Жительница Грозного заявляет о бездействии следствия по делу о похищении ее сына
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жительница Грозного заявляет о том, что вот уже почти восемь месяцев ничего не знает о своем сыне Ризване Мацаеве. Родные и знакомые полагают, что 31-летний молодой человек был похищен сотрудниками одной из правоохранительных структур и заявляют о бездействии следствия. В МВД Чеченской Республики комментировать ситуацию с Мацаевым отказываются. Правозащитники обращают внимание на то, что обращений по поводу похищений жителей Чечни стало меньше, но объясняют это страхом, в котором пребывает население республики.
Родственники считают Ризвана Мацаева похищенным и уверены в причастности к похищению силовиков
Житель Грозного Мацаев Ризван Зайндиевич, 1982 года рождения, вышел из дома, расположенного по Старопромысловскому шоссе Грозного, на утреннюю молитву в мечеть 20 января и не вернулся, сообщила мать пропавшего Зура Мацаева.
"Мы узнали о том, что он не вернулся домой через его жену. Они жили отдельно, в съемной квартире, расположенной возле парка Ахмата Кадырова. В 10.00 утра она позвонила мне и сказала, что Ризван не вернулся из мечети, и мы со старшим сыном поехали его искать, объездили все, что можно, всех расспрашивали до вечера", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Зура Мацаева.
По ее словам, сын не имел отношений с членами незаконным формирований и не мог добровольно уйти из дома. "Он никогда не имел к подобному отношения, никогда правоохранительные органы им не интересовались, лишь участковый однажды спрашивал о нем, когда он переехал в эту квартиру. Ризван имеет два высших образования, окончил пединститут и юрфак, у него жена со Ставрополя, русская, год как женился. Он не собирался никуда уезжать", - говорит женщина.
В ночь исчезновения Ризвана Мацаева родственники подали заявление об этом в Старопромысловский РОВД, потом уже днем и - в Следственный отдел СКР того же района. "После написали также в прокуратуру, они приезжали. Написали и уполномоченному по правам человека. Ответов не было ниоткуда. Никто следствие не ведет, поиском сына не занимается", - сказала Зура Мацаева.
По ее словам, сын был одним из задержанных во время "профилактических" рейдов правоохранительных структур Чеченской Республики, в ходе которых в отделы полиции доставляли молодых людей, носящих бороду.
"Ризван носил бороду и сбрил после 10 января, когда их собрали, 6-7 часов держали, посоветовали сбрить. Это было в муфтияте, потом отвезли в мэрию, с 4.00 до 13.00 держали их. У них и отпечатки брали, и мы даже думали, что по ТВ их покажут, но просто их на заметку взяли", - рассказала Зура Мацаева. По ее словам, 11 января она видела Ризвана уже побритым.
С ее слов, обращение в структуры Духовного управления мусульман Чечни также не принесли никакого результата. "На главу республики мы не смогли выйти, а вот его помощнику, председателю Совета по правам человека Тимуру Алиеву писали, звонили, говорили - тоже ничем не помог", - заключила Мацаева.
Отметим, что через несколько дней, после задержания Ризвана Мацаева, пропали еще трое его друзей. Информацию об этом корреспондентам "Кавказского узла" сообщали некоторые из их родственников, однако публиковать ее они не решались в связи с поступавшими "предостережениями" от различных представителей силовых структур, что "своих сыновей в этом случае они больше не увидят".
23 января молодым людям, по описанию родственников, звонили поочередно с телефонов друг друга и просили выйти на улицу. Они выходили из дома в домашней одежде, и после этого не возвращались. Одного из них, не вышедшего на звонок с телефона друга, забрали люди в форме силой прямо из дома 25 января, что и стало основанием подозревать в причастности к похищениям сотрудников силовых структур.
9 июня трое молодых людей были отпущены домой. Информацию о местонахождении, причинах задержания ни они, ни родственники никому не рассказывают. Ничего не говорят они и о Ризване Мацаеве.
В МВД отказываются от комментариев в связи с исчезновением Ризвана Мацаева
Комментировать ситуацию с исчезновением Ризвана Мацаева корреспонденту "Кавказского узла" устно начальник отдела информации и общественных связей МВД по Чеченской Республике отказался, предложив направить в адрес ведомства письменный запрос.
"Кавказский узел" направил запросы о предоставлении данных о расследовании похищения Мацаева и его друзей в период с 23 по 25 января 2014 года в прокуратуру Чечни, МВД и Следственный комитет республики 12 августа. Повторный запрос в МВД Чечни был направлен "Кавказским узлом" 28 августа. Ответов на эти запросы пока не получено.
При этом, согласно ч.2 ст.40 закона РФ "О СМИ", запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок, пояснил "Кавказскому узлу" адвокат дагестанской коллегии адвокатов Руслан Магомедов.
Также, по словам адвоката, отсрочка в предоставлении информации, согласно ч.6 ст.18 закона РФ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", не может превышать 15 дней сверх установленного срока для ответа на запрос.
Каляпин: обращений по поводу похищений жителей Чечни стало меньше
О поступающей информации о серии задержаний в Чечне перед началом Олимпиады в Сочи сообщил глава "Комитета против пыток" Игорь Каляпин. Однако, отмечает он, ни одного обращения в организацию от родственников пострадавших не поступало.
Оценивая ситуацию, связанную с практикой похищений людей в Чечне в целом, Каляпин отметил, что сомневается, что похищений в республике стало значительно меньше, но при этом пояснил, что родственники стали намного реже обращаться за помощью в правозащитные организации.
"Мне очень сложно оценивать, реально ли изменились масштабы похищений. Я могу совершенно точно сказать, что значительно уменьшилось количество обращений к нам. К нам сейчас люди с сообщениями о похищении своих родственников практически не обращаются. Правильно ли из этого делать вывод, что похищений в Чечне стало меньше, я очень сильно сомневаюсь. Думаю, что граждане решили, что обращения в правозащитные организации не дают эффекта. Ну и вообще, кампании по дискредитации некоммерческих организаций и в особенности правозащитных, тоже дают свой эффект, особенно на территории Чеченской Республики", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Каляпин.
По его словам, как правило, в последнее время в Чечне родственники пострадавших от похищений готовы общаться с правозащитниками только на неофициальной основе - "они готовы рассказывать, но при этом не хотят подписывать никаких документов". "Есть официальные процедуры, которых просто не избежать на пути к справедливости. Но мы, ничего не сможем сделать, если люди отказываются от этих официальных процедур", - сказал Игорь Каляпин.
Говоря о перспективах найти живым похищенного родственника, Каляпин пояснил, что шанс намного выше у тех людей, чьи родственники обратились к правозащитникам с заявлением о похищении сразу после произошедшего. Он призвал родственников похищенных обращаться в правозащитные организации с официальными заявлениями, чтобы правозащитники могли работать по каждой отдельной ситуации в полную силу.
"Сейчас немножечко, чуть-чуть, ситуация меняется в Чечне. Есть много людей в следственных изоляторах, в местах принудительного содержания города Грозного, которые говорят, что их пытали, что их избивали, принуждая к "признательным" показаниям, к самооговору. Следственный комитет, конечно, игнорирует их жалобы, но, тем не менее, нужно понимать, что еще пять лет назад таких жалоб не было, потому что такие люди просто исчезали. Пять лет назад этих людей просто убивали сразу после задержания", - говорит Каляпин.
Орлов: в абсолютном большинстве случаев родственники боятся куда-либо жаловаться
С начала 2014 года, как говорится в подготовленной Правозащитным центром "Мемориал" по просьбе "Кавказского узла" информации о статистике обращений по фактам похищений людей в Чечне релиза, всего поступило семь заявлений по подобным фактам.
Первым в этой информации приводится обращение родственников Ризвана Мацаева, пропавшего 20 января. Заявление от его родственников является единственным, сообщающим о похищении в этот день. При этом родственники Мацаева обратились в "Мемориал" спустя лишь месяц с небольшим после пропажи молодого человека. Дата обращения не приводится.
"Родные и знакомые полагали, что он был похищен сотрудниками одной из правоохранительных структур. Мы просили обратившихся к нам родственников предпринять определенные юридические шаги и выразили при этом готовность помогать им. Однако, к сожалению, обратившиеся к нам родственники пропавшего не следовали нашим советам и не проявляли готовность взаимодействовать с нами. В результате на настоящий момент у нас нет достаточных оснований для того, чтобы утверждать о том, что он был похищен. В результате на сайте ПЦ "Мемориал" мы не поместили информацию по данному случаю", - говорится в тексте ответа правозащитников.
Там же поясняется, что позже сотрудникам ПЦ "Мемориал" стало известно, что следователь каким-то образом убедил жену пропавшего подписать заявление, в котором она утверждает, что Ризван Мацаев звонил ей с Украины уже после своего исчезновения. "Понятно, что когда родственники поддаются на давление или обещания следователей, то надеяться на реальное расследование не приходится", - поясняют в "Мемориале".
Правозащитники также отмечают, что 17 марта в ПЦ "Мемориал" обратился Иса Токаев - отец похищенного 22 января Магомеда Исаевича Токаева, одновременно с которым были похищены еще двое молодых людей, проживающих в микрорайоне Грозного. Все они были похищены из своих домов, утверждает Иса Токаев, но родственники двух других похищенных отказались обращаться в "Мемориал" с заявлениями. Правозащитной организацией были направлены запросы в следственные органы ЧР. 21 марта все трое были освобождены. Родные не захотели продолжать поддерживать жалобу.
Также правозащитники приводят заявления от родственников жителей станицы Ассиновской Чечни Имрана Карсамова, Юнуса Мадаева, Адама Мачукаева, Беслана Мовсарова, которые были увезены из дома неизвестными вооруженными людьми, очевидно силовиками, 3 марта, и пропали. "Родные пытались их найти, обращались в ОВД Сунженского района, писали заявления в следственные органы. В Ачхой-Мартановском межрайонном следственном отделе СУ СК РФ по ЧР им сообщили, что Карсамов и Мадаев находятся в ОРБ-2. Родные в тот же день поехали туда. Там им сообщили, что молодые люди действительно находятся у них и после допроса их привезут в ОВД Сунженского района. Однако туда задержанных так и не доставили. Пока родственники искали пропавших, их избивали и пытали в ОРБ-2, добиваясь признательных показаний. Все находятся под следствием", - говорится в справке ПЦ "Мемориал".
В ней также содержится информация об обращении родственников Альви Абдурахманова, который вместе с Магомедом Акаевым обвинялся в разбое и нападениях на представителей власти, однако был оправдан коллегией присяжных Верховного суда Чечни 25 февраля 2014 года. По данным Правозащитного центра "Мемориал", на этот вердикт обратил внимание глава Чечни Рамзан Кадыров. 26 февраля Абдурахманов пришел в управление уголовного розыска МВД по ЧР, где его незаконно задержали, утверждают правозащитники. Родственники Альви Абдурахманова заявляли о его исчезновении. Позднее выяснилось, что Абдурахманов находится в одном из подразделений МВД в Грозном. Как пояснили в "Мемориале", несмотря на то, что в настоящее время Абдурахманов окончательно оправдан решением Верховного суда РФ, он продолжает незаконно удерживаться сотрудниками МВД по ЧР.
Родственники похищенного 26 июня Рамзана Бантаева также обратились в "Мемориал" с официальным заявлением. Правозащитники делали официальные запросы в следственные органы Чечни, мужчина был освобожден 27 июля, однако отказался рассказывать сотрудникам ПЦ "Мемориал" подробности его похищения и освобождения.
В "Мемориал" также поступало обращение от похищенного 20 февраля из дома родственников Руслана Кутаева. Как сообщал "Кавказский узел", 7 июля Урус-Мартановский суд Чечни приговорил Руслана Кутаева по обвинению в хранении наркотиков к четырем годам лишения свободы. Кутаев настаивает на своей невиновности. Приговор будет обжалован в вышестоящей инстанции, заявил 7 июля адвокат правозащитника Петр Заикин.
Последним заявлением, которое приводят представители "Мемориала", стало обращение знакомых Малины (Амины) Садахановой о ее похищении 17 августа. 25-летняя жительница Грозного, изучающая арабский язык и преподающая религию в одном из медресе республики, в течение трех дней удерживалась силовиками. По данным Правозащитного центра "Мемориал", девушку сильно избили и отпустили на свободу лишь 20 августа. Сама Малина отказалась рассказывать подробности происшедшего и куда-либо жаловаться, пояснили в "Мемориале".
Список похищений не является полным, прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" приведенную статистику член правления ПЦ "Мемориал" Олег Орлов. "Это не то, что не исчерпывающий список похищений в Чечне, это очень малая часть таких случаев", - заявил Орлов.
Он также отметил, что в абсолютном большинстве случаев родственники боятся куда-либо жаловаться. "В тех же случаях, когда они пожаловались нам, видно, что нередко они это делали с сильным опозданием. И даже когда нам становятся известны случаи похищений, родные часто не хотят нам что-либо сообщать, даже начинают отрицать факт похищения. Когда же человека освобождают, он, как правило, тоже не хочет никуда жаловаться. Такая реакция - страшное последствие многих лет террора населения Чеченской Республики. Террор со стороны НВФ, террористов страшен. Но гораздо страшнее и хуже, когда осуществляется государственный террор", - сказал Орлов.
Правозащитник констатирует, что террор в отношении чеченского народа направлен на слом его менталитета. "Мне представляется, что в результате этого многолетнего террора был сломлен менталитет чеченского народа, которому всегда были присущи такие черты, как гордость, повышенное внимание к отстаиванию достоинства себя, своей семьи, своего рода. Вся наша большая страна пережила такое в тридцатые годы. Чечня же пережила, да и продолжает переживать террор снова, повторно, уже в наше время", - сказал Олег Орлов.
Он привел ситуацию с Русланом Кутаевым как исключение, "когда несправедливо обвиняемый человек решился сразу же, как только представилась возможность, сказать всю правду и о своем похищении, и о фальсификации и о пытках, и о режиме, который заказал эту фальсификацию, и о причинах, по которым его преследуют".
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и ведет хронику происходящих там вооруженных инцидентов и похищений людей.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"