СПЧ выступил за решение вопроса о хиджабах в школах на региональном уровне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти регионов, в которых ношение хиджабов издавна практикуется, должны самостоятельно решить, разрешать или нет их ношение в школах, заявил зампред СПЧ Евгений Бобров, комментируя заочный спор Ольги Васильевой и Рамзана Кадырова. Кремль вмешиваться в дискуссию по этому вопросу не собирается, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Как писал "Кавказский узел", 24 января глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что учащиеся российских школ не должны подчеркивать свое вероисповедание атрибутикой. Глава Чечни Рамзан Кадыров обвинил Васильеву в том, что она навязывает обществу свое личное мнение и устраивает войну с хиджабами. Глава Чечни подчеркнул, что Конституция России гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, и для мусульманки платок является важной частью одежды.
Высказываясь в пользу запрета хиджабов в школе, Ольга Васильева ссылалась на решение Конституционного суда России по школам Мордовии. В действительности же в феврале 2015 года запрет на ношение хиджабов и другой религиозной атрибутики, а также мини-юбок, джинсов, одежды с глубоким декольте и пирсинга в школах Мордовии признал законным Верховный суд России. С инициативой запрета выступало правительство республики.
Кремль вступать в дискуссию по поводу ношения хиджабов в школах отказался, заявил в свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
"Мы не хотели бы становиться стороной в этой дискуссии в настоящий момент", - приводят его слова "Известия".
Вопрос о запрете или разрешении носить хиджабы в школе должен решаться на региональном уровне, согласился зампред Совета по правам человека при президенте, глава комиссии СПЧ по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Евгений Бобров.
"Я думаю, что их надо разрешить в тех субъектах, где это принято и издавна практикуется", - сказал Бобров.
По его мнению, в профильном законе этот момент должен быть указан.
"Этот вопрос нужно обсудить на самом высоком уровне с участием министра образования, специалистов Минобразования, представителей профильных конфессий и соответствующих регионов и, наконец, решить. Потому что недопустимо, когда одни считают так, другие по-другому, и потом радикальные мнения озвучиваются", - приводит слова Боброва "Интерфакс".
Чеченские единороссы начали подготовку закона о хиджабах в школе
Депутаты парламента Чечни от "Единой России" готовят закон, при котором "дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы", объявил 26 января в своем Instagram спикер парламента республики Магомед Даудов.
В поддержку позиции главы Чечни по поводу высказываний Васильевой выступил, в частности, председатель "Комитета по предотвращению пыток" Игорь Каляпин. По словам правозащитника, глава Чечни абсолютно прав, "утверждая, что следование религиозному канону - личное дело каждого гражданина".
"Было бы совсем здорово, если бы Рамзан Ахматович помнил об этом не только тогда, когда какие-то недоумки запрещают носить хиджаб в школах Мордовии, но и тогда, когда его чиновники вводят дресс-код для госслужащих в возглавляемой им республике. Надо бы все-таки определиться, в чем предмет его спора с Васильевой. Свобода совести гарантирована каждому гражданину, или это выбор "кадыровых" и "васильевых", которые в данном случае просто не договорились (пока) в чем ходить, а в чём не ходить их подданным", - написал Каляпин в Facebook.
В декабре 2016 года женщины, работающие в государственных учреждениях Чечни, сообщили, что руководство обязало их являться на работу в хиджабах - одежде, полностью закрывающей волосы и лоб. Распоряжение распространялось исключительно в устной форме, отмечали жительницы республики. А в июне 2010 года в Грозном произошли случаи стрельбы из пейнтбольного оружия по девушкам без головных платков. Комментируя нападения, Рамзан Кадыров заявил, что поблагодарил бы организаторов этих акций.
Напомним, в декабре 2012 года вступило в силу постановление ставропольского правительства о запрете хиджабов в местных школах. Эта инициатива вызвала большой общественный резонанс и оспаривалась в суде, однако в 2013 году коллегия Верховного суда России окончательно отвергла иск к региональному правительству.
"Если запускать маховик запретов в отношении мусульман, то он ударит и по остальным"
В решении суда по ставропольскому постановлению не было ничего конституционного, заявил после вердикта член Общественной палаты и президент информационно-аналитического агентства "Религия и общество" Алексей Гришин.
"Решение по данному вопросу абсолютно правомерно, справедливо и не нарушает конституционные права граждан, а наоборот, защищает других граждан от религиозной пропаганды", - подчеркивал он.
Гришин выступил категорически против "активного проявления религиозности" со стороны мусульман в школах, указывая, что ситуация может дойти до абсурда, поскольку и остальные зарегистрированные в стране религиозные организации захотят добиться преференций для себя.
"Они могут требовать себе молельные комнаты в каждом учебном заведении, ношение одежды. Следующий этап – требования по питанию, то есть в государственном учреждении должны будут учитывать и это. Такое активное вхождение религий в образовательные учреждения может довести ситуацию до абсурда", - сказал Гришин.
По мнению эксперта, хотя детям необходимо давать знания о мировых религиях, "проявления религиозности надо оставлять за бортом образовательных учреждений", приводит слова Гришина портал "Ислам и общество".
С этой оценкой согласился и первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир-хазрат Мухетдинов.
"Если на первом этапе мы принимаем как должное хиджаб, то вполне закономерно, что завтра у нас в повестке дня возникнет вопрос халяльного питания, чтобы школа на альтернативной основе обеспечивала им мусульман. Можно пойти еще дальше и спросить, нужно ли преподавать теорию Дарвина, разрешает ли исламский шариат уроки рисования, пения и физкультуры. Кто-то потребует раздельного обучения мальчиков и девочек. Таким образом мы запускаем очень опасный механизм", - указал он.
Согласно статье 38 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", учебные заведения сами устанавливают требования к одежде обучающихся, но "в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Статья 43 того же закона обязывает обучающихся "выполнять требования устава организации", в которой они проходят обучение. Кроме того, в марте 2013 года министерство образования России распространило письмо "Об установлении требований к одежде обучающихся", где рекомендовалось устранять в школьной форме признаки "социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися".
Вместе с тем Мухетдинов выступил за разработку "многовариантного подхода" к проблеме, при котором специфические требования сторон дискуссии все же будут учитываться. В частности, инициаторы запретов должны понимать, что вопросы религиозных символов для верующих имеют принципиальный характер, и "в их понимании, если ты снял с женщины платок, то лишил ее чести и достоинства".
"С одной стороны мы говорим, что ученикам необходимо прививать нравственные ценности, и у нас есть отдельный предмет, в рамках которого школьники могут выбрать изучение мусульманской культуры. С другой стороны, если запускать этот маховик [запретов] в отношении мусульман, то, естественно, он ударит и по остальным. Мусульмане завтра скажут: почему в кабинете директора, в самой светской школе висит распятие при входе, почему в классе висит икона? А в мусульманском регионе христиане придерутся к какому-нибудь молитвеннику из Священного Корана", - приводит слова Мухетдинова Lenta.ru.
Для решения подобных проблем нужен особый орган, который будет учитывать интересы граждан, представляющих различные религиозные точки зрения, например, институт уполномоченного по делам в сфере религиоведения, считает автор опубликованной в журнале "Пробелы в российском законодательстве" статьи "Проблемы реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина на примере Ставропольского края" Рената Лепшокова.
Когда от мусульманки требуют снимать платок, приходя в школу, а затем надевать снова, это подобно попытке "делить на части" религиозного человека, указала в свою очередь председатель общероссийской общественной организации Союз мусульманок России Наиля Зиганшина.
"Говоря о хиджабах, мы можем конкретизировать, что мы говорим только о платках, то есть в школе ученица надевает школьную форму. Школьная форма у нас едина, поэтому тут можно говорить только о выборе платка. А платок - это национальная традиция многих народов нашей страны", - приводит ее слова "Коммерсант".
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы статьи "Хиджаб", "Ислам в России" и "Верования чеченцев".
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31