Подсудимые по делу о создании ячейки ИГ* в Карачаево-Черкесии не признали вину
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Четверо подсудимых по делу о создании ячейки "Исламского государства"* в Карачаево-Черкесии отказались от признательных показаний, данных на предварительном следствии. Они заявили, что считают себя жертвами провокации силовиков.
Как информировал "Кавказский узел", 20 октября 2016 года УФСБ по Карачаево-Черкесии распространило информацию о задержании по подозрению в связях с запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство" шести жителей Карачаево-Черкесии, Дагестана и Ставрополья. Среди задержанных оказалась одна женщина. Процесс по делу о создании незаконного вооруженного формирования (НВФ) в Карачаево-Черкесии проходит в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону. 4 октября стало известно, что пятеро из шести подсудимых пожаловались суду на пытки в ходе предварительного следствия.
Подсудимые Александр Бенденко, Амич Сапигулаев, Бац Хабибов, Расул Сайпудинов, Лилит Хозиева и Музакир Паунежев обвиняются в организации и участии в незаконном вооруженном формировании (ч.1 и ч.2 ст.208 УК РФ) и незаконном обороте огнестрельного оружия, совершенном группой лиц по предварительному сговору (ч.2 ст.222 УК РФ). Бенденко также вменяется участие в деятельности террористической организации (ч.2 ст.205.5 УК РФ).
5 октября в суде в Ростове-на-Дону по делу о создании ячейки ИГ* в Карачаево-Черкесии допрошены подсудимые Сапигулаев, Паунежев, Сайпудинов и Хабибов, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.
Отвечая на вопросы своих адвокатов, они рассказали в общих чертах похожую историю, которая привела их на скамью подсудимых и которую они считают хорошо спланированной провокацией силовиков.
Сначала были допрошены уроженцы Дагестана Сапигулаев, Сайпудинов и Хабибов, которые рассказали, что они являются друзьями, родились в одном селе, периодически проживали в Кисловодске, где работали на стройках.
Молодые люди сообщили, что во время прогулок в центральном парке Кисловодска познакомились с человеком по имени Рамазан, по его словам, лезгином по национальности, с которым они стали часто проводить время. В мае 2016 года этот человек предложил друзьям "подзаработать", а именно записать видеообращение с угрозами физической расправы с целью вымогательства денег в адрес нескольких дагестанских коммерсантов. Подсудимые отметили, что согласились, поскольку им "были нужны деньги", хотя и понимали, что эти действия будут нарушать законодательство.
Из рассказа подсудимых стало известно, что в июне 2016 года они вместе с Рамазаном поехали на его автомобиле ВАЗ-2110 серебристого цвета из Кисловодска в Карачаевск, чтобы записать видеообращение. На выезде из Карачаевска к ним в машину сел Александр Бенденко - "Абдулла", которого на своем автомобиле привез из села Исправного Ставропольского края Музакир Паунежев. По словам уроженцев Дагестана, до этой встречи они не были знакомы с Бенденко и Паунежевым.
Согласно показаниям Сапигулаева, Сайпудинова и Хабибова, они вместе с Рамазаном и Бенденко поднялись в гору, где неизвестные прислали им координаты схрона с тремя автоматами Калашникова, при этом Паунежев оставался внизу горы.
Откопав по приказу Рамазана автоматы, молодые люди вместе с Бенденко надели камуфлированную одежду и маски на голову, взяли в руки автоматы и сняли три ролика, рассказали подсудимые.
Они признались, что в первых двух роликах они действительно угрожали двум коммерсантам из Дагестана и требовали у них 10 миллионов рублей. В третьем же ролике, по их словам, Бенденко в окружении Сапигулаева, Сайпудинова и Хабибова назвал себя амиром Карачаево-Черкеской Республики и дал клятву верности некоему аль-Багдади, который, как узнали подсудимые позже, оказался лидером ИГ*.
По словам уроженцев Дагестана, запись третьего ролика с обращением Бенденко к аль-Багдади с ними заранее не оговаривалась и стала для них неожиданностью. Однако они отметили, что снялись в ролике только потому, что ощущали себя в масках в безопасности.
Сапигулаев рассказал, что через несколько недель после съемок он несколько раз звонил Рамазану, чтобы узнать, смог ли тот получить деньги от коммерсантов, однако телефон у Рамазана был выключен. Зато, сообщил он, ему самому позвонил на телефон некий Хамза, который сказал, что Рамзан убит и приказал ему и Сайпудинову с Хабибовым слушаться Бенденко под страхом смерти.
В праздник Курбан-байрам Сапигулаев, Сайпудинов и Хабибов приехали в гости к Бенденко в село Исправное, где зарезали барана и ели шашлыки. Здесь подсудимые записали еще одно обращение, теперь уже с угрозами в адрес министра внутренних дел Карачаево-Черкесии. За это видеообращение Бенденко выдал уроженцам Дагестана 30 тысяч рублей, по 10 тысяч на каждого, рассказали подсудимые.
"Мы записывали видеообращение за деньги. Это был наш единственный интерес", - пояснил Бац Хабибов.
Затем давал показания Музакир Паунежев, 33-летний отец трех детей и участник боевых действий в Чечне. По его словам, он познакомился с Бенденко в 2014 году на одной из свадеб. Паунежев отметил, что с Бенденко его связывали исключительно дружеские отношения, поскольку тот был беден и Паунежев помогал ему.
Подсудимый рассказал, что в один из дней июня 2016 года Бенденко попросил его подкинуть на машине из Исправной до Карачаевска, что Паунежев и сделал. Рядом с Карачаевском Бенденко пересел в серебристый ВАЗ-2110, в котором находились несколько человек, и исчез на несколько часов. О том, что происходило с Бенденко и другими находившимися в "десятке" во время ожидания Паунежева, он, по его словам, не догадывался.
Допрошенные 5 октября четверо подсудимых заявили, что их всех арестовали 6 октября 2016 года, причем сначала по административным статьям. Они пояснили, что после ареста от них требовали сознаться в том, что они состояли в джамаате Александра Бенденко, дали ему клятву верности, планировали нападения на сотрудников правоохранительных органов.
Как заявили Сапигулаев, Сайпудинов, Хабибов и Паунежев, чтобы добиться от них признательных показаний, к ним применялось психологическое давление, физическое насилие, пытки током и угрозы в отношении близких. После того как были подписаны признательные протоколы, все четверо, с их слов, были арестованы по уголовным статьям.
"Мы сами на себя наговорили, что принимали баяд [клятва верности] и вступили в группировку, других доказательств у следствия этому нет, - заявил в суде Амич Сапигулаев. - Где прослушка, где свидетели, где аудио- и видеодоказательства, фото?"
Суд выслушал Сапигулаева и заверил, что его замечания занесены в протокол.
Все четверо подсудимых на заседании 5 октября отказались от своих показаний, данных на предварительном следствии, в которых признают себя членами НВФ, а Бенденко - своим амиром. Они не признали себя виновными в создании ячейки ИГ* в Карачаево-Черкесии и попросили коллегию судей учитывать те показания, которые они дали в суде.
Следующее заседание по делу суд назначил на 10.00 мск 10 октября.
Адвокат: Сапигулаев стал жертвой провокации
К Амичу Сапигулаеву в ходе предварительного следствия применялись пытки, считает его адвокат Оганов (Уточнение "Кавказского узла" от 14.00 мск 6.10.2017: адвокат Александр Аганов).
"По официальной версии следствия, Амича Сапигулаева задержали 9 октября. Однако у нас есть официальный ответ от прокурора Адлерского района, согласно которому его 6 октября 2016 года задержали... по подозрению в совершении преступления по статье 205 УК РФ", - заявил он "Кавказскому узлу".
Согласно ответам на запросы из СИЗО, Сапигулаева в октябре-ноябре 2016 года вывозили из следственного изолятора, отметил адвокат.
"По документам никаких следственных действий не проводилось. Возникает вопрос, для чего его вывозили?" - сказал он.
По словам адвоката, Сапигулаев участвовал в видеороликах из-за денег.
"Клятву аль-Багдади давал Бенденко, а что говорил Бенденко - это его проблемы, - заявил Аганов. - Он (Сапигулаев) уверен, что стал жертвой... провокации, поскольку тех лиц, которые его втянули в эту историю... он видел после своего ареста".
Комментариями других участников судебного процесса относительно хода слушания дела "Кавказский узел" пока не располагает.
"Кавказский узел" публикует новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".
* - "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено в России решением суда.
источник: корреспондент "Кавказского узла"