Правозащитники выявили 39 "убийств чести" на Северном Кавказе за пять лет
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Правовая инициатива" подготовила доклад о женщинах, ставших жертвами "убийств чести" в период с 2013 по 2017 год. Правозащитники начали в соцсетях информационную кампанию, рассказывая о судьбе жертв в Чечне и Дагестане.
Информационная кампания #УбитыеСплетнями, начатая авторами доклада 26 ноября, предваряет публикацию исследования об "убийствах чести" на Северном Кавказе, сообщила соавтор доклада Юлия Антонова.
"Наш отчет – это новое качественное социологическое исследование, которое проводилось в Дагестане, Ингушетии и Чечне. Убийства женщин по мотивам "чести" или как их еще называют "убийства "чести", одна из самых жесточайших форм насилия в отношении женщин, семейного насилия и дискриминации по признаку пола", - написала Антонова на своей странице в Facebook 26 ноября.
Истории жертв публикуются в соцсетях с хэштегом #убитыесплетнями в формате "одна карточка – одна история – одно убийство", эта информационная кампания против насилия над женщинами рассчитана на 16 дней. Пока опубликовано три карточки. Первая, опубликованная 26 ноября, рассказывает об убийстве 25-летней жительницы Дагестана Амины (имя приведено в кавычках как псевдоним, - прим. "Кавказского узла") в 2014 году. По словам родственников и односельчан, на убийство Амины ее двоюродного брата толкнули "слухи", которые распространяли мужчины в селе о девушке.
Брат нанес Амине девять ножевых ранений и ушел из дома, оставив ее умирать. Суд приговорил ее брата к шести годам строгого режима, но родственники и односельчане не считали его виновным. Они настаивали, что родственника Амины "спровоцировали" слухами, и убийство он совершил в состоянии аффекта.
Как указывает Антонова в своем посте, жертвами подобных преступлений становятся преимущественно молодые незамужние девушки, либо разведенные, реже замужние женщины в возрасте от 20 до 30 лет. Больше всего "убийств чести" авторы исследования зафиксировали в Дагестане.
Вторая карточка, опубликованная 27 ноября, рассказывает об убийстве сестер Азы и Седы в Дагестане: девушек в 2015 году убил отец, недовольный их "поздними прогулками". Тела дочерей с множественными ножевыми ранениями он закопал на горе за селом, суд приговорил его к 15 годам строгого режима. Как и в случае Амины, родственники и односельчане ссылались на "слухи", давая снисходительную оценку действиям мужчины.
Публикация журналистов "Медиазоны" Марии Климовой и Юлии Сугуевой "По селу ходили слухи", посвященная так называемым "убийствам чести" в Чечне, Дагестане и Ингушетии, была отмечена ежегодной премией в память о дагестанском журналисте Ахмеднаби Ахмеднабиеве за 2017 год. "Об убийствах чести известно очень мало, лишь о тех случаях, когда родители сообщили, или вдруг сами преступники пришли с повинной, но никакой статистики нет. Об этом нужно говорить! Эти дела не расследуются, некоторые даже поддерживают такие преступления, и это должно прекратиться", - заявила "Кавказскому узлу" Юлия Сугуева.
Третью историю, о 38-летней жительнице Чечни Зайнап, Антонова опубликовала 28 ноября. Женщина была разведена и воспитывала ребенка. По словам соседки убитой, дело дошло до суда лишь потому, что мать Зайнап разыскивала ее, но во многих случаях родственники жертв покрывают преступление. "Отцу поведение "Зайнап" казалось непристойным, и он задушил дочь. Суд вынес приговор - 6 лет колонии. Это самый минимальный срок наказания для умышленного убийства", - говорится в посте Антоновой.
В исследовании, которое пока не опубликовано полностью, приводятся выдержки родственников, знакомых и односельчан убитых.
"Таких историй у нас не очень много, потому что не всегда можно [о них] узнать. Это исследование качественное, оно базировалось на интервью с респондентами, и не все из них знают все тонкости и обстоятельства дела, они давали какую-то общую информацию. И в этих карточках мы как раз даем выдержки из наших интервью, которые показывают отношение к проблеме в целом, отношение к потерпевшим и к тем, кто совершал эти преступления", - процитировал слова Антоновой 28 ноября "Даптар".
Российские власти отказываются открыто признать существование проблемы домашнего насилия и не желают бороться с этим явлением, разрабатывать и внедрять эффективные механизмы, указала адвокат "Правовой инициативы" Ольга Гнездилова после публикации в октябре 2018 года доклада "Я могу тебя убить, и никто меня не остановит": домашнее насилие в России и реакция государства". Доклад был создан по результатам углубленного исследования в ряде российских регионов правозащитной организацией Human Rights Watch.
"Мы в проекте "Правовая инициатива" каждый день занимаемся пострадавшими женщинами. Некоторые вынуждены переезжать из своего дома и даже города, но даже на этом преследование не останавливается. Им нужна защита, которую они не могут получить по сегодняшним законам", - пишет Гнездилова в своей статье, опубликованной 28 ноября в "Адвокатской газете".
"Кавказский узел" неоднократно сообщал о случаях расправы родственников над девушками или женщинами, заподозренными во внебрачных связях в Чечне. Лишь единичные случаи "убийств чести" в регионе получают огласку, а местные жители не ставят под сомнение право родственников на совершение подобных убийств, заявили ранее опрошенные "Кавказским узлом" эксперты, комментируя дело жителя Чечни Султана Даурбекова, осужденного за убийство дочери.
-
27 декабря 2024, 08:42
-
27 декабря 2024, 06:58
-
27 декабря 2024, 04:04
-
26 декабря 2024, 23:11
-
26 декабря 2024, 20:32
-
26 декабря 2024, 15:07