Журналист Владислав Рязанцев потребовал ужесточить обвинение по делу о нападении на него
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На процессе в Ростове-на-Дону по делу о нападении на корреспондента "Кавказского узла" Владислава Рязанцева показания дал сам журналист. Он рассказал о том, как в центре города его вызвали на встречу, на которой его избили люди в масках. Член националистической организации на странице в соцсети подтвердил, что причиной нападения стала его работа журналистом.
Как сообщал "Кавказский узел", Владислав Рязанцев был избит 10 января 2016 года рядом со зданием правительства Ростовской области, нападавшим помешали прохожие. Ответственность за нападение взяли на себя "русские национал-социалисты", заявившие, что избиение журналиста было "воспитательной работой" в отместку за "активную публичную деятельность". Обвиняемыми по делу проходят четыре человека, в том числе три члена запрещенной в России экстремистской организации Misanthropic Division. Им в зависимости от роли каждого предъявлены обвинения по ст. 116 (побои), ч.2 ст. 282.2 (участие в запрещенной судом экстремистской организации), ч. 1.1 ст. 282.2 (склонение к деятельности экстремистской организации) УК РФ.
На заседании, состоявшемся 30 октября, показания дал Владислав Рязанцев. Он рассказал, что в двадцатых числах декабря 2015 года ему в соцсети от пользователя с ником "Руслан Ерохин" поступило предложение встретиться.
Встреча состоялась 10 января 2016 года. На нее пришел подсудимый Руслан Павлюк, проявивший интерес к акциям оппозиции левой направленности в Ростове-на-Дону (ранее Владислав Рязанцев был координатором движений "Левый фронт" и "Левый блок"). Руслан Павлюк, рассказал Рязанцев, пытался выяснить его отношение к насилию и к правоохранительным органам.
Рязанцев пояснил, что он не разделяет радикальные взгляды в политике, поэтому разговор ему стал неинтересен.
"Кавказский узел" писал ранее, что распространенная СМИ информация о том, что Рязанцев возглавляет отделение одного из оппозиционных движений, не соответствует действительности. Уже несколько лет Владислав занимается исключительно журналистской деятельностью.
Беседуя с молодым человеком, Рязанцев дошел до пересечения улиц Ворошиловская-Садовая, где Павлюк перестал его сопровождать. Как сообщил Рязанцев, он заметил группу лиц, не менее пяти человек, в спортивных костюмах, с закрытыми лицами, но без какой-либо символики.
"Один человек подошел и с фразой: "Пойдем поговорим" нанес мне удар в голову, в результате чего я потерял равновесие и упал, а еще трое подбежали и начали наносить мне удары по туловищу. Еще один держал мою жену", - рассказал Рязанцев суду о произошедших событиях.
Он пояснил, что в результате нападения получил перелом лучезапястного сустава, доказательством чему являются рентгеновские снимки из районной поликлиники.
На допросе Рязанцев выразил уверенность в том, что нападение на него было совершено из-за его работы журналистском на "Кавказском узле".
Он также рассказал суду, что через несколько часов на страничке "ВКонтакте" одного из пользователей соцсети, пропагандирующего национал-социалистическую идеологию и находящегося в розыске, появились записи, в которых причиной нападения на него дважды указывалась журналистская деятельность.
"Я работаю корреспондентом "Кавказского узла"... настаиваю на переквалификации этого дела по статье 144 УК РФ "Воспрепятствование журналистской деятельности". Считаю, что следствие отказало мне в этом необоснованно", - заявил Рязанцев в суде.
Обвиняемые вели себя пассивно и вопросов не задавали. Адвокаты подсудимых хотели выяснить у Рязанцева приметы избивавших его людей, однако он указал, что из нападавших может опознать только Александра Вишнякова, нанесшего ему первый удар в голову. "Лица остальных были закрыты шарфами, а у одного - медицинской маской", - рассказал журналист.
Суд на полгода продлил сроки содержания под стражей обвиняемых
Суд рассмотрел ходатайство обвинения о продлении срока содержания под стражей для двоих обвиняемых, поскольку в ноябре у Руслана Павлюка и Андрея Безуглова истекают сроки содержания под стражей. Гособвинитель заявила ходатайство о продлении сроков ареста на полгода.
Защита просила суд избрать Павлюку и Безуглову другую меру пресечения, не связанную с лишением свободы, например, домашний арест.
Судья отметил, что в связи с тяжестью совершенного преступления "подсудимые могут скрыться от суда, воздействовать на свидетелей и потерпевших", и удовлетворил ходатайство прокурора, продлив сроки заключения для Павлюка и Безуглова до 29 марта 2018 года.
"Нападение на Рязанцева произошло именно как на журналиста"
"Во всей этой истории красной линией следует, что нападение на Рязанцева произошло именно как на журналиста. Мы придерживаемся этой позиции", - заявил после заседания "Кавказскому узлу" адвокат потерпевшего, юрист правозащитной организации "Правовая инициатива" Алексей Меншиков.
Однако, отметил Меншиков, следствие не увидело состава преступления по ст. 144 УК РФ "Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов" и квалифицировало его по общеуголовному составу ст. 116 УК РФ "Побои". "Мы официально получили отказы в удовлетворении ходатайств, хотя до настоящего момента убеждены, что именно ст. 144 здесь имеет место быть", - сказал адвокат.
Статья 116 УК РФ (побои) предусматривает наказание до двух лет лишения свободы, ч. 3 ст. 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, осуществленное с насилием над журналистом) - до шести лет лишения свободы.
По словам Меншикова, следствие не переквалифицировало преступление, поскольку посчитало, что у него нет достаточных доказательств того, что нападение на Рязанцева осуществлялось как на журналиста, а не политического деятеля. "Они (следователи) посчитали, что первоначальным мотивом была его политическая деятельность, а не профессиональная", - пояснил он.
Адвокат указал, что переквалификация дела может произойти в ходе судебного разбирательства и для этого его не обязательно возвращаться на этап следствия.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"