Власти Грузии признали проблему гендерного неравенства в стране
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Грузии необходима политика гендерного равенства, заявила помощник премьер-министра Софо Джапаридзе участникам конференции о зависимости размера оплаты труда от пола работника. Правозащитники и политологи, обсуждая гендерный вопрос, высказали противоположные мнения относительно инициативы о женских квотах на выборах.
Власти Грузии считают необходимым разработать политику гендерного равенства
Конференция "Анализ и данные для усиления гендерного равенства" прошла в Тбилиси 16 ноября, ее организаторами стали рабочая группа межведомственной комиссии по вопросам семейного насилия и насилия в отношении женщин, гендерного равенства, Национальная служба статистики при сотрудничестве с грузинским офисом Фонда ООН по народонаселению.
На конференции был поднят вопрос оплаты труда женщин, работающих в частном секторе – как правило, они получают на 30% меньше мужчин на аналогичных должностях. Участники конференции отметили, что в Грузии у женщин меньше возможностей для "независимого источника" дохода, и спрос на женский труд среди работодателей снижен, передает корреспондент "Кавказского узла".
"Разумеется, это - потерянный потенциал, очень много образованных людей, не активных экономически, а при такой активности их доход значительно меньше дохода мужчин", - сказала на конференции руководитель местного представительства Фонда ООН по народонаселению Лела Бакрадзе.
В свою очередь помощник премьер-министра Грузии по вопросам защиты прав человека и гендерному равенству Софо Джапаридзе указала, что в Грузии "нужно разработать и использовать политику гендерного равенства".
Ранее, на конференции "Трудовые права в Грузии - повестка дня изменений" 9 ноября заместитель министра юстиции Грузии Александр Барамидзе сообщил, что несколько лет назад министерство разработало законодательную инициативу об оплате труда по гендерному признаку, но парламент предыдущего созыва не изъявил готовности ее рассмотреть.
У правозащитников и политологов нет единого мнения об инициативе о гендерных квотах на выборы
В Грузии в последние годы поднимается вопрос привлечения женщин в политику. Этот вопрос на конференции 16 ноября не обсуждался, однако, как показал опрос правозащитников и политологов, проведенный корреспондентом "Кавказского узла", он вызывает неоднозначную реакцию в обществе.
С целью активизации женщин и внесения их в партийные списки на законодательном уровне в Грузии оговорено финансовое поощрение для партий, внесших на выборах определенный процент женщин в партийные списки, однако он не дал предполагаемого эффекта, сообщил руководитель "Центра демократического развития и гражданского общества" Владимир Божадзе.
По его словам, изначально эти партии получали дополнительное финансирование из государственного бюджета в размере 10% от своего годового дохода, затем его увеличили до 30%. "Механизм дополнительного финансирования не сработал, у партий нет финансовых мотиваций, чтобы мужчины выделили женщинам места в партийном списке", - заявил Владимир Божадзе.
Он указал на законодательную инициативу о выделении квот для женщин в партийных списках, согласно которой в партийном списке предлагается выделять 50% квот для женщин по пропорциональной системе, то есть в партийных списках. Инициатива разработана рабочей группой по вопросам политического участия женщин.
"Вопрос увеличения количества женщин в парламенте и в местных органах самоуправления очень важен. Установление квоты для женщин будет временной мерой, чтобы поощрить участие женщин в политике, а через некоторое время та квота уже не потребуется - женщин будут вносить в партийные списки", - сказал Божадзе.
На необходимость установления квотирования указала и член общественного движения "Права женщин" Байя Патарая, отметившая, что в Грузии показатель количества женщин в политике в два раза ниже среднего мирового показателя. Причиной низкой активности женщин она назвала, внутрипартийное отношение - мужчины против участия женщин в политике.
В каждой партии есть хотя бы 40 процентов женщин, они реально есть, но на уровне принятия решений о кандидатах в депутаты их не выдвигают
"В каждой партии есть хотя бы 40 процентов женщин, они реально есть, но на уровне принятия решений о кандидатах в депутаты их не выдвигают. Вопрос выдвижения кандидатов не демократичен - решение принимает один-два человека – мужчины, и им лучше привести в политику также мужчин. Поскольку отбор кандидатов происходит непрозрачно, то это должен урегулировать закон", - заявила Байя Патарая.
По ее словам, в парламенте Грузии женщины составляют 16% депутатов, в органах местного самоуправления - 11%, а в кабинете министров, состоящем из премьер-министра и 18 министров, всего две женщины.
Против выделения женских квот высказался политолог "Клуба независимых экспертов" Рамаз Сакварелидзе. Он считает, что выделение женских квот может поспособствовать появлению плохих политиков, так как могут появиться и другие требования – о предоставлении квот для ряда групп населения, к примеру, этнических меньшинств, лиц с ограниченными возможностями.
Если люди увидят в политике женщину, которая вошла в результате уступок мужчин, то она будет восприниматься как слабое звено
"Фактически этим исключением мы делаем касту плохих политиков. К примеру, в Великобритании Маргарет Тетчер вошла в политику не со специального входа, а наравне со всеми - в результате выборов. В политике надо быть победителем, а серия уступок не улучшает политику, максимум - она улучшает состояние конкретных женщин, и это не способствует улучшению отношения к женщине. Если люди увидят в политике женщину, которая вошла в результате уступок мужчин, то она будет восприниматься как слабое звено", - заявил Рамаз Сакварелидзе.
Он привел в пример женщин-политиков в грузинской политике за период восстановления независимости Грузии, которые были сильными фигурами - бывшего кандидата в президенты Грузии Ирину Саришвили и бывшего спикера парламента страны Нино Бурджанадзе.
Представитель неправительственной организации "Грузинского демографического общества" Звиад Томарадзе считает, что установление женских квот - послабление для женщин, и может привести к необратимым последствиям - женщины начнут требовать равенства в остальных сферах.
"До каких пор будет продолжаться этот цирк?! До каких пор? Допустим, сейчас феминистические организации требуют гендерного квотирования, завтра потребуют равного положения с министрами, послезавтра - в учебниках истории в равных пропорциях представить исторических персонажей, а цари и командующие были мужчинами. До чего это может довести? Я думаю, что мы совершенно оторваны от реальности", - сказал Звиад Томарадзе.
Депутат парламента от правящей партии "Грузинская мечта - Демократическое движение" Дмитрий Цкитишвили обратил внимание на значительную активизацию женщин в общественно-политической жизни, заметив при этом, что грузинское "политическое пространство закрыто". "Это - мужской мир, и это должны признать особенно мужчины, во всех партиях ведутся мужские игры, это - мужская политическая среда", - подчеркнул Дмитрий Цкитишвили.
Стоит отметить, что в ходе рассмотрения законодательной инициативы о 50% женской квоте на выборах юридическим комитетом парламента 5 октября, от решения которого зависело, будет ли инициатива вынесена на рассмотрение на пленарное заседание, несколько депутатов-мужчин интересовались, почему инициаторы также не требуют выделения женских квот в частных организациях или в ряде профессий, закрытых для женщин - шахтеров, водителей такси и других, передает корреспондент "Кавказского узла".
источник: корреспондент "Кавказского узла"