13 тысяч зрителей посетили XI Зимний международный фестиваль искусств Башмета в Сочи
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Сочи завершился XI Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. В рамках фестиваля прошли концерты классической и этнической музыки, театральные и танцевальные постановки, вечер джаза. Проекты фестиваля посетили около 13 тысяч человек, сообщил исполнительный директор фестиваля Дмитрий Гринченко.
Гала-концертом 25 февраля завершился в Сочи XI Зимний международный фестиваль искусств, артистическим директором которого является известный альтист и дирижер Юрий Башмет, передает корреспондент "Кавказского узла".
Всероссийский юношеский симфонический оркестр под руководством Башмета наряду с известными академическими произведениями исполнил три мировые премьеры, в том числе концерт для альта с оркестром Валерия Воронова и "Путешествие по оркестру" Кузьмы Бодрова.
"Я одинаково со слушателями беру на себя риск премьеры. Это не значит, что обязательно каждому должно понравиться это произведение. Но, безусловно, кому-то оно точно понравится. Это фестиваль еще и одновременно смотр. Дальше будем видеть, как будет жить это произведение", - прокомментировал на итоговой пресс-конференции фестиваля выбор музыкальных премьер Юрий Башмет.
"Музыку Воронова я буду исполнять впервые. Я очень рад, что судьба нас так свела, и он написал специальное произведение. Я еще не до конца сам знаю, о чем. Но невероятная атмосфера создается, состояние и совершенно незаезженный музыкальный язык. Самое замечательное, что текст не только у меня трудный, но и у детей в оркестре. И они это все выучили. Это, конечно, производит огромное впечатление, что они такую музыку играют профессионально и точно", - добавил альтист.
"Что касается Бодрова, в "Путешествии по оркестру" участвуют разные инструменты. И все это юноши, девушки и дети. Я считаю, что это не только замечательная музыка – и трогательная, и мощная. Еще она обречена на успех. Все грамотно сделано. Это большое приобретение фестиваля и вообще музыкальной жизни. Я очень волнуюсь, потому что там есть сложности. Это стоит того, чтобы делиться со слушателями нашего фестиваля. А дальше будем гордиться в других местах и говорить: "А родилось это в Сочи!"", - отметил Башмет.
Премьеры от ведущих российских композиторов свидетельствуют о серьезном статусе сочинского фестиваля, считает музыкальный журналист, кандидат искусствоведения Сергей Бирюков.
"Кузьма Бодров – один из ведущих композиторов своего поколения, условно говоря, сорокалетних. Это важно, когда очень серьезный музыкант мирового уровня привозит с собой целую бригаду тоже очень крутых музыкантов, порой, не менее значительных музыкантов, чем он. Когда возникает такое ядро силы, было бы здорово, чтобы это стало примером для других регионов. Я понимаю, что у Сочи, может быть, чуть-чуть больше возможностей, чем у какого-нибудь депрессивного северного региона. В общем, это очень хороший пример, когда искусство действительно мирового уровня приезжает в российский регион, где людям наверняка этого не хватает, потому что нам и в столицах этого не хватает", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Бирюков.
В целом он достаточно высоко оценил музыкальную составляющую программы Зимнего фестиваля искусств в Сочи.
"В этих программах не все гениально. Так не бывает, что шедевр на шедевре. В целом требования к слушателю здесь предъявляются разные и достаточно серьезные. Мне кажется, когда есть такие произведения в программе, это и публику вытягивает на какой-то уровень современного музыкального мышления", - уверен Сергей Бирюков.
Проекты фестиваля посетили 13 тысяч человек
XI Зимний международный фестиваль искусств стартовал в Сочи 16 февраля и проходил на семи разных площадках, в том числе в Зимнем театре и Зале органной и камерной музыки.
Количество участников форума в этом году составило более 1700 человек, а проекты фестиваля посетили около 13 тысяч зрителей, сообщил на пресс-конференции исполнительный директор фестиваля Дмитрий Гринченко.
В программу фестиваля вошли концерты классической и этнической музыки, театральные и танцевальные постановки, вечер португальской музыки фаду, джаза, китайской оперы. В целом залы были заполнены полностью, на спектакле китайской оперы – примерно на половину, по ходу спектакля многие зрители покидали зал.
Помимо этого, в рамках фестиваля состоялись музыкальная, вокальная и театральная академии, прошли мастер-классы для молодых композиторов, сессии Всероссийского юношеского симфонического оркестра, Школа молодых журналистов, фотошкола, открытые лекции об искусстве.
Билеты на Тбилисский театр марионеток Резо Габриадзе были самыми дорогими на фестивале
Высокие цены были на мероприятия фестиваля, проходившие в Зимнем театре - гала-концерты открытия и закрытия, спектакли "Гоголь. Женитьба. Города" Театра Ленсовета и "Пиковая дама" в версии Юрия Башмета. Билеты на них можно было приобрести по цене от 800 до семи тысяч рублей. Самыми же дорогими были билеты на представление Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе – от 2,5 тысячи рублей до 5 тысяч рублей.
Самыми доступными были концерты и проекты в Зале органной и камерной музыки – от 200 до 400 рублей.
"То, что фестиваль получает от продажи билетов, играет огромную роль в формировании бюджета фестиваля. С нашей точки зрения, сочинцы относятся к этому с пониманием и считают, что, покупая достаточно дорогие билеты, при том, что мероприятий очень много, они вносят свой вклад в то, чтобы проекты фестиваля были насыщены, сконцентрированы и очень необычны. Но при этом в Органном зале выступают педагоги и студенты академии, где цена невероятно низкая", - сказал исполнительный директор фестиваля Дмитрий Гринченко.
По его словам, в Москве и Питере эти билеты стоят в два-три раза дороже.
"То, что театр Резо Габриадзе приехал в Сочи – это стало огромным событием и для фестиваля, и для города. И те, кто на спектаклях побывали, пережили колоссальные эмоции", - заявил Дмитрий Гринченко.
Гринченко отметил, что многие проекты и мероприятия фестиваля являются бесплатными для сочинцев и гостей города.
"Огромное количество детских занятий на протяжении десяти дней просто шквалом проходили в фойе Зимнего театра. Надо понимать, что все школы – и музыкальная академия, и фотошкола, и школа видео-арта, и школа поэзии абсолютно бесплатны для тех, кто их посещает. Мы привозим педагогов и их размещаем. В этом году появились стипендии у целого ряда детей по департаментам. Мы и расходы по детям берем на себя", - сказал на пресс-конференции Дмитрий Гринченко.
Гринченко считает, что высокие цены на премьеры фестиваля оправданы в связи с их статусом и затратами на производство.
"Если на фестивале проходит премьера спектакля, для которого специально изготавливаются декорации, шьются костюмы, и фестиваль заказывает пять мировых премьер у композиторов, не только российских, но и зарубежных, если у нас на фестивале и "Солисты Москвы", и "Новая Россия", и Юношеский оркестр, который репетирует здесь восемь дней, это все стоит денег", - добавил Гринченко.
Конкурс композиторов не вызвал ажиотажа у фестивальной публики Сочи
В рамках фестиваля в Сочи прошел уже IV Конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера. В финал вышли семь композиторов из России, Польши и Туркменистана. Обладателем первой премии стал Петр Дятлов за фортепианный квартет.
Зал был заполнен наполовину, хотя цена билет составила 200-400 рублей.
"Великая композиторская профессия в наше время - профессия трагическая, потому что это люди, которые работают на высочайшем накале творчества, напряжения мысли, сердца, души, но совершенно не тот резонанс, который имели композиторы всего лишь 30-40 лет назад, не говоря о творчестве Чайковского, Верди, Бетховена. Какая-то трагическая ситуация, когда получается, что обществу все это не очень нужно сейчас. На Западе немножко по-другому, там тоже все не идеально, но там гораздо больше институтов, интересующихся творчеством композиторов, пишущих серьезную музыку, не попсу. Поэтому очень важно, что есть такой конкурс, что его патронирует Башмет с его авторитетом. И потом эти сочинения каким-то образом остаются в репертуаре, их играют музыканты высокого уровня", - отметил музыковед Сергей Бирюков.
"У меня были какие-то претензии к сочинениям, может быть, отчасти виноваты не сами композиторы, а условия конкурса – определенность и стандартизированность состава... Но у Петра Дятлова очень яркая музыка. Поэтому замечательно, что эту традицию держат здесь, таких конкурсов должно быть больше", - считает Бирюков.
Впервые в рамках фестиваля искусств в Сочи состоялся "Турнир поэтов"
Впервые за 11 лет существования фестиваля здесь прошли Турнир поэтов и Зимняя школа поэзии. В состязании приняли участие восемь авторов.
Зал органной и камерной музыки, где проходил турнир, был заполнен менее чем на половину, несмотря на приемлемые по цене билеты – от 200 до 400 рублей. Победителем турнира стал российский поэт узбекского происхождения Санджар Янышев.
"Здесь в Сочи мне ужасно понравилось взаимодействовать с молодыми поэтами. Оказалось, что они прекрасные ребята и все хотят учиться. У них есть желание расти, поэтому они все жадно впитывали. У нас чуть ли не весь семинар можно было выпускать на сцену. Был виден рост, что стихотворения, написанные здесь, были гораздо сильнее, чем то, что представляли на семинаре", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Санжар Янышев.
"Важно не то, кто именно победил. Правильно говорить о самом факте, что в Сочи впервые был осуществлен проект под названием "Турнир поэтов". В нем принимали участие восемь очень разных стихотворцев, принадлежащих к, условно говоря, среднему поколению. Они очень разные по манере. Им всем была задана тема "Стихи и музыка". Это вещь достаточно сложная, и воспринимать это было довольно сложно. Поэзия – это работа. И то, что люди пришли, то, что они так живо на все реагировали – имеет огромное значение", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" председатель жюри турнира, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак.
В школе поэтов участвовало 40 молодых авторов, пишущих на русском языке. Четверо из них выступили на турнире вне конкурса.
"Очень важно, что параллельно шла Зимняя школа поэзии. Поэзия не передается по учебникам, по теории, важно выслушать слово поэта, которому ты доверяешь, который тебе близок по манере. Мы слушали стихи, которые существуют на перекрестке поэзии и музыки", - отметил Бак.
Департамент композиции фестиваль специально написал музыкальные произведения для выступлений участников турнира.
"Мне бы хотелось, чтобы любители русской поэзии понимали, (что) великая русская поэзия – это не только Ломоносов, Фет, Блок, Пастернак, Ахмадулина, но и те, кто живут рядом с нами. Так получается, что поэзия заслонена другими способами коммуникации, прежде всего, Интернетом, соцсетями, кинематографом. Она и не претендует на то, чтобы быть первой, как это было в 1960-е годы или во времена Пушкина, но она существует, и сейчас творят два-три десятка очень крупных поэтов. Те, кто согласились приехать в Сочи – это тоже очень крупные поэты, которые, по-моему, очень достойно представляют современную поэзию, хотя, конечно, ее не исчерпывают", - считает Дмитрий Бак.
Лаборатория видео-арта стала постоянным проектом в Сочи
В восьмой раз в рамках фестиваля прошел конкурс-выставка видео-арта на тему экологии "Эхо-Эко" и во второй раз - лаборатория видео-арта под руководством куратора, доктора философии в области медиа-искусства Антонио Джеузы.
В итоговый состав выставки "Эхо-Эко", представленной в Сочи, вошли 15 работ от авторов из России, Франции, США, Великобритании, Израиля и других стран.
"Экология – это не только загрязнение природы, а еще отношения между человеком и миром вокруг него. Часть работ в этом году четко и красноречиво показывают проблемы экологии, и что их нужно решать. Другая часть работ показывает поведение человека, когда он один в толпе, кто мы, чего мы ищем и как наше поведение меняется в определенной группе. Мне в этом году хотелось говорить об этом", - рассказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Антонио Джеуза.
Также состоялась ретроспектива лучших работ конкурса за все время его проведения, выбранных из 120 работ.
"В начале, когда ко мне обратились организаторы сделать выставку видео-арта, это была большая загадка, как будут нас принимать. Первый год нельзя сказать, что был ажиотаж – люди смотрели, уходили без особой реакции. Постепенно, год за годом, я начал наблюдать, как люди группами смотрят и обсуждают работы между собой прямо перед экраном. Это говорит о том, что Сочи уже чувствует этот проект как свой, как выставку, которая есть только здесь. И есть какой-то диалог между выставкой и публикой. В этом году это уже очевидно", - считает Джеуза.
Он отмечает, что конкурс "Эхо-Эко" проводится только в Сочи и уже известен заинтересованной публике в других регионах.
"Это самый длинный фестиваль видео-арта из ныне действующих. И люди уже постепенно начинают ассоциировать Сочи как пространство современного искусства и видео-арта. Это не получилось быстро, и очень важно, чтобы люди чувствовали, что это не просто показ, чтобы это была выставка и одновременно место дискуссий. Без дискуссии нет искусства", - говорит Антонио Джеуза.
В этом году на фестивале работало уже две группы лаборатории видео-арта – продвинутая и для начинающих. Итогом их деятельности стали две выставки, одна из которых была посвящена мифам о Сочи.
"Успех этого проекта в том, что местные участники встречались и делали показы работ в течение года. То есть то, что началось на фестивале, не умерло, а жило целый год без нас. Это наша начальная цель. Мы хотели, чтобы это был проект для Сочи, который будет продолжать жить в городе. А это возможно, только если люди, которые живут в Сочи, будут чувствовать, что это важно и необходимо для них", - отметил куратор.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08