Шеварднадзе противостоит решению парламента внезапно увеличить зарплаты в стране
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Президент Эдуард Шеварднадзе наложил вето на беспрецедентное постановление грузинского парламента, в соответствии с которым минимальная зарплата в Грузии повышается почти на 600%. Это решение главы государства стало последним пока витком в противостоянии, которое более чем на неделю парализовало работу верховного законодательного органа страны.
В качестве альтернативы президент предлагает законопроект, предусматривающий поэтапный рост зарплат. Однако 20 марта назначенное для рассмотрения президентских предложений внеочередное заседание парламента так и не состоялось из-за того, что депутатам не удалось собрать кворум. Наблюдатели оценивают происходящее как парламентский кризис, ставший результатом уже начавшейся борьбы за голоса избирателей в преддверии парламентских выборов, назначенных на осень этого года.
Причиной ярого противостояния стало решение парламента от 28 февраля об экстраординарном повышении с 1 июня минимальной зарплаты в стране - с 20 до 115 лари (примерно 10 и 55 долларов соответственно).
Экономическое обоснование этого решения, принятого по инициативе оппозиционной партии "Объединенные демократы", было подвергнуто шквальной критике со стороны правительства и международных финансовых организаций. В частности, представитель МВФ Паоло Нойхаус заявил, что "популистские действия некоторых политических групп создают опасность для будущего экономики страны".
Кроме того, уже через три дня после принятия этого решения большая группа депутатов заявила о допущенных процедурных нарушениях и потребовала нового голосования. Однако этого так и не произошло. Оппозиция прибегла к крайней мере - в Тбилисский окружной суд был немедленно направлен иск с требованием отменить решение президента как не соответствующее законодательству.
Сторонники нынешних властей протестовали с яростными аргументами. "Получается, что если враги нападут на страну и президент издаст распоряжение об объявлении военного положения, предатель родины может внести иск в суд и приостановить это распоряжение?", - кричал в микрофон представитель фракции "Социалист" Захарий Куцнашвили.
Активное участие в этом споре принимают ведущие политики страны, которые усматривают в происходящем возможность заранее заручиться поддержкой избирателя. Одним из главных сторонников идеи повышения минимальных зарплат является бывший спикер грузинского парламента Зураб Жвания, который не скрывает своих президентских амбиций.
При всем этом в адрес руководства Грузии звучат серьезные предостережения о близящемся экономическом кризисе, который может разразиться гораздо раньше выборов. Руководитель находящейся как раз в эти дни в Тбилиси миссии Международного валютного фонда Пауло Нойхаус заявил журналистам, что в Грузии остается большой проблемой увеличение налоговых поступлений, структурная реорганизация правительства, реформы в сфере энергетики.
"Оздоровление экономики и улучшение условий жизни посредством отдельных законодательных актов относится к области фантастики", - сказал Пауло Нойхаус.
Предлагаемая минимальная оплата труда - 115 лари - намного превышает размер среднемесячной зарплаты большинства грузинских жителей. Контраст особенно заметен при сопоставлении ее с государственной пенсией, которая составляет 14 лари в месяц.
Авторы инициативы, однако, считают, что 116 миллионов лари, необходимые для ее реализации, можно изыскать посредством увеличения налоговых поступлений. При этом, говорят они, нет никакой необходимости в денежной эмиссии.
"Мы просто планируем перераспределить бюджетные средства - сократить лишние расходы, связанные с приобретением канцелярских товаров, обустройством офисов, содержанием служебных машин и так далее", - сказал в беседе с IWPR бывший министр налоговых поступлений, ныне депутат, представитель "Объединенных Демократов" Михаил Мачавариани. - "Та же сумма будет использована более целесообразно".
Мачавариани считает несостоятельными аргументы о том, что повышение зарплат вызовет падение ВВП, будет способствовать росту инфляции и обесцениванию национальной валюты. "При большей покупательной способности люди начинают приобретать больше продукции", - сказал он.
С ним, однако, не согласен известный эксперт по экономическим вопросам Ладо Папава, по мнению которого, авторы идеи повышения оплаты труда упускают один очень важный момент. "Не следует забывать о том, что правительству все еще предстоит покрыть долг по пенсиям и зарплатам в размере 300 миллионов", - говорит он. - "Если у государства есть свободные 116 миллионов, их необходимо направить, прежде всего, для выплаты этого долга, а не на увеличение зарплат, которые и так не выплачиваются вовремя".
С этим соглашается глава бюджетного офиса парламента Роман Гоциридзе, который считает, что проект обречен на провал, поскольку реально не имеется средств для его осуществления. "Давайте трезво смотреть на вещи - госбюджет 2003 года завышен, и в основе его лежат нереальные прогнозы, и правительству рано или поздно придется принять решение о секвестре", предупреждает он.
После принятия парламентом законопроекта президент Эдуарда Шеварднадзе оказался в трудном положении - каким бы ни было его решение, он рисковал вызвать гнев избирателей с одной стороны или недовольство Международного Валютного Фонда - с другой. Между тем, Грузии необходимо заручиться поддержкой МВФ для продления сроков реструктуризации долгов перед кредиторами Парижского Клуба. В случае неудачи последствия для грузинского правительства могут оказаться катастрофическими.
Компромиссные предложения Шеварднадзе, представленные на рассмотрение парламента 20 марта, предусматривают постепенное увеличение минимальной зарплаты - в нынешнем году с 20 лари до 35 лари, в 2004 году - до 60 лари, в 2005 году - до 100 лари. Реакции оппозиции пока не последовало. По мнению вице-спикера парламента Гиги Церетели, создавшаяся критическая ситуация явилась результатом того, что правительство и оппозиция в свое время не обсудили все должным образом.
А наблюдающее за баталиями по телевизору население с трепетом ждет - что же будет? Правильного выхода из ситуации не знают и они.
Некоторые жители полагают, что увеличение зарплат - единственный путь выбраться из нищеты, в которой они живут. "Предполагается, что люди должны жить на зарплату в 30 лари - сумма, которая в шесть раз меньше официально обозначенного прожиточного минимума", - говорит Тамила Катамадзе, школьный учитель и одинокая мать двоих детей. - "Я получаю 30 лари и едва свожу концы с концами. Какими бы ни были мотивы людей, создавших этот проект, я приветствую его и надеюсь на его скорое осуществление".
Однако, по словам владельца небольшого продовольственного магазина в центре города, который попросил не называть его имени, новый законопроект вынудит мелких предпринимателей перенести свою деятельность в теневой сектор экономики.
"Большинству работников я плачу менее, чем 100 лари. Например, уборщица зарабатывает 40 лари, а упаковщик - 60", - говорит бизнесмен. "Теперь мне пришлось бы повысить зарплаты в три или даже четыре раза. Соответственно, возрастут социальные налоги, и в итоге я останусь ни с чем. Поэтому я буду вынужден не сообщать налоговой инспекции моего истинного дохода и нанимать работников неофициально".
Опубликовано 25 марта 2003 года
источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)
-
24 ноября 2024, 11:29
-
24 ноября 2024, 10:36
-
24 ноября 2024, 09:42
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47