Сотрудники ФСБ рассказали о задержании Гугова в аэропорту
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Двое сотрудников управления ФСБ по Кабардино-Балкарии рассказали в суде о том, как обвиненный в причастности к сирийским боевикам Ислам Гугов был задержан в аэропорту Нальчика, куда он прилетел из Турции вместе с отцом.
Как писал "Кавказский узел", Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону рассматривает дело жителя Баксана Ислама Гугова. Молодой человек обвинен в участии в деятельности террористической организации (ч.2 ст.205.5 УК РФ) и обучении террористической деятельности (ст.205.3 УК РФ). По версии обвинения, Гугов проходил обучение в Сирии в лагерях боевиков незаконного вооруженного формирования "Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар" и террористической организации "Имарат Кавказ"*. Гугов вину не признал. На заседании 8 июня один свидетель обвинения опроверг свои показания на предварительном следствии и заявил, что не видел Гугова в Сирии, а второй свои показания на следствии подтвердил, но на вопросы суда отвечать отказался.
Гугов добровольно вернулся из Сирии в Россию, поверив обещаниям силовиков, что останется на свободе, но в аэропорту Нальчика его задержали. Заявление Гугова о явке с повинной было изъято и в деле не фигурировало. Нальчикский горсуд дважды рассматривал первое дело Гугова и выносил обвинительный приговор - три года лишения свободы. 20 апреля Верховный суд Кабардино-Балкарии в третий раз рассмотрел жалобу на приговор Гугову и вновь отменил приговор, прекратив уголовное дело по части 2 статьи 208 УК РФ (участие в незаконном вооруженном формировании).
В Северо-Кавказском окружном военном суде 9 июля после месячного перерыва продолжилось рассмотрение дела в отношении Ислама Гугова, обвиненного в причастности к сирийским боевикам, передает присутствовавший на заседании суда корреспондент "Кавказского узла".
Заседание началось с заявления адвоката Гугова Евы Чаниевой об изменениях в протоколе допроса свидетеля Анзора Жамгуразова, допрошенного на предыдущем заседании 8 июня. В частности, по словам защитника, документ уже после ознакомления с ним дополнился фразой об отказе от участия в следственных действиях с Гуговым, хотя подсудимый на стадии следствия просил об очных ставках со свидетелями. Чаниева заявила, что намерена проверить и другие документы на предмет изменений.
Анзор Жамгузаров, отбывающий наказание в одной из колоний Кировской области, отказался давать показания. Согласно его показаниям на стадии следствия Жамгузаров видел Гугова в Сирии неоднократно. По словам свидетеля, Гугов обучался тактике ведения боевых действий, минно-взрывному делу, ориентировке на местности, стрелял по мишеням и охранял лагерь.
Далее гособвинитель заявил ходатайство о продлении Гугову содержания под стражей. Прокурор заявил, что, находясь на свободе, Гугов может "скрыться от суда, продолжить заниматься преступной деятельностью и воспрепятствовать производству по уголовному делу".
Защитник Гугова посчитала ходатайство гособвинителя необоснованным.
"Обстоятельства изменились — допрошены почти все свидетели, за исключением сотрудников ФСБ, на которых Гугов повлиять не может. Более того, вызывает сомнение причастность Гугова к инкриминируемым ему деяниям", - сказала Чаниева. Она отметила, что Гугов положительно характеризуется и ранее не судим.
Ислам Гугов тоже попросил отказать прокурору в ходатайстве, указав на то, что он сам явился в правоохранительные органы.
Коллегия судей изучила положительные характеристики на Гугова от директора средней школы №1 Баксана и от участкового, дипломы о награждении Гугова за призовые места в первенстве и турнире по вольной борьбе и грамоты за участие в чемпионатах по вольной и греко-римской борьбе. Отрицательную характеристику Гугову дал начальник полиции Баксана, назвав его "не занимающимся общественно-полезным трудом, и поэтому не имеющим постоянного дохода", и указав при этом, что он не проживал постоянно в Баксане. Адвокат отметила, что Гугов уехал учиться в университет Ставрополя на дневную форму обучения, и поэтому не проживал в городе постоянно.
Тем не менее, вернувшись через полчаса, коллегия судей вынесла определение о продлении Гугову ареста на три месяца - до 17 октября.
Оперативной информации об участии Гугова в международной террористической организации не было
После этого суд перешёл к допросу свидетелей обвинения, которые находились в гарнизонном военном суде Нальчика. Первым дал показания начальника отдела управления ФСБ по КБР Хачим Иванов.
"В 2015 году были получены данные о том, что Гугов участвует в незаконных вооружённых формированиях на территории Сирии. Мы начали работать, собрали материал, следствие возбудило по материалу дело. В рамках уголовного дела он был объявлен в международный розыск. После этого мы установили контакт с его отцом и склонили отца к тому, чтобы он его привёз и выдал нам. Отец несколько раз выезжал к нему в Турцию, привёз его и отдал нам. В марте 2016 года в аэропорту Нальчика мы его забрали, привезли в управление и передали следствию", - рассказал Иванов.
Он отметил, что оперативная работа, а позднее сопровождение уголовного дела проводились им только в рамках 208-й статьи УК РФ.
Статья 208 УК РФ предусматривает наказание за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Согласно примечанию к статье, "лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления".
В ответ на вопросы адвоката Гугова Иванов сообщил, что первый раз с отцом Гугова он контактировал летом 2015 года, на тот момент Гугов уже был объявлен в международный розыск, причем, по словам отца, он находился в Турции. Была ли по прилёту в Россию у Гугова явка с повинной, и проводился ли его личный досмотр в аэропорту, свидетель точно сказать затруднился.
Хачим Иванов также заявил, что Ислам Гугов "сам рассказывал следователям об участии в международных террористических организациях", однако почему Гугова сразу не обвинили в участии в террористической организации, он не знает. По словам свидетеля, ему об этом сказал один из двух следователей по делу Гугова, однако когда и кто именно, он не вспомнил.
По просьбе адвоката Гугова был оглашён протокол заседания по первому делу Ислама Гугова, в котором Хачим Иванов также выступал свидетелем. Из документа следовало, что инициатива вернуть Гугова в Россию исходила от его родственников.
"Ну, может, чуть забыл. По-моему, это особо не имеет отношения к делу", - парировал Иванов.
Он также заявил, что о нахождении Гугова после Сирии в Турции силовики узнали "в результате комплекса оперативно-разыскных мероприятий", а не от отца подсудимого.
При этом Иванов подтвердил суду, что оперативной информации об участии Ислама Гугова в какой-либо международной террористической организации не имелось, и при общении с ним оперативники обещали, что всё будет строго в рамках закона.
Гугов сам уехал из Сирии в Стамбул
Вторым был допрошен оперуполномоченный управления ФСБ по Кабардино-Балкарии Ислам Куважуков.
"Вроде бы в 2015 году была получена информация об участии Ислама Гугова в деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Сирии. Были собраны материалы и возбуждено уголовное дело, проводились мероприятия по его нахождению и доставлению для проведения следственных действий. Был установлен контакт с отцом. Он несколько раз выезжал к нему на территорию Турции, рассказывал нам, что его сын переехал из Сирии в Стамбул. Потом, в марте 2016 года, ему удалось договориться с сыном о том, что он вернётся, и прилетел с сыном. В аэропорту Нальчика мы его встретили, опросили и доставили к следователю", - сообщил Куважуков.
Оперативник сказал, что ему известно только о деятельности Гугова в НВФ, а о его участии в каких-либо международных террористических организациях и о прохождении Гуговым обучения в подобных организациях ему также не известно.
"Он оттуда (из Сирии) сам уехал и в Стамбул переехал", - добавил Куважуков.
Куважуков также подтвердил, что брал объяснение у Ислама Гугова в управлении ФСБ в присутствии отца и адвоката, а до этого занимался розыском Гугова. Силовик заверил, что если бы обвиняемый в ходе опроса сказал об участии или обучении в "Имарат Кавказ"* или другой террористической организации, он обязательно записал бы это в документе.
Родственники Ислама Гугова были очень заинтересованы в возвращении близкого человека в Россию к мирной жизни, сказал Куважуков.
"Они тоже были настроены, чтобы он вернулся. Они говорили, что он уже находится в Стамбуле", - сказал свидетель, уточнив, что контактировал с Гуговым по телефону.
"Он говорил мне, что хочет вернуться в Кабардино-Балкарию, но почему-то боялся, что в отношении него будут какие-то противоправные действия. Я его убеждал, что всё будет в рамках закона и надо приехать", - рассказал Куважуков.
Подсудимый на показания обоих свидетелей реагировал спокойно и за всё заседание задал лишь один уточняющий вопрос.
Кроме корреспондента "Кавказского узла", на заседании присутствовал лишь один мужчина, интересующийся процессом.
Рассмотрение дела продолжится 19 июля в 10.00 мск. В этот день планируется допросить последнего свидетеля обвинения — сотрудника ФСБ, который, по словам гособвинителя, находится в командировке в другом регионе.
Адвокат Ислама Гугова воздержалась от комментариев до стадии прений.
История с Гуговым, в отношении которого после добровольного возвращения из Сирии начался третий судебный процесс, является прецедентом, когда силовики игнорируют данные властями гарантии, считает член совета ПЦ "Мемориал" Олег Орлов. По мнению руководителя движения "За права человека" в Кабардино-Балкарии Валерия Хатажукова, обесценивание обещаний властей наносит сильный урон делу профилактики экстремизма и терроризма.
"Кавказский узел" публикует на тематических страницах "Дорога домой: на Кавказ после ИГ*", "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата" материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на регионы Кавказа. В разделе "Справочник" также размещена справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"*.
* "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) и "Имарат Кавказ" признаны террористическими организациями и запрещены в России решением суда.
источник: корреспондент "Кавказского узла"