Участники конференции в Цхинвале рассказали о розыске пропавших без вести
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Более 130 жителей Южной Осетии остаются пропавшими без вести в результате грузино-южноосетинского конфликта. Несколько человек, пропавших в 2008 году, были захвачены грузинскими силовиками, власти Грузии должны дать информацию об их судьбе, заявил уполномоченный президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев.
В ноябре 1989 года было решено преобразовать Юго-Осетинскую автономную область в автономную республику в составе Грузинской ССР. Обострившийся грузино-южноосетинский конфликт вылился в вооруженное противостояние 1991-1992 гг., в ходе которого были убиты и пропали без вести более тысячи человек (в основном мирное население) и сожжены 93 деревни (главным образом осетинские), говорится в подготовленном "Кавказским узлом" справочном материале "Общие сведения о Южной Осетии". Военные действия в Южной Осетии в 2008 году начались в ночь с 7 на 8 августа массированным обстрелом Цхинвала грузинской артиллерией и ответными действиями российских вооруженных сил, располагавшихся на территории и вблизи границ Южной Осетии. Боевые действия продолжались пять дней, сказано в материале "Кавказского узла" "Пятидневная война (8-12 августа 2008 года)".
Общественная организация "Память и надежда" пытается выяснить судьбу 137 человек из Южной Осетии, пропавших в период 1989 по 2008 год. О списке пропавших рассказала на пресс-конференции в Цхинвале руководитель организации Лидия Кудзиева. Пресс-конференция приурочена к Международному дню пропавших без вести, который отмечается 30 августа.
Организация существует 28 лет, супруг Кудзиевой Павел Габулов считается без вести пропавшим с 18 марта 1991 года, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
У некоторых людей, пропавших без вести, уже не осталось живых родственников, а некоторые люди после стольких лет безуспешных поисков неохотно идут на контакт, рассказала Лидия. "Многих семей уже нет в живых. К примеру, отец и мать 18-летнего Алана Хачирова, который пропал в 2008 году, уже скончались. Они не были старыми, просто горе от потери сына и каждодневная неизвестность свели их в могилу. Теперь к нам в комитет приходит его тетя. Каждая история - это отдельная трагедия", - сказала Кудзиева.
По словам Кудзиевой, 130 из 137 человек в списке организации считаются без вести пропавшими в период с 1989 по 1992 год, а семь человек пропали без вести в 2008 году. "Самому молодому из них было 16 лет. Алан Хугаев пропал без вести вместе с Аланом Хачировым и Солтаном Плиевым в октябре 2008 года", - сказала она.
Организация "Память и надежда" взаимодействует с Международным комитетом Красного Креста (МККК) и "Миротворческой миссией генерала Лебедя". "Благодаря им были проведены 82 ДНК-анализа совершенно бесплатно, результаты хранятся в лаборатории в Москве. Проведение ДНК-анализов помогло найти останки Маира Тедеева, который по ошибке был захоронен в России. Спустя годы удалось установить его личность и перезахоронить в родовом селе", - сказала Кудзиева.
Вопрос о судьбе без вести пропавших граждан Южной Осетии "остается главным на Женевских дискуссиях", отметил уполномоченный президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев.
Посредником на переговорах между Грузией и Россией выступает Швейцария после того, как в 2008 году Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, а парламент Грузии проголосовал за разрыв дипотношений с Россией. Женевские дискуссии - единственная площадка для переговоров между Грузией и непризнанными республиками.
"Мы должны использовать все возможности, чтобы выяснить судьбу наших без вести пропавших граждан. Если бы действующие власти Грузии пошли нам навстречу и помогли в поисках любой информацией о судьбе наших граждан, то это стало бы каплей доверия между нашими странами", - сказал он на пресс-конференции.
По словам Джиоева, судьбой без вести пропавших граждан Южной Осетии занимается сербский эксперт Душан Игнятович и специальный координационный механизм, в котором работают представители Красного Креста, Южной Осетии, Грузии и России.
"Есть точная информация, что пятеро из семи пропавших в 2008 году граждан Южной Осетии находились в руках сотрудников силовых структур Грузии. Это подтверждено в докладе Хаммерберга в 2010 году, это отражено и в докладе независимого эксперта Игнятовича, который работает по приглашению ОБСЕ. Мы настаиваем, что Грузия должна дать ответ по судьбам этих людей. Пакет доказательств о том, что они были у силовых структур Грузии, у нас есть", - сказал Мурат Джиоев.
Игнятович подготовил три доклада о судьбах без вести пропавших граждан Южной Осетии, отметил он. "Доклады основаны на работе с силовыми структурами Грузии. Игнятович приезжал и в Южную Осетию, и в Грузии работал. В первых двух докладах четко видно, что Хачиров, Хугаев и Плиев были в руках грузинской полиции. Их допрашивали силовики в Грузии", - подчеркнул уполномоченный президента.
В докладах Игнятовича есть также частичная информация о судьбе еще одного пропавшего в 2008 году без вести гражданина Южной Осетии Родиона Икаева. "Он содержался на военной базе в Вазиани, довезли его до Игорети, и дальнейшая судьба его не известна. Это точные данные. И это не единственный случай, когда следы наших без вести пропавших граждан обнаруживаются и теряются в Грузии", - добавил Джиоев.
Представитель МККК Рустам Ализаде рассказал на пресс-конференции о принципах и целях работы организации. "МККК - нейтральная организация, которая работает в странах, где есть вооруженный конфликт, для обеспечения прав гражданского населения. В Южной Осетии мы ведем долгую работу по без вести пропавшим, как с властями, так и с общественной организацией "Память и надежда", - сказал он.
Существуют сложности с поиском мест захоронения и установлением контакта с некоторыми семьями пропавших без вести граждан. "Мы содействуем властям в техническом смысле, стараемся проводить работу по идентификации останков людей, берем на себя все издержки, которые связаны с проведением анализов и взятия биологических образцов", - перечислил функции МККК Ализаде.
На пресс-конференцию пришли родственницы двоих без вести пропавших жителей Южной Осетии. Аза Бекоева рассказала, что ее брат пропал в 20-летнем возрасте.
"Наши родители погибли во время землетрясения в 1991 году в Джаве. Я старше брата на десять лет, и я его воспитывала. Он был в гостях у друзей, и когда возвращался домой вечером, заблудился и пошел в сторону селения Кехви. Сегодня, после 2008 года, там уже не живут грузины, но тогда через эти села проход был запрещен. Всех, кто заходил в этот анклав, арестовывали, избивали. Некоторые не возвращались живыми. Мой брат туда попал и пропал с этой территории. Я не могу простить себе, что не доглядела за ним", - рассказала женщина.
Родственницы без вести пропавших признаются, что устали давать интервью и рассказывать о своем горе. "Я завидую тем, у кого родственники погибли во время войны. Они хоть знают, где похоронены их близкие, могут прийти на могилу, принести цветы. А мы столько лет ждем, засыпаем и просыпаемся с одной мыслью: "Где искать?". Это горе за столько лет опустошило нас внутри. Недавно пришли к нам с телевидения журналисты: я плачу, не могу говорить, мама плачет. Потом два дня не могли успокоиться. Мы устали ждать и переживать", - рассказала другая участница пресс-конференции, женщина, у которой пропал муж.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 23:31
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25
-
24 ноября 2024, 15:26
Жительница Железноводска задержана после пацифистских высказываний
-
24 ноября 2024, 12:29