Эксперты: независимость Грузии вновь находится под угрозой спустя 95 лет после падения республики
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В апреле исполнилось 95 лет с момента, когда в Грузии была сформирована советская власть. Этому предшествовало вторжение Красной Армии в 1921 году, которое грузинские историки оценивают как оккупацию страны. Политологи проводят параллели с российско-грузинскими отношениями в настоящее время.
Саралидзе: историки в Грузии оценивают вторжение Красной Армии как оккупацию страны
Грузинские историки оценивают вторжение Красной Армии в Грузию как оккупацию страны, сообщила доктор исторических наук, старший научный сотрудник института истории и этнографии Тбилисского государственного университета имени И. Джавахишвили Лела Саралидзе.
"Однозначно произошла оккупация Грузии, и нет иного мнения среди историков по этому вопросу", – заявила корреспонденту "Кавказского узла" Лела Саралидзе.
По ее словам, жизнь в независимой демократической на тот момент Грузии процветала, экономика была развита лучше, чем в России. Для России Грузия представляла стратегический интерес – не только как страна, расположенная рядом уже с советизированными Азербайджаном и Арменией, но и потому, что в Батуми была нефть, указывает историк.
Она уверена, что в тот период времени не было альтернативы советской аннексии Грузии.
"Россия хотела объединить в один регион Батуми и Баку, поскольку в этих городах была нефть. Для обеспечения вывоза нефти из Баку в Европу стало необходимым завладеть нефтепроводом Баку – Батуми", – рассказала Лела Саралидзе.
По ее словам, страны Антанты не могли оказать Грузии помощь, несмотря на то, что в Батуми находились английские войска. "После Первой мировой страны Антанты были слабыми, у них был спад экономики. Падению Грузии также способствовали большевики, среди которых были Орджоникидзе и Махарадзе, и мощность Красной Армии", – сказала Саралидзе.
По ее словам, вопрос о присоединении Грузии к России перед большевиками встал после советизации Азербайджана и Армении в 1920 году, и для советской оккупации Грузии было необходимо нейтральное отношение Османской империи.
"Россия не боялась европейских стран или Турцию. Поскольку Турция сама ожидала помощи от России. Османское правительство хотело, чтобы Россия стала его военно-политическим союзником против стран Антанты. Взамен на сотрудничество правительство России требовало от Анкары уступить Закавказье, на это требование согласилось правительство Мустафы Кемаля Паши (первый президент Турецкой Республики – прим. "Кавказского узла"). При создавшейся ситуации по инициативе Англии страны Антанты приняли решение не препятствовать агрессии России в Закавказье", – сообщила Саралидзе.
Именно как советскую оккупацию расценивает присоединение Грузии к Советскому Союзу и Царский дом Грузии.
В исторической справке, опубликованной на сайте Царского дома Грузии, отмечается, что до военных действий между Грузии и Россией в 1921 году между странами был договор, согласно которому Советская Россия признавала независимость Грузии и обещала не вмешиваться в ее внутренние дела, а Грузия, в частности, легализовала положение коммунистической партии. Военные действия начались после восстания грузинских трудящихся, которое Царский дом Грузии считает инсценированным и заявляет, что план войны России с Грузией был окончательно уточнен еще в январе 1920 года.
"Фактически это было нападение 11-й Красной Армии на независимую Грузию", – отмечается в этой справке.
Адельханов: Грузия не могла сохранить свою независимость, исходя из реалий тех времен
Среди историков могут быть другие мнения касательно вопроса советской оккупации, "но они публично не высказываются", считает политолог, сотрудник "Кавказского института мира, процветания и сотрудничества" Эмиль Адельханов, который отмечает, что с трудами историков жители Грузии знакомы по газетам, а не научным публикациям.
По его словам, в 1921 году грузинская армия уступала Красной армии в боеспособности, вооружению и снабжению.
"Население страны и армия находились в глубоком шоке от драматической смены событий, произошедших за два-три года, фактически не могли адекватно реагировать на вторжение 11-й Красной Армии, чему способствовало и преувеличенное мнение о возможностях самой Красной Армии", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Эмиль Адельханов.
По его мнению, Грузии не удалось сохранить свою независимость, поскольку для Турции и европейских стран условия мира с Россией были гораздо важнее условий мира с Грузией.
"Для Турции Грузия не была той державой, с которой приходилось считаться. А Москва была той державой, которая могла дать ей гарантии национальной автономии для мусульман, проживающих в оккупированной Грузии", – отметил Адельханов.
"Для Грузии крайне важно помнить уроки прошлого исходя из сегодняшней политики России"
Политологи Малхаз Мацаберидзе и Георгий Мчедлишвили, слова которых 21 февраля текущего гола привел "Голос Америки", указывают на исторические параллели событий 1921 года.
В Грузии "не вспоминали бы историю с такой горечью, как сегодня" в том случае, если бы в отношениях России и Грузии не было напряженности, считает директор института политологии Тбилисского государственного университета профессор Малхаз Мацаберидзе.
"Когда страна не готова признать прошлую агрессию, как это налицо в случае России, она готова к новой агрессии. Это подтвердилось в 2008 году во время российско-грузинской войны и совсем недавно – в Украине. Исходя из сегодняшней политики России, для Грузии крайне важно помнить уроки прошлого", – отметил эксперт.
Последние двести с лишним лет история Грузии связана с борьбой за независимость, в которой в качестве силы, стремящейся ее ограничить, выступает Россия, отмечает Георгий Мчедлишвили из Джорджтаунского университета.
"Что получила и что потеряла Грузия от нахождения сначала в составе Российской Империи, а затем Советского Союза? Это вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Но то, что произошло 25 февраля 1921 года, не может быть интерпретировано иначе как оккупация и вскоре после этого – аннексия Грузии", – считает эксперт.
Тот факт, что этот день был объявлен Днем советской оккупации только в 2010 году, т.е. 19 лет спустя после вновь обретения Грузией независимости, по словам Мчедлишвили, означает лишь то, что все эти 19 лет у грузинского государства "не хватало политической воли и мужества назвать вещи своими именами", так как озабоченность тем, как воспримет этот шаг Россия, "перевешивала".
Мчедлишвили считает, что политика России после распада СССР вновь вернулась в неоимперское русло – так же, как это было почти столетие назад.
"Вместо того, чтобы на основе совместной истории и культурных связей выстроить продуктивные и дружественные отношения с бывшими республиками – так, как, например, это сделала Великобритания с бывшими колониями, – Россия решила опять действовать силой оружия, и с помощью попыток подрыва государственности тех республик, которые решили идти по пути полноценного политического развития, иными словами – выбрали западную модель государственного строительства", – говорит эксперт.
Нижарадзе: понятие советской оккупации в общественной памяти Грузии устоялось благодаря СМИ
Власти Грузии в феврале 1921 года оказались не на высоте, и, несмотря на то, что у них были ресурсы, они их не сумели мобилизовать, не смогли организовать сопротивление, отмечает грузинский социопсихолог Гага Нижарадзе.
"Красную Армию встретило несколько сот юнкеров, в основном добровольцев, которых очень быстро разбили. Потом были выступления в Кахетии, в горных районах и т. д., но в общем-то ничего серьезного. Хотя в общественной памяти эта дата существовала, и помнили в основном такие явно или скрыто диссидентски настроенные люди", – заявил Гага Нижарадзе в интервью "Эху Кавказа".
По словам Нижарадзе, Грузия была очень хорошо адаптирована к советскому режиму, а 90-е годы XX века стали переломным моментом, когда нация начала искать новые пути адаптации к создавшимся условиям. "В ХХ веке, и в последние десятилетия особенно, стало понятно, что Грузии надо делать выбор между Европой и Россией, потому что Россия – это все-таки не Запад", – отмечает эксперт.
При этом, по его мнению, "без фокусирования, акцентирования и без нажима со стороны средств массовой информации" даты, подобные Дню независимости, советской оккупации, в Грузии не станут такими, которые большинство жителей будут отмечать.
Отметим, что День независимости отмечается в Грузии 26 мая. В этот день 1918 года была провозглашена первая Грузинская Демократическая Республика, которая просуществовала до февраля 1921 года. В 1991 году в этот день в Грузии были проведены первые президентские выборы, в результате которых к власти пришел первый президент страны Звиад Гамсахурдия.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14