Владикавказе в торжественной обстановке состоялось открытие памятника Архипу Осипову и штабс-капитану Николаю Лику. По бокам памятника были высечены их имена, а с тыльной стороны на медной доске помещался текст приказа №79 военного министра от 8 ноября 1840 года об увековечении памяти героев. Располагался памятник в конце Нестеровского бульвара, перед зданием штаба 20-й (позднее 21-й) пехотной дивизии, в настоящее время являющийся концом проспекта Мира перед зданием Горского государственного аграрного университета.
По словам Кайтуковой, с момента установления памятника ежегодно возле него в день гибели А. Осипова совершались панихиды и парады войск. Памятник во Владикавказе был разрушен в 30-е годы XX века и лишь его фрагмент из белого мрамора с золотыми буквами хранится в музее истории столицы Северной Осетии. Другой памятник в виде ажурного чугунного креста, водруженного на белокаменном постаменте, был установлен несколькими годами ранее - в 1876 году на месте Михайловского укрепления, где совершили свой подвиг капитан Лик и солдат Осипов. Этот памятник сохранился. Само же Михайловское укрепление в честь героя было переименовано в поселок Архипо-Осиповку.
Тамара Кайтукова отметила, что блогеры, которые обсуждают эту тему, могут обращаться со своими предложениям в администрацию, где они будут рассмотрены.
"Вопрос об установке памятника должен быть решен с жителями города"
«Мы просто подняли вопрос о целесообразности этого памятника во Владикавказе. Нас, в первую очередь, возмутило то, как администрация города выбирает, какой памятник ставить, а какой нет», - заявил корреспонденту "Кавказского узла" блогер Алик Пухаев.
Он пояснил, что представители мэрии Владикавказа, прежде чем устанавливать какие-то памятники, должны спросить мнение жителей города. «Должен быть какой-то механизм, потому что жители города должны формировать облик этого города», - сказал блогер.
Алик Пухаев назвал несколько причин, почему он против установки в столице Северной Осетии памятника герою Кавказской войны Архипу Осипову.
«Какое отношение Осипов имеет к истории Осетии? Это во-первых. Во-вторых, у нас есть соседи, наши близкие народы, с которыми у нас очень хорошие отношения. Это кабардинцы, черкесы, адыги. Я пойму, если они будут недовольны установкой этого памятника. Архип Осипов фактически взорвал Михайловское укрепление, которое раньше было адыгским, черкесским аулом. Жители этого аула хотели отбить его во время русско-кавказской войны. И во время этого взрыва погибли три тысячи человек. Я понимаю, что с точки зрения российской империи этот человек герой, но ему уже установлен памятник, в честь него назван город Архипо-Осиповка», - сказал Алик Пухаев.
Он предлагает установить памятник в честь всех жертв Кавказской войны, а не именно Архипа Осипова. От себя лично блогер Алик Пухаев 23 января уже отправил письмо через интернет-приемную.
Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы на грань полного исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Властями России до сих пор не принято решение о признании геноцида черкесов во время Кавказской войны, подчеркивают в "Адыгэ Хасэ" Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края.
"Архип Осипов - единственный солдат русской армии, в честь которого назван населенный пункт"
В своем блоге на "Кавказском узле" "Северный Кавказ сквозь столетия" старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева рассказала об истории, в честь которой поселок в устье реки Вулан, на середине пути между Геленджиком и Туапсе получил название Архипо-Осиповка.
"В 1837 году здесь был высажен десант русских войск и основано укрепление Михайловское. 22 марта 1840 года черкесы штурмом овладели этим укреплением. В последние минуты сражения солдат Тенгинского полка 40-летний Архип Осипов взорвал пороховой погреб, что привело к существенным потерям среди горцев (по разным версиям горцев было две и даже три тысячи человек). В 1864 году на месте бывшего Михайловского укрепления была основана станица Вуланская. В 1876 году на месте событий 1840 года был сооружен памятник (огромный чугунный крест) Архипу Осипову», - пишет Наима Нефляшева.
Как указывает исследователь, в 1889 году станицу Вуланскую по просьбе местных жителей переименовали в Архипо-Осиповскую. Архип Осипов - единственный солдат русской армии, в честь которого назван населенный пункт.
Наима Нефляшева считает идею установки памятника Архипу Осипову в Северной Осетии «странной».
«Инициатива администрации Владикавказа кажется мне более чем странной. Она неудачна ни по месту, так как Архип Осипов не имеет отношение к истории Осетии, ни по времени - в 2014 году исполняется 150 лет со дня окончания Кавказской войны и эта проблематика воспринимается очень остро. Кроме того, обсуждение учебников истории вызывает дискуссии в обществе, среди политиков и самих историков. В истории осетин много людей с мировым именем, достойных того, чтобы быть увековеченными на Родине, и мне хотелось бы знать, почему Архип Осипов, а не Гайто Газданов (1903-1971, писатель, критик - прим. "Кавказский узел") или Вероника Дударова (1916-2009, дирижер, педагог. - прим. "Кавказский узел") заслужил такую привилегию?» - задается вопросом Наима Нефляшева.
«В Краснодарском крае более чем достаточно памятников, вызывающих у людей неоднозначные чувства, провоцирующих конфликтность в обществе - это памятник генералу Зассу в Армавире, памятник Лазареву в Сочи, в Майкопе установлен бюст Михаила Николаевича, наместника Кавказского, который принимал парад войск в Кбааде, знаменующий окончание Кавказской войны. Общественные организации черкесов много лет и неоднократно предлагали перенести памятник Лазареву либо на его родину во Владимир, либо в музей истории Сочи, но, как видим, ситуация не меняется с 1990-х годов», - сказала Нефляшева.
«В городском пространстве памятник призван выполнять разные функции - так вот, эстетическое значение этих памятников весьма сомнительно, а конфликтность, которую они провоцируют среди людей, не снижается много лет. Более того, через подобные памятники она актуализируется всякий раз, когда в многонациональном крае возникают проблемы межнационального взаимодействия. Памятник призван гармонизировать городское пространство, демонстрировать преемственность исторических эпох, вызывать у людей теплые чувства, актуализировать тему единства страны и консолидации общества. В данном случае эффект оказывается с точностью до наоборот», - сказала Нефляшева.
Исследователь полагает, что решение об установке памятника в преддверии Олимпиады не вызовет сильный резонанс в черкесском обществе, но в случае реализации оно не останется незамеченным.
Кусова: инициатива администрации Владикавказа провокационна
Инициатива администрации города Владикавказ по установке памятника Архипу Осипову не учитывает реакции соседей, считает руководитель центра этноконфессиональных проблем в СМИ при Союзе журналистов России Сулиета Кусова.
«История сложилась так, что памятники персоналиям времен Кавказской войны или событиям той эпохи имеют двойственное значение. Для русского народа они являются предметом гордости, а для колонизованного, завоеванного народа они являются страницей очень трагической памяти, трансформируясь в сложную политическую конструкцию. И каждый раз, когда пытаются поставить какой-то памятник, нужно очень хорошо подумать, какую реакцию вызовет это у населения, на чьей территории планируется воплотить в жизнь такую инициативу», - сказала корреспонденту «Кавказского узла» Сулиета Кусова.
Эксперт напомнила об опыте установки памятников, которые по сей день вызывают протест среди местного населения.
«Достаточно вспомнить установку памятника Ермолову в Пятигорске. С этим как-то еще можно смириться. Все-таки Пятигорск нейтральная территория для Кавказа, находящаяся в Ставропольском крае. Ермолов – царский генерал, действительно принесший славу России, но, напомним, разорение всему Кавказу. Несмотря на то, что это знаковая имперская историческая фигура, в воспоминании многих кавказских народов его имя вызывает эмоциональный шок», - считает Кусова.
Памятник генералу Ермолову был установлен в Минеральных Водах Ставропольского края в октябре 2008 года. Этот памятник до сих пор вызывает неоднозначную реакцию у представителей различных национальностей Ставропольского края и всего Северного Кавказа. 22 октября 2011 года неизвестные осквернили памятник.
В 2003 году в городе Армавир Краснодарского края был открыт памятник генералу Зассу (основатель современного Армавира. - Прим. "Кавказский узел"), которого в адыгском пространстве принято называть «коллекционером черкесских голов». Декабрист Лорер писал о Зассе: «В поддержание проповедуемой Зассом идее страха на насыпанном кургане у Прочного Окопа при Зассе постоянно на пиках торчали черкесские головы, и бороды их развивались на ветру.
По мнению Кусовой, инициатива администрации Владикавказа провокационна. «Прежде, чем ставить подобные памятники, нужно подумать, какую реакцию это вызовет у соседей по Кавказу – адыгов. Архип Осипов был храбрым русским солдатом, но, умирая за матушку-Россию, он с собой захватил сотни черкесских жизней, правда в глазах русских войск, в то время, разбойников. Но, черкесы не исчезли, мы ведь живы и наша национальная память тоже с нами жива. И ставить сейчас памятник, возбуждающий болевые точки, особенно накануне Олимпиады, не уместно и провокационно», - сказала Сулиета Кусова.
По ее мнению, в самой Северной Осетии есть личности, достойные увековечивания. «Есть прекрасные персонажи общекавказской, общероссийской культуры, такие как Валерий Гергиев, есть осетины – полные кавалеры георгиевских орденов, сражавшиеся в Первую мировую войну, которые более достойны того, чтобы их увековечили в памятниках», - сказала Сулиета Кусова.
«Я не думаю, что это понадобилось осетинскому народу, но зачем это осетинскому руководству? Эта инициатива высвечивает нашу главную проблему – неумение жить общим кавказским домом. Мы, как «пальчики в перчатке», которые отрубают по одному, а нам необходимо собраться в крепкий кавказский кулак, не для того чтобы разрушать, а для того, чтобы сохраниться», - заключила Кусова.
Сохт: необходимо концентрировать внимание на социальном опыте добрососедства
Председатель «Адыгэ Хасэ» Аскер Сохт считает, что инициатива администрации Владикавказа разрушает единое межнациональное пространство региона.
«Я считаю, что памятники, которые создаются в разных частях нашей страны, должны служить объединению нашего многонационального общества на позитивных примерах. Применительно к Архипу Осипову - во многом это мифологизированная персона. Исторические эпизоды, связанные с его личностью, относятся к противостоянию в Кавказской войне. Сегодня трудно на основании архивных данных установить, действительно ли имело место то историческое событие, которое описывается в литературе», - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Аскер Сохт.
Черкесский общественник полагает, что мэрии Владикавказа стоило бы искать примеры объединения, а не раскола. «В условиях войны разные стороны конфликта проявляют и героизм, и личное мужество, и неумеренную жестокость, но современное состояние Кавказа и нашей страны все же требует поиска тех личностей, которые бы играли объединяющую роль в нашей стране, которые были бы символом позитивного примера, и таких - огромное множество», - сказал Сохт.
Аскер Сохт считает, что в российском обществе с имеющимся комплексом проблем подобные инициативы лишь приводят к большему углублению противоречий, не добавляя ничего созидательного. При этом общественник не считает, что реализация подобного решения может существенно отразиться на повестке международного черкесского движения.
«В данном случае действия муниципальных властей где-то во Владикавказе не могут повлиять на черкесское национальное движение. Задачи, которые перед собою ставят международные черкесские организации, связаны с возрождение национально-культурного пространства и вписываются в те политические процессы, которые происходят в этих странах. Они не связаны с идеями противостояния или какого-то религиозного или национального экстремизма. Какие бы решения не принимались, где бы-то ни было - они не в состоянии изменить повестку дня», - заявил Аскер Сохт.
Исторические события прошлого вносят раскол между кавказцами и остальной частью России, а их реанимация не позволяет оценивать позитивный социальный опыт векового добрососедства, считает эксперт. «К сожалению, в нашем прошлом есть исторические события, которые внесли глубокий раскол на десятилетия между кавказцами и остальной частью России, (в том числе) эпоха колониальных войн, которую мы пережили. И, к сожалению, наше внимание сконцентрировано на событиях эпохи нашего очень далекого прошлого, между тем наш социальный опыт имеет другое измерение, это и Вторая мировая война и период установления автономий, и период развития наших республик. Но этим историческим аспектам мало внимания уделяется в последнее время», - сказал Аскер Сохт.
В качестве положительного примера Сохт привел инициативу атамана кубанского казачьего войска Владимира Громова об установке в Краснодаре памятника казакам и горцам - участникам Первой мировой войны.
«Это логично, потому как в этом году юбилей Первой мировой войны. Мы прекрасно знаем, что огромное число горцев Кавказа: Дагестана, Чечни, Осетии, Кабарды, Черкессии, балкарцев, карачаевцев и представителей казачества принимало участие в качестве добровольцев на фронтах Первой мировой войны. Они внесли выдающийся военный вклад, награждены большими наградами нашего государства. Такие символы играют позитивную роль, показывая, что наше общество едино, многонационально, и эти сюжеты требуются для современного мира как факторы, объединяющие наше общество. Мэрии Владикавказа стоило бы обратить на это внимание, потому как огромное количество горцев-осетин и терских казаков принимало участие в этой войне», - заключил Аскер Сохт.
Кабард: милитаристская пропаганда становится частью государственной политики
Черкесский национальный активист Андзор Кабард не связывает желание мэрии Владикавказа установить памятник русскому солдату с предстоящей Олимпиадой в Сочи, однако считает милитаристскую пропаганду частью государственной политики.
«Это милитаристская, монументальная пропаганда, которая, в общем-то, вполне оскорбительна для тех, кто живет на этой территории. Но это не первый прецедент. У нас Ермолов стоит в Пятигорске, у нас Архип Осипов стоит там же, где он взорвал много наших сородичей, Лазарев и другие. К сожалению – это государственная политика. Я сомневаюсь, что это связано с Олимпиадой, поскольку тенденция началась значительно раньше, чем какие-либо разговоры о ней», - сказал Андзор Кабард.
Кабард считает, что взаимоотношения двух соседних народов от инициативы властей Северной Осетии не пострадают. «Я думаю, что такие, конечно же, своего рода символы, позитивно на взаимоотношения двух народов не скажутся, но особо негативно тоже не отразятся. У нас давно уже отношения между людьми строятся за рамками официоза», - уверен Андзор Кабард.
«Наши сородичи слишком спокойно относятся к подобным акциям и совершенно не могут лоббировать собственные интересы в этом же отношении. Памятники героям должны ставиться там, где они родились. Там, где родился господин Ермолов – там и должен стоять ему памятник, как великому их земляку. В месте, где он утопил в крови все местное население, ему делать нечего. На этом фоне памятник в Чечне – это вполне адекватная акция памяти героям своего народа», - резюмировал Кабард.
Куашев: памятник Архипу Осипову – символ имперства и колониализма
Кабардинский журналист Тимур Куашев заявил корреспонденту «Кавказского узла», что «подавляющее большинство адыгов категорически против установки памятников персонажам с однозначно антикавказским подтекстом».
«Это символ имперства и колониализма. Очевидно какие-то местные деятели решили себя так зарекомендовать. Форпост, центр кавказской области, надо раздражать аборигенов, провоцировать, раздражать историческую память народа. Адыгское общество негативно восприняло подобную инициативу, и это может сказаться на идеальных отношениях между нашими народами, подпортив их», - сказал Куашев.
Обсуждение инициативы администрации города Владикавказ установить в исторической части столицы Северной Осетии памятник Архипу Осипову вызвало оживленную дискуссию в кавказском сегменте Интернета.
Осетинский Интернет-ресурс Hohag.com и группа социальной сети "ВКонтакте" «Global Alania» инициировали сбор подписей под обращением к мэру Владикавказа, в котором в том числе поднимается вопрос урона межнациональным отношениям от реализации данного проекта.
«В условиях и без того до предела обостренных межнациональных отношений на Кавказе, администрация поставила руководство и народ республики в неудобное положение. Поставив этот памятник, мы провоцируем обиду наших соседей - черкесов, а остановив строительство, мы даем повод националистически настроенным силам в Москве, а также остальным недоброжелателям обвинить республику в «русофобии». Готова ли администрация нести политическую ответственность?», - задаются вопросом авторы обращения.
Опрос, проведенный под обсуждением данного обращения "ВКонтакте", свидетельствует о том, что подавляющее большинство - 78,4% - проголосовавших против инициативы администрации города, 9,7% участников опроса считают установку памятника необходимой, а 11,9% затруднились ответить. На данный момент в опросе приняло участие 750 человек.
Обсуждение ведется и в «Живом Журнале». Так блогер hohag-lappu пишет, что установка памятника Осипову, исторически не имеющего никакого отношения к Северной Осетии, с жителями республики не согласовывалась, в то время, когда вопрос установки памятника национальной героине «спасительнице осетинского народа Задалески Нана» собираются выставить на референдум.
«Как-никак, и нам бы не понравилось, если бы в Адыгее поставили памятник генералу Абхазову или Звиаду Гамсахурдиа», - пишет блогер hohag-lappu.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08