В Волго-Ахтубинской пойме в зоне экологического бедствия остаются 4 тысячи человек
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Меры, предпринятые властями по предотвращению последствий низкого паводка в северной части Волго-Ахтубинской поймы, оказались недостаточными. Около 70% населения Клетского сельского поселения, в восьми хуторах которого проживают 4653 человека, ощущают нехватку воды, признались местные чиновники.
Как сообщал "Кавказский узел", в конце апреля правительство Волгоградской области в связи с маловодьем обратилось в правительство и МЧС России по вопросу выделения 200 млн рублей для принудительной подкачки воды в Волго-Ахтубинскую пойму. Жители этой местности жалуются на сложную ситуацию с питьевой водой. Подкачка воды началась 25 мая. При этом эксперты отметили, что недостаточные объемы весеннего половодья, а также несоблюдение температурных и уровневых режимов паводка приведут к существенному снижению рыбных запасов.
"Администрация направила запрос на выделение дополнительных средств"
В Среднеахтубинском районе Волгоградской области насосные станции, расположенные в Волго-Ахтубинской пойме, с 5 по 15 июня закачали более 4 миллионов кубометров, из них более 2 миллионов кубометров поступило в Краснослободский водный тракт, 2 миллиона – в Каширинский. Подкачка волжской воды продолжается.
Для этих целей выделено из бюджета области более 80 млн рублей. Необходимость проведения этих работ вызвана последствиями крайне низкого весеннего паводка, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель пресс-службы администрации Волгоградской области.
"Проблему засухи администрация Волгоградской области прогнозировала еще в 2014 году, поэтому определенные мероприятия, связанные с маловодьем мы уже начали осуществлять, начиная с 2014 года. Был подготовлен совместно с ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" план мероприятий по обеспечению в текущем году подачи воды в Волго-Ахтубинскую пойму - в Краснослободский и Каширинский тракты", - сказал корреспонденту временно осуществляющий полномочия председателя регионального комитета сельского хозяйства Виталий Цепляев.
Проблем с водоподачей мы сейчас не ощущаем
Виталий Цепляев сообщил о том, что в пойменной зоне Среднеахтубинского района располагается около 1500 гектаров орошения, на которых выращивают овощную продукцию 12 крестьянско-фермерских хозяйств и восемь крупных агрокомпаний. Средняя урожайность последних лет здесь превышает 65 тысяч тонн овощей.
"Проблем с водоподачей мы сейчас не ощущаем. Хотя понимаем, что потребуются дополнительные финансовые средства, в том числе для оплаты работ по подаче воды. Сейчас мы рассчитали потребности в деньгах на эти цели", - рассказал Виталий Цепляев, отметив, что администрация области направила в Министерство сельского хозяйства России запрос на выделение дополнительных 89 млн рублей для поддержания мелиорации в пойме на период засухи.
Чиновник также заявил, что проблема маловодья в пойме "не столь пугает сельхозтоваропроизводителей", "потому что даже те факты, которые сегодня есть, говорят о том, что "сельхозники" инвестируют в сельское хозяйство". Более того, по словам руководителя комитета, в ближайшие три года в пойменной зоне Среднеахтубинского района планируется расширение площадей мелиорации на 600 гектаров.
"70% населения Клетского сельского поселения ощущают нехватку воды"
Несмотря на меры, предпринимаемые региональной властью для борьбы с засухой в северной части Волго-Ахтубинской поймы, в зону искусственного обводнения не вошла территория Клетского сельского поселения, в восьми хуторах которого проживает 4653 человека.
Волжская вода не поступает в систему водоемов сельского поселения через Каширинский и Краснослободский тракты. В течение 50 лет вода в ерики и озера поселения проходит через гидротехническое сооружение (ГТС) №107, которое расположена всего в километре от берега Волги. Во время весеннего паводка 2015 года вода дошла только до ерика Куропатка.
Более 20 водоемов поселения пересохли полностью. Озеро Клетское потеряло около 70% своего объема. Центральное водоснабжение через сорокаметровую скважину обеспечивает питьевой водой около 600 человек, проживающих в 28 многоквартирных домах поселка Клетский. Около 4 тысяч человек получают воду из собственных скважин, колодцев или из водоемов, сообщили в администрации Клетского сельского поселения.
До драк доходит. Воды не хватает катастрофически
"Если из озер вода уйдет, то и в скважинах воды не будет. Бьем тревогу. Приезжал глава района к нам, специалисты приезжали, которые готовы поставить земснаряд, чтобы проводить подкачку волжской воды в наши озера. Пока денег не выделено. Нужно приблизительно 50 млн рублей", - заявила корреспонденту и.о. главы Клетского сельского поселения Наталья Костяева.
По словам Натальи Костяевой, по данным на 15 июня около 70% населения Клетского сельского поселения ощущают нехватку воды. Она сообщила, что в хуторе Тумак расположен один колодец. Запасы воды в нем ограничены. По утрам жители хутора конфликтуют из-за воды.
"Люди, кто успеют набрать воды, – они с водой. А остальные… До драк доходит. Воды не хватает катастрофически", - посетовала глава поселения.
"В поселении уже давно необходимо ввести режим ЧС"
Существование конфликтов среди местных жителей из-за дефицита воды в Тумаке подтвердила жительница хутора, пенсионерка Лидия Молчанова.
"В нашем поселке четыре действующих колодца. Пятый строится. Сейчас происходит обезвоживание колодцев. В двух - воды нет вовсе. В остальных вода за ночь набирается, а к обеду в колодцах уже жижа грязная, а не вода. Ребята в полночь с двумя бочками с колодца воду брали. Я им говорю, сыночек, оставь нам воды. Ругаемся из-за воды. Бывает", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Лидия Молчанова.
Глава ТОС хутора Тумак Оксана Дудина показала корреспонденту "Кавказского узла" в бутылке воду, которую она набрала в скважине. Женщина очистила и отфильтровала эту воду.
Вода еле течет. Она ржавая. Я ее чищу негашеной известью, чтобы пить.
"Видите, какая вода ржавая после очистки. Как можно ее пить, как можно такой водой стирать белье, как можно ею мыться? Во всех скважинах такая вода. И она исчезает из скважин. Нужно новые бурить, а это 15-20 тысяч рублей вместе с покупкой насоса. В хуторе живут около ста пенсионеров. Многие из них не имеют таких денег. Как им жить в таких условиях?", - возмутилась Оксана Дудина.
Пенсионерке Вивее Орловой 87 лет. Большую часть своей жизни она проработала учителем. С 1957 года живет в Тумаке. По словам женщины, такой засухи она не помнит.
"У меня скважина 18 метров глубиной. Вода еле течет. Она ржавая. Я ее чищу негашеной известью, чтобы пить. Поливать огород нечем", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" пенсионерка.
Вивея Орлова показала свой огород. 10 соток заросли сухой травой. Деревянные рамы теплицы завалились на бок. Плодовые деревья в саду засохли. У большого бака стоят ведра с ржавой водой.
"Вот так, как Вивея Васильевна, у нас живут многие. Воды нет ни для скота, ни для огорода, ни для людей. Надо давно уже было ввести в нашем поселении режим ЧС", - заявила Оксана Дудина.
"К августу озеро Клетское совсем пересохнет"
Пелагея Тихомирова – глава многодетной семьи, которая существует за счет личного подсобного хозяйства. Выращивают овощи, содержат четыре коровы. На заливных лугах у семьи имеется сенокосный участок. Пенсионерка показала корреспонденту выжженное солнцем поле.
"По пояс должна быть трава на нашем участке после половодья. Но вода сюда во время паводка совсем не зашла. Сена не будет. Если не купим, то резать коров придется", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Пелагея Тихомирова.
Александр Головко живет с семьей в частном доме на улице Набережной хутора Клетского. Выращивает коз, уток, кур. На своих 60 сотках земли он выращивает овощи. Несколько лет использует капельное орошение.
В нашем поселении нужно вводить режим чрезвычайной ситуации
"В условиях засухи нужно применять интенсивные способы мелиорации. Капельное орошение дает экономию воды в 70%. Каждый день включаю на два часа воду, и этого достаточно", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Александр Головко.
По его словам, в поселке многие жители последовали его примеру. Впрочем, если к концу лета водоемы пересохнут и исчезнут грунтовые воды, никакие прогрессивные методы мелиорации не помогут.
"Если в скважинах не будет воды, будет пустыня", - заключил местный житель.
"Озеро Клетское усыхает каждый день сантиметров на 15. К августу оно полностью пересохнет. Я думаю, что в нашем поселении нужно вводить режим чрезвычайной ситуации", - заявила Наталья Костяева.
С мнением главы сельского поселения не согласен первый заместитель руководителя комитета природных ресурсов и экологи Волгоградской области Виталий Сазонов. По его словам, Клетское сельское поселение не осуществляет забор воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд из поверхностных водных объектов, "в том числе оно не осуществляет забор воды из озера Клетского".
"Водозабор здесь осуществляется из скважин, из подземных водных источников. Поэтому на сегодняшний момент вопросы по воде для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд закрыты, то есть поверхностные источники не используются", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Виталий Сазонов.
При этом он отметил, что говорить о введении режима чрезвычайной ситуации на территории Клетского сельского поселения преждевременно. Он также отметил, что администрация области направила в федеральные министерства и ведомства (ГУ МЧС, министерство сельского хозяйства, федеральное агентство водных ресурсов) запрос на выделение из Резервного фонда РФ дополнительных финансовых средств для продолжения работ по искусственному обводнению Волго-Ахтубинской поймы. Впрочем, точные сроки согласования запроса и начала работ чиновник назвать не смог.
"В этом расчете учтены и интересы Клетского сельского поселения", - отметил Виталий Сазонов.
"После приватизации "РусГидро" начались негативные явления"
Заслуженный эколог России, педагог Волгоградского государственного аграрного университета Владимир Лобойко вину за низкий паводок в низовьях Волги возлагает на ОАО "РусГидро". Ссылаясь на статистические данные Росгидромета ученый утверждает, что "никакой засухи в Волжско-Камском бассейне нет".
"Засуха не в природе, а в головах некоторых чиновников, от которых зависит обводнение поймы и обеспечение водой населения. Все эти явления негативные начались с тех пор, как прошла приватизация ОАО "РусГидро". Многие пытались объяснить сначала, что нам важна выработка электроэнергии. Хотя у нас сохранилась единая энергетическая система со времен СССР. И никогда мы не останемся без электроэнергии", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Владимир Лобойко.
Эколог напомнил основные принципы водного законодательства - значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека (ст.3.1 Водного кодекса РФ); приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду (ст.3.2); приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду (ст.3.5). Он заявил, что энергетики нарушают эти принципы. Эколог сказал, что намерен подать заявление в Генеральную прокуратуру с требованием наказать виновных в нарушении закона.
Засуха не в природе, а в головах некоторых чиновников
"До последнего времени эта статья закона игнорировалась", - заявил Владимир Лобойко, заметив при этом, что Государственный океанографический институт имени Н. Н. Зубова в настоящее время разрабатывает всероссийскую концепцию использования водных ресурсов. Одна из целей концепции - увеличение водности Волги.
С мнением Владимира Лобойко не согласен руководитель Нижне-Волжского водного бассейнового управления Анатолий Быков. 11 июня в пресс-центре "Волгоград-Россия" Анатолий Быков на примере статистических данных, собранных сотрудниками его управления, доказывал, что Волжско-Камский бассейн переживает период маловодья, который может продлиться до 2029 года. В этих условиях, по словам Анатолия Быкова, "очень трудно" учитывать интересы различных отраслей экономики России.
"Мы должны встраиваться в этот комплекс технологический. Пока это у нас, к сожалению, не всегда получается. Причины этого - маловодность и сложность регулирования. Запросы же всех водопользователей, они зачастую диаметрально противоположенные. И вот Межведомственная оперативная группа (МОГ), которая работает при Федеральном агентстве водных ресурсов, занимается рассмотрением интересов всех водопользователей и субъектов федерации. МОГ из всех бед выбирает наименее затратное", - отметил Анатолий Быков, указав также на сложности прогнозирования заполнения водой водохранилищ.
источник: корреспондент "Кавказского узла"