Политологи Азербайджана скептически оценили итоги встречи Алиева и Саргсяна
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Встреча президентов Азербайджана и Армении стала еще одной из череды подобных и ее итоги не повлекут реального прогресса в мирном урегулировании карабахского конфликта, заявили опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" политики и политологи.
Как писал "Кавказский узел", 16 октября президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян провели встречу в Женеве, по итогам которой они договорились принять дополнительные шаги для снижения напряженности вдоль линии соприкосновения войск и активизации переговоров по Нагорному Карабаху.
Ситуация в зоне карабахского конфликта обострилась в ночь на 2 апреля 2016 года. Через три дня, 5 апреля, стороны конфликта заключили перемирие. Впоследствии президенты Ильхам Алиев и Серж Саргсян дважды проводили переговоры по карабахскому конфликту: 16 мая 2016 года состоялась их встреча в Вене, а 20 июня того же года - в Санкт-Петербурге. При этом, несмотря на перемирие, обстрелы в течение года не прекращались ни на сутки, следует из опубликованной "Кавказским узлом" инфографики "Карабах после перемирия - 365 дней войны".
Опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" эксперты заявили, что встреча президентов Азербайджана и Армении не повлечет за собой реальный прогресс в мирном урегулировании карабахского конфликта.
Женевская встреча дипломатически всех как бы устроила
«Я изначально ничего серьезного от встречи в Женеве президентов Азербайджана и Армении не ожидал. И дежурное заявление по итогам встречи подтвердило отсутствие какого-либо прогресса в переговорном процессе», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» политолог Зардушт Ализаде.
По словам эксперта, его скептический настрой основывался на диаметрально противоположных позициях сторон.
«Армения стремится к усилению мер контроля за соблюдением прекращения огня, чтобы законсервировать статус-кво. Азербайджан выступает за политическое урегулирование, деоккупацию своих территорий... Россия стремится заморозить его (конфликт), чтобы сохранить влияние и на Армению, и на Азербайджан, и таким образом управлять регионом», - полагает Ализаде.
По его словам, другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ - США и Франция в условиях большого количества международных проблем в нынешней ситуации больше заботятся о сохранении хрупкого мира, чем работают над урегулированием конфликта.
«Так что Женевская встреча дипломатически как бы устроила всех. Армения удовлетворена фиксацией в итоговом заявлении необходимости снижения напряженности. Азербайджан удовлетворен подчеркиванием важности интенсификации переговорного процесса. Международные посредники довольны тем, что после длительного перерыва усадили за стол переговоров лидеров двух стран. Но по существу никаких качественных изменений в переговорном процессе не произошло и предпосылок, что после встречи в Женеве будут предприняты какие-то реальные шаги по примирению, нет. Тем более, что впереди в 2018 году президентские выборы и в Армении, и Азербайджане», - сказал Ализаде.
Россия продвигает идею введения своих миротворческих сил
Глава Центра политических и экономических исследований FAR Centre Хикмет Гаджизаде также скептически оценил итоги Женевской встречи.
«Я придерживаюсь собственной методики отслеживания переговорного процесса, мало обращаю внимание на заявления по итогам встреч президентов или министров иностранных дел, тем более, что до сих пор были десятки таких переговоров, а сосредотачиваюсь на императивных вещах. Они заключаются в том, что Армения не является независимым государством, а выполняет предписания России и действует на линии соприкосновения, как скажет Москва. Главной задачей Кремля является размещение в зоне конфликта своих миротворческих сил. Этот вопрос Россия ставила еще с 1992 года, когда я сам был вовлечен в переговорный процесс (Хикмет Гаджизаде в 1992-93 годах при правительстве Народного фронта был послом Азербайджана в РФ – прим. «Кавказского узла»), - сказал Гаджизаде корреспонденту «Кавказского узла».
По его словам, Россия продвигает идею введения своих миротворческих сил через позицию Армению о необходимости мер доверия и гарантий безопасности.
«В таком случае возникает вопрос, кто будет обеспечивать гарантии безопасности, и тут появляется идея размещения российских миротворцев. С другой стороны, Азербайджану дают понять, что часть районов вокруг Нагорного Карабаха могут быть освобождены, если Баку даст согласие на размещение российских миротворцев. Баку такого согласия пока не дает», - продолжил Гаджизаде.
Будет продолжаться имитация мирного процесса
Не ожидает подвижек в переговорном процессе и член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы. По его мнению, "и дальше будет продолжаться имитация мирного процесса".
«Каких-то прорывных шагов ждать не приходится. Тем более, что стороны конфликта и ключевой посредник Москва вступают в электоральные циклы. В 2018 году сначала пройдут президентские выборы в России, потом в Армении и Азербайджане. В период выборов, как правило, в конфликтующих странах ужесточается воинственная риторика и, естественно, никаких компромиссных шагов от правящих элит ждать не приходится», - сказал Джуварлы корреспонденту «Кавказского узла».
На вопрос, может ли последовать реальное ослабление напряженности на фронте, а также увеличиться число наблюдателей от ОБСЕ, Джуварлы ответил, что на какое-то время ослабление напряженности может произойти.
"Однако это возможно без введения всяких дополнительных механизмов. Ведь длительное время в зоне конфликта режим прекращения огня соблюдался без всяких разъединительных сил. Так что стороны сами вполне способны снизить напряженность, без всяких дополнительных наблюдателей ОБСЕ. Да и размещение 20-30 наблюдателей ничего не даст. Поэтому надо учитывать и то, что если не начнется обсуждение дорожной карты по выводу армянских войск из районов вокруг Нагорного Карабаха, любое ослабление напряженности будет временным и за этим последуют новые витки эскалации. Уменьшение напряженности на фронте должно идти синхронно с политическим урегулированием конфликта», - сказал Джуварлы.
На его взгляд, «интенсификация переговоров» не должна носить характер формального учащения контактов на уровне глав МИД.
«Каждая такая встреча должна иметь результаты с целью продвижения процесса согласования политических вопросов урегулирования – вывода войск с оккупированных территорий, разблокирования коммуникаций, возвращения вынужденных переселенцев, выработки временного статуса Нагорного Карабаха, определения условий для принятия в перспективе окончательного статуса региона. После достижения договоренностей по принципиальным вопросам рабочие группы должны заниматься отражением их в тексте готовящегося мирного соглашения. Однако сегодня стороны стоят на диаметрально противоположных позициях, и предпосылок для сближения позиций пока нет», - считает Джуварлы.
"Кавказский узел" публикует хронику "Обострение конфликта в Карабахе. Апрель 2016: хроника", а также размещает материалы о ситуации в зоне карабахского конфликта на странице "Карабах: худой мир или война". В разделе "Справочник" опубликованы справки "Армия обороны Нагорного Карабаха", "Общие сведения о Нагорном Карабахе" и "Минская группа ОБСЕ".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21