Гомофобия в Чечне стала ресурсом для консолидации власти
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Преследование гомосексуалов в Чечне выглядит беспрецедентным, но для этого используются методы, отрабатывавшиеся раньше на других слоях населения, рассказали правозащитники. Гомофобия всегда была характерной для вайнахского общества, утверждают жители региона.
Как писал "Кавказский узел", 1 апреля "Новая газета" опубликовала материал о массовых задержаниях и убийствах в Чечне мужчин, заподозренных в нетрадиционной ориентации. Впоследствии издание сообщило о действующей в Аргуне "секретной тюрьме" для геев, еще об одной такой тюрьме сообщило "Радио Свобода". После публикаций представители чеченской власти неоднократно заявляли, что журналистов "Новой газеты" и вступившихся за них коллег из "Эха Москвы" ждет возмездие.
Публикации о задержаниях и убийствах в Чечне мирных граждан являются провокациями, заявил 19 апреля на встрече с Владимиром Путиным Рамзан Кадыров. Ранее его пресс-секретарь Альви Каримов заявил, что в Чечне вообще нет гомосексуалов, а значит, и преследовать их невозможно. Кремль доверяет словам Кадырова, объявил сегодня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Ненависть как мобилизационный ресурс
Информационный скандал с преследованием гомосексуалов в Чечне не выгоден ни региональным властям, ни федеральным, полагает руководитель проекта по России Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.
"Я не думаю, что властям Чечни это на руку. Они бы не хотели огласки. Прежде всего потому, что это беспрецедентный скандал, такого давно не было в современной истории, об этом написали все основные издания, западные по крайней мере. Федеральному центру такое тоже не нужно. Несмотря на фоновые гомофобные установки в российской власти, к организованному насилию в отношении геев руками силовых структур они не готовы", – рассказала она корреспонденту "Кавказского узла" .
Власти умело перевели обсуждение нечеловеческого обращения с конкретными людьми в плоскость абстрактных рассуждений
Однако раз уж такое случилось, то власти Чечни "пытаются получить дивиденды, а одновременно мобилизовать общественное мнение в свою защиту на случай, если федеральный центр рассердится", продолжает она. Таким образом, побочным эффектом огласки "стала гомофобная мобилизация и консолидация чеченцев".
"В этом смысле руководство Чечни определенно пытается повернуть ситуацию в свою пользу. Власти очень умело перевели обсуждение нечеловеческого обращения с конкретными людьми в плоскость абстрактных рассуждений о том, есть ли среди чеченцев геи, и в плоскость оскорбления религии, традиций, хотя об этом в статьях "Новой" не было и речи", – отметила Сокирянская.
Кампания против геев в Чечне могла быть инициирована именно региональной властью, играющей на уже имеющихся гофомобных настроениях для консолидации населения вокруг себя, считает программный директор Human Rights Watch в России Татьяна Локшина.
"Но мне кажется, что тот уровень резонанса, который мы видим сегодня, уровень публикаций в мировых СМИ, заявлений, обращенных к российскому руководству со стороны ключевых международных акторов, не играет на руку чеченским властям. Скорее наоборот – изобличает произвол, который происходит в Чечне, беззаконность, которая там есть", – считает Локшина.
Борьба с "другими" по отработанным методам
По мнению Екатерины Сокирянской, сейчас власть пытается навязать чеченцам мнение, "что в чеченском обществе с геями поступают именно так", хотя действительности это не соответствует.
"Никогда раньше мы не фиксировали массового насилия в отношении геев в Чечне. Были какие-то отдельные эпизоды, о которых слышали гораздо реже, чем об убийствах чести в случае женщин. И нельзя сказать, что у чеченцев мнение монолитное: очень многие люди, в том числе сунниты, говорили мне, что это все не по шариату и не по-человечески", – подчеркнула Екатерина Сокирянская.
Она напомнила и об эпизодах массового преследования наркоманов и употребляющих алкоголь в Чечне, а также членов их семей.
"В любом обществе граждане хотят минимизировать вред от наркоманов и пьяных водителей, борьба с негативными социальными явлениями всегда приветствуется. Другой вопрос – как ведется борьба, далеко не все готовы за такие проступки людей унижать, выселять из сел. Пусть даже ужасно то, что совершил пьяный водитель, но причем тут его родственники?" – указала правозащитница.
Уровень насилия и издевательств запределен
Вместе с тем Сокирянская уверена – эти случаи не идут в сравнение с последними историями о преследовании представителей ЛГБТ.
"Это нельзя сравнивать с антигейской кампанией, потому что уровень насилия и издевательств, о которых рассказывали коллеги, опросившие потерпевших, запределен и не сравним с тем, как обращались с потребителями "Лирики" (противоэпилептическое средство, также употребляемое в наркотических целях, – прим. "Кавказского узла")", – считает правозащитница.
Аналогии с преследованием других социальных групп и потенциально протестных ячеек чеченского общества вполне уместны, сказала корреспонденту "Кавказского узла" Татьяна Локшина.
"Кампания зачистки против геев в своей интенсивности – беспрецедентна, но те методы, которые используются против потенциальных геев, ничем не отличаются от методов, используемых чеченскими властями против других неугодных, будь то местные несогласные, люди, подозреваемые в сочувствии джихадистам, наркозависимые люди", – указала она.
Практика эта такова: "произвольные задержания, задержания в форме похищений, пытки, избиения, пытки током в незаконных местах содержания под стражей", перечислила правозащитница.
"Это и то, что человека под пытками заставляют сдать информацию, назвать имена других людей, которые предположительно входят в одну с ним группу. В данном случае это геи, а могут быть люди, недовольные политикой Кадырова. Методы все те же самые", – подчеркнула Татьяна Локшина.
Замалчивать уже поздно
Некоторые представители ЛГБТ Чечни расценили освещение их положения в СМИ как медвежью услугу, говорит Екатерина Сокирянская. Она считает подобную критику оценочной – проблема больше не могла замалчиваться.
"Если журналисту поступает информация о массовом насилии и убийствах, на мой взгляд, не придавать ее огласке нельзя. Журналист обязан защитить свои источники, но имеет ли он право молчать, тем более если жертвы готовы рассказывать?" – говорит эксперт.
Сейчас очень важно открыть каналы для выезда людей
Правозащитница надеется, что федеральный центр все-таки вмешается в ситуацию.
"Геям в Чечне и некоторых других республиках Северного Кавказа должна быть предоставлена возможность уехать из региона. Я думаю, сейчас очень важно открыть каналы для выезда людей. Многим семьям это поможет", – уверена Сокирянская.
После публикаций о преследованиях чеченских гомосексуалов общественная организация "Российская ЛГБТ-сеть" объявила о готовности эвакуировать их из республики. 6 апреля стало известно о первых пяти людях, покинувших республику по программе организации. При этом уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова продолжает настаивать на сомнительности сведений о преследованиях людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией на территории Чечни.
Вынужденные жить в тени
Среди вайнахов всегда отношение к геям было однозначное, чеченское общество в большинстве своем считало их "нечистыми", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" политолог Тимур Алхастов.
"Люди вынуждены были это скрывать. И если это становилось известным по той или иной причине, то этот человек или покидал республику, или же его жизнь обрывалась – либо по собственному желанию, либо же, что реже, к этому были причастны его родные", – говорит Алхастов.
В советский период если такие люди попадали в поле зрения сотрудников КГБ, то их вынуждали стать осведомителями.
"И делал человек это не ради каких-то убеждений, а только из-за страха, что о его нетрадиционной сексуальной ориентации станет известно другим", – рассказал Алхастов.
О том, что гомофобия всегда была характерной чертой вайнахского общества, говорит и Хусейн Атиев – профессор медицины, эмигрировавший в Голландию после первой чеченской войны и работающий здесь хирургом в одной из клиник.
"Говорить о том, что возникшая вдруг тема неприятия в Чечне гомосексуализма стала актуальна именно в последнее время, значит, противоречить истине. Всегда среди вайнахов отношение к ним было однозначным – этих людей общество считало людьми низшего сорта, и отношение к ним было соответственным", – говорит Атиев.
Хусейн Атиев окончил Дагестанский мединститут и вплоть до первой чеченской работал в хирургическом отделении горбольницы Грозного.
"К нам обращались за медпомощью, зачастую нелегально, представители разных слоев населения – некоторые не желали, чтобы их временный недуг был предан огласке", – пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
В его практике был случай, когда в больницу с деликатной травмой обратился человек – водитель одного из секретарей обкома партии.
"После того как мы его прооперировали, он уехал из Грозного", – добавил Атиев.
По словам Хусейна, он довольно часто сталкивается с выходцами из Чечни в Европе, но по крайней мере открытых геев среди них не встречал.
Рассказ уроженки Чечни, выданной замуж за гомосексуала
Корреспонденту "Кавказского узла" удалось узнать историю одного из представителей ЛГБТ в Чечне, погибшего при невыясненных до конца обстоятельствах после того, как о его ориентации стало известно. Рассказала об этом бывшая жительница Грозного Хава, которая уже 15 лет живет в одном из небольших городов Франции. Сейчас у нее двое детей – они не знают чеченского языка, плохо говорят по-русски. За первого мужа Хаву выдали совсем юной. Вчерашняя школьница, она, по ее словам, ничего тогда не знала о гомосексуализме.
"Родственники моего мужа – наши односельчане. Они-то и явились инициаторами сватовства. Cвоего будущего мужа я увидела в день сватовства: старше меня на шесть лет, высокий, красивый. Обратила внимание, что он смущался больше меня. Тогда это мне понравилось, подумала, что скромный, стеснительный – не то, что наши нагловатые сельские парни", – рассказывает она.
У родителей мужа был дом в Ташкенте, и подруги завидовали, что Хава переедет туда.
"Пообещали мне, что помогут мне поступить в медучилище. Короче говоря, рисовались самые радужные перспективы", – вспоминает она.
Не принято у нас говорить с родителями мужа на подобные темы
В первую неделю после свадьбы муж оставлял ее в спальне одну – девушка расценивала это как деликатность супруга, но затем такое положение дел стало обыденным.
"Бывало, правда, что уснув в одиночестве, утром я видела, что он спит рядом. Полтора года я прожила замужем вот таким образом. Родители его относились ко мне хорошо. Они ни о чем не расспрашивали, а я тоже ни о чем им не говорила – не принято у нас говорить с родителями мужа на подобные темы. И только когда в гости приехала мама, я, плача, все ей рассказала. Потом приехал мой старший дядя по отцу. Были какие-то между ними серьезные разборки, после чего мама сказала, что они забирают меня домой", – рассказывает Хава.
Тогда она впервые услышала, как ее мужа назвали "голубым", и узнала, что это значит. Вернувшись в Чечню, девушка оказалась в сложной ситуации.
"Я не знала, как жить дальше. Что скажу человеку, который захочет взять меня замуж?" – описала она свое тогдашнее положение.
По словам Хавы, поначалу она возненавидела своего супруга за то, что он согласился на ней жениться.
"Перед отъездом из Ташкента я нашла его в саду, высказала все, что накипело. И, уходя, бросила ему в сердцах, что таким, как он, не место на земле. Уже находясь дома, я узнала, что он покончил с собой… А может, его убили. До сих пор на мне эта вина, это проклятие, прозвучавшее в адрес моего несостоявшегося мужа. Хотя мои домашние считают, что так и должно было cлучиться, что это у него судьба такая", – рассказала Хава.
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслием в республике "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Инакомыслие в Чечне". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована статья "Кавказ без гей-парадов - как в Чечне притесняют "тех, кого нет", посвященная преследованию представителей ЛГБТ в республике.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08