Засекреченный свидетель дал противоречивые показания по делу об атаке боевиков на Буденновск
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Свидетель обвинения заявил, что видел уроженцев Чечни Рамзана Белялова и Магомеда Маздаева во время теракта в Буденновске, но не смог в суде пояснить, по каким внешним признакам он опознал подсудимых. Чтобы вспомнить, что атака на город была в 1995 году, свидетелю потребовался 15-минутный перерыв, передает корреспондент "Кавказского узла".
Как информировал "Кавказский узел", Северо-Кавказский окружной военный суд 18 сентября приступил к рассмотрению дела в отношении уроженцев Чечни Рамзана Белялова и Магомеда Маздаева, обвиняемых в вооруженном нападении на Буденновск. По словам гособвинителя, потерпевшими по делу проходят 1859 человек. Подсудимые вину не признали. На заседании 3 октября свидетели обвинения Оксана Курилова и Вячеслав Воронков, которые были заложниками боевиков, сообщили, что опознали подсудимых как участников захвата больницы в Буденновске. Защита заявила, что считает эти показания свидетелей ложными.
14 июня 1995 года группа боевиков из Чечни под руководством Шамиля Басаева захватила центральную горбольницу Буденновска. В результате теракта погибли 129 человек. После переговоров 19 июня 1995 года террористы освободили оставшихся людей, российские власти согласились на прекращение боевых действий в Чечне, а боевикам разрешили уйти. Белялову и Маздаеву предъявлены обвинения в участии в банде (ч.2 ст.209 УК РФ), совершении террористического акта (ч.3 ст.205 УК РФ) и захвате заложников (ч.2 ст.126.1 УК РСФСР).
10 октября в Северо-Кавказском окружном военном суде состоялось заседание по делу Белялова и Маздаева. Суд допросил засекреченного свидетеля обвинения под псевдонимом "Аслан Русланович Плиев", передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на процессе.
Согласно материалам дела, "Плиев" проходит как участник группы Шамиля Басаева, на предварительном следствии он опознал в Белялове и Маздаеве боевиков, с которыми, как утверждает свидетель, он вместе участвовал в нападении на Буденновск.
Ранее "Плиев" подал в органы предварительного расследования заявление о необходимости засекречивания данных о своей личности в суде, поскольку он, по его словам, опасается мести со стороны своих бывших соратников.
Защитники отметили, что в связи с режимом секретности у них нет достоверных доказательств того, что "Плиев" действительно был в Буденновске и участвовал в известных событиях 1995 года.
Во время допроса в целях сохранения секретности свидетель находился в другой комнате, а его измененный голос подавался через аудиоаппаратуру.
Отвечая на вопросы гособвинителя Александра Шавелько, "Аслан Русланович Плиев" рассказал, что он входил в группу из 152 боевиков, во главе которых стоял Шамиль Басаев. Эти боевики на трех КамАЗах и автомобиле ВАЗ-2106 выехали из Чечни для того, чтобы, по словам свидетеля, освобождать чеченцев из концлагерей", однако почему-то приехали в Буденновск.
Согласно показаниям свидетеля, во время первого боя возле буденновского РОВД он получил ранение, о характере которого "Плиев" не пояснил. Будучи раненым, свидетель после захвата боевиками буденновской ЦРБ активности не проявлял и практически все время находился в полуподвальном помещении больницы.
На вопрос судьи, какая задача была поставлена перед "Плиевым" его командирами, бывший боевик ответил, что "ничем в больнице не занимался".
После переговоров между Шамилем Басаевым и Виктором Черномырдиным "Плиев" в числе других боевиков покинул Буденновск и приехал в Чечню на автобусах по маршруту, который он не запомнил.
Засекреченный свидетель заявил, что видел Белялова и Маздаева в камуфляжной форме с оружием в Буденновской ЦРБ. Также, по словам "Плиева", он работал вместе с Маздаевым в министерстве строительства Чечни и общался вместе с ним в компании с Асламбеком Исмаиловым, одним из заместителем Шамиля Басаева.
"Плиев" не смог ответить на вопросы адвокатов и подсудимых, где, когда, при каких обстоятельствах он познакомился с Беляловым и Маздаевым, по каким внешним признакам свидетель их через 20 лет опознал, как выглядели Белялов и Маздаев во время описываемых событий, во что они были одеты (майка, футболка, тельняшка, головной убор), какая у них была прическа, носили они усы или бороду. Также свидетель не смог пояснить, чем конкретно занимались Белялов и Маздаев в буденновской больнице.
"Я знаю их очень хорошо, Чечня - маленькая республика, где все друг друга знают", - односложно твердил свидетель на все вопросы адвокатов и подсудимых, но не смог пояснить Рамзану Белялову, кем тот работал и в каком селе жил.
Ранее адвокат Белялова заявлял о наличии алиби у своего подзащитного. Так, по словам защитника, когда боевики Басаева вторглись в Буденновск, Белялов работал в башкирской деревне Воздвиженке на сооружении сельхозобъектов, на ремонте детского сада и школы. В августе 2015 года адвокат заявлял о нарушении прав Белялова на справедливое расследование и нежелании следствия проверить его алиби.
Подсудимый Магомед Маздаев отметил, что на предварительном следствии "Плиев" утверждал, будто воспитывался с Маздаевым с детства, а в суде об этом промолчал, зато рассказал о каком-то совместном общении с Исмаиловым. Свидетель не захотел ничего пояснять Маздаеву.
"Ничего не хочу говорить", - ответил "Плиев".
Кроме того, Маздаев указал, что в суде засекреченный свидетель заявил, будто видел его в полуподвальном помещении буденновской ЦРБ, тогда как на предварительном следствии "Плиев" утверждал, что видел Маздаева на втором и третьем этажах больницы.
"Где сходство показаний?!" - эмоционально воскликнул Маздаев.
Также "Плиев" затруднился ответить на вопрос Маздаева, в каком году произошли события в Буденновске, и попросил у суда перерыв, чтобы, по его словам, "сходить в туалет". Только после 15-минутного перерыва свидетель смог ответить, что рейд Шамиля Басаева, в котором он, по его словам, принимал участие, состоялся в 1995 году.
"Он год события не помнит, а нас с Беляловым помнит! Это цирк!" - возмутился по этому поводу Маздаев.
В конце заседания прокурор зачитал показания "Плиева", которые тот дал на предварительном следствии. Согласно этим показаниям, после участия в рейде на Буденновск Белялов и Маздаев "продолжили числиться" в отряде Басаева вплоть до его смерти, то есть до 2006 года.
"Возможно, они [Белялов и Маздаев] ожидали приказов Басаева", - огласил гособвинитель показания "Плиева" и поинтересовался, подтверждает ли он их в суде.
Свидетель заявил, что подтверждает свои первоначальные показания. Однако отвечая на уточняющие вопросы Маздаева, "Плиев" рассказал, что в 1999 году вышел из отряда Басаева. Откуда свидетель узнал, что Белялов и Маздаев до 2006 года состояли в группе Басаева, "Плиев" пояснить не смог.
Свидетель "Плиев" отвечал на вопросы крайне неохотно и дал запутанные показания. На половину вопросов он отвечал фразами "не могу "ответить", "не знаю", "не хочу отвечать", "не буду отвечать тебе, адвокат", а на другую половину вопросов, чтобы добиться ответов, участники процесса спрашивали свидетеля по нескольку раз, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"Сегодня [10 октября] свидетель часто говорил, что он не хочет отвечать. Однако по уголовным делам он не имеет права отказываться от свидетельских показаний. Скорее всего, "Плиев" осужден и находится под давлением. Все показания, которые были добыты письменно ранее, он сам опроверг своими неуклюжими показаниями в суде", - заявила адвокат Магомеда Маздаева Людмила Крахмалева "Кавказскому узлу" после заседания.
Следующее заседание по делу назначено на 10.00 мск 12 октября. На нем запланирован допрос свидетелей, которые должны подтвердить алиби подсудимого Белялова.
Комментариями от других участников процесса относительно хода судебного слушания по делу "Кавказский узел" пока не располагает.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
05 ноября 2024, 19:20
Депутаты Европарламента призвали Баку освободить военнопленных
-
05 ноября 2024, 15:33
-
05 ноября 2024, 11:04
Избирком определился с датой выборов ростовского губернатора
-
05 ноября 2024, 10:27
-
05 ноября 2024, 07:36
3 -
04 ноября 2024, 20:00
3Армянские журналисты раскритиковали законопроект "Об общественной информации"