Защита призвала апелляционный суд оправдать Мехмана Гусейнова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На судебном процессе по апелляционной жалобе Мехмана Гусейнова защита призвала оправдать блогера. Гражданские активисты, журналисты, политические и общественные деятели обратились к властям Азербайджана с заявлением, под которым стоит более 600 подписей, освободить Гусейнова.
"Кавказский узел" информировал, что 3 марта текущего года Сураханский районный суд Баку признал главу "Института свободы и безопасности репортеров" Мехмана Гусейнова виновным в клевете и приговорил его к двум годам лишения свободы. Власти Азербайджана отрицают политический мотив в деле Мехмана Гусейнова, но правозащитники уверены, что приговор связан с его блогерской деятельностью. 29 марта состоялось предварительное заседание по делу. Все ходатайства защиты были отклонены судом, адвокаты заявили о заведомо несправедливом разбирательстве. На заседании 10 апреля защита Гусейнова потребовала отвода состава суда.
В основу дела о клевете легли события, произошедшие с Гусейновым после его задержания 9 января, когда блогер заявил о примененных к нему пытках. МВД Азербайджана назвало слова Гусейнова клеветой.
В начале заседания 11 апреля в Бакинском апелляционном суде (БАС) председательствующий судья Вагиф Мурсагулов заявил об отклонении отвода составу суда.
Эльчин Садыгов: обвинение лишено правовых оснований
На процессе выступили адвокаты Гусейнова.
"Обвинение лишено правовых оснований", - заявил адвокат Эльчин Садыгов.
«Помимо абсурдности обвинения само разбирательство в суде первой инстанции прошло с нарушениями закона, был нарушен принцип состязательности. Стороне защиты не была предоставлена возможность подготовиться к заключительной речи», - сказал Садыгов.
Он обратился к суду с просьбой отменить приговор суда первой инстанции и прекратить уголовное дело по оправдательным основаниям.
Адвокат Шахла Гумбатова напомнила о блогерской деятельности Гусейнова, отметив, что он является автором страницы "Sancaq" ("Булавка") в Facebook, где публиковал репортажи и факты о коррупции и чиновничьем произволе.
"Распространение этих фактов и хотят предотвратить, арестовав Мехмана Гусейнова. Он с 2012 года подвергается давлению. Ранее четыре раза Мехмана похищала полиция. Но до сих пор он никогда не делал публичных заявлений о плохом обращении со стороны полиции. Теперь же его обвиняют в клевете и предвзятости. Если бы он был бы предвзят, то и в предыдущих случаях заявлял бы о плохом обращении со стороны полиции», - сказала Гумбатова.
Она также указала на «необъективность» разбирательства в суде первой инстанции.
«В суде первой инстанции ни одно ходатайство защиты не было удовлетворено. Когда суд удалился на совещание, Мехману не позволили выйти из зала, хотя на тот момент в отношении его не было меры пресечения в виде ареста. Это свидетельство того, что решение суда заранее известно приставам», - заявила Гумбатова.
Без судебного следствия БАС не сможет принять объективное решение, заявил адвокат Фуад Агаев.
"Как вы собираетесь (принять) решение, не выяснив обстоятельств происшествия? Все доказательства и, в частности, записи с камер видеонаблюдения в полиции у МВД. Но они не представляют их в суд, значит, они не заинтересованы в этом. В деле столько нарушений, что апелляционный суд может без раздумий отменить приговор и оправдать Мехмана», - сказал Агаев.
Сам Гусейнов в заключительной речи заявил о своей невиновности.
«В последние месяцы полицейская система бесстыдно пытается доказать народу, что «кефир черного цвета». Людей в полиции пытают, унижают, а пресс-служба МВД заявляет, что «полицейские - ангелы». Людей пытают и заставляют выступить перед общественностью заявлениями, диктуемыми полицией. Но я не из тех. Я не мог скрыть факт пыток. Я восемь лет занимаюсь журналистикой и, начиная это, знал, какие опасности меня могут ожидать. Я знаю, что свобода слова в Азербайджане очень дорого обходится. Меня неоднократно похищала полиция... Но я до сих пор не предавал это огласке. В этот раз полиция переступила все рамки», - сказал Гусейнов.
По его словам, перед задержанием 9 января он подвергался слежке.
"В конце декабря была провокация, и меня пытались втянуть в провокацию, но я смог сбежать. Среди полиции также есть мои доброжелатели. Они предупредили, что меня хотят арестовать. Я выходил из дома в сопровождении друзей. Всегда со мной был кто-то. Поэтому для того, чтобы меня задержать, прислали большую группу. Меня ударили электрошокером, потом надели мешок на голову и увезли в полицию", - заявил блогер.
"Кстати, из-за того, что мне не выдавали удостоверение личности, я не мог лечь на операцию в больницу. Мне в полиции было так плохо, что они вынуждены были вызвать скорую", - рассказал блогер.
«Знаю, что вы вынесете решение, которое вам скажут сверху. Но когда вам будут давать указания, хотя бы скажите, что Мехман по-мужски боролся», - сказал Гусейнов, обращаясь к судье.
Судья Мурсагулов заявил, что не получал звонков о вынесении решений.
Представитель частного обвинителя Алирза Абилов заявил о «несостоятельности апелляционной жалобы» и попросил БАС оставить в силе вердикт суда первой инстанции.
Суд удалился на совещание, назначив оглашение приговора на 10.00 12 апреля.
Арест Гусейнова произошел "на основе политического заказа", говорится в заявлении активистов
Группа активистов гражданского общества 10 апреля выступила с заявлением, в котором осудила арест Гусейнова «на основе политического заказа» и потребовала от властей Азербайджана его немедленного освобождения. Они считают, что лишение Гусейнова свободы связано с его правозащитной и блогерской деятельностью.
Арест, как полагают авторы заявления, произошел из-за предания огласке применения против Гусейнова пыток со стороны полиции, а также за сатирический репортаж о назначении президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым своей супруги Мехрибан Алиевой первым вице-президентом и распространение его в социальных сетях.
Мехман Гусейнов "демонстративно нарушал неформальную границу критики", считает Кямал Али, автор блога "Ветер с Апшерона" на "Кавказском узле". "Последний видеоопрос (Гусейновым) прохожих на улицах в Баку: если бы вы были президентом фирмы, назначили бы свою жену заместителем? (намек на назначение вице-президентом Азербайджана супруги главы страны Мехрибан Алиевой - прим. "Кавказского узла")", - отметил Али в посте от 3 марта "Видеоблогер все-таки осужден".
В заявлении также отмечается, что Мехман Гусейнов - автор многочисленных репортажей о приобретении высокопоставленными чиновниками незаконным путем дорогой недвижимости, а также материалов о коррупции в сфере госзакупок.
Гусейнов ранее опубликовал в Facebook видеоматериалы о коррупции в среде высокопоставленных азербайджанских чиновников. "Институт свободы и безопасности репортеров", председателем которого Гусейнов был избран в декабре 2016 года, связал его задержание в январе 2017 года с журналистскими расследованиями. Эти репортажи публиковались в сатирическом онлайн журнале "Sancaq" в Facebook, который ежемесячно отслеживают более ста тысяч пользователей.
С ноября 2016 Гусейнов возглавляет "Институт свободы и безопасности репортеров", который с 2014 года, как и другие многие независимые НПО, столкнулся с преследованиями со стороны властей Азербайджана.
Соучредитель и бывший руководитель ИСБР Эмин Гусейнов, спасаясь от репрессий, в течение 10 месяцев был вынужден скрываться в посольстве Швейцарии, а затем эмигрировал из страны. Его преемник на посту главы ИСБР Расим Алиев был избит в августе 2015 года и скончался в больнице.
О том, что Эмин Гусейнов покинул страну, стало известно 13 июня 2015 года. Он прибыл в Швейцарию и находится в полной безопасности, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" глава женевского офиса правозащитной организации Human Rights House Флориан Ирмингер.
Расим Алиев был избит 8 августа 2015 года, и на следующий день скончался в больнице. Фигурантами дела о его смерти стали шесть человек, в том числе футболист Джавид Гусейнов. 1 апреля 2016 года суд в Баку приговорил пятерых подсудимых по делу об убийстве Алиева к лишению свободы на срок от 9 до 13 лет. В отношении Гусейнова дело было выделено в отдельное производство. Футболист вину не признал. 31 мая 2016 года он был приговорен к 4 годам колонии по обвинению в недонесении о преступлении, но 12 октября апелляционный суд сократил этот срок до 1 года и 2 месяцев, и Гусейнов был освобожден из-под стражи в зале суда.
Авторы заявления призывают к оправданию Гусейнова апелляционным судом, а также обращаются к высокопоставленным представителям законодательной и исполнительной власти быть терпимыми критике и уважать фундаментальные свободы.
Обращение подписали известные правозащитники Интигам Алиев, Лейла Юнус, Расул Джафаров, Анар Мамедли, Эльшан Гасанов, Гюнай Исмайлова, адвокаты Асабали Мустафаев, Рашид Гаджилы, журналистка Хадиджа Исмайлова, Мустафа Гаджибейли, Фаргана Новрузова, Хякимэльдосту Мехтиев, молодежные активисты Тургут Гамбар, Ульви Гасанли, эксперты Хикмет Гаджизаде, Губад Ибадоглу, оппозиционные политики Джамиль Гасанли, Али Керимли и др. Всего под обращением стоит 656 подписей.
"Кавказский узел" публикует новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа на специальной тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован также материал "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
16 ноября 2024, 19:25
-
16 ноября 2024, 18:04
-
16 ноября 2024, 14:27
-
16 ноября 2024, 13:54
-
16 ноября 2024, 11:01
-
16 ноября 2024, 09:17