Юристы сочли практику изъятия паспортов предпосылкой к трудовому рабству на Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Работодатели на Северном Кавказе нередко изымают паспорта работников под благовидным предлогом, рассказал представитель движения против рабства "Альтернатива" после жалобы жительницы Ставрополья на принуждение к труду в Назрани. Забирать паспорта незаконно, но это распространенная практика, которая может быть расценена как самоуправство, пояснили юристы.
Как писал "Кавказский узел", 9 ноября стало известно, что жительница Ставропольского края обратилась в полицию с жалобой на принуждение к рабскому труду. Она сообщила, что 32-летний житель Ингушетии обманом вывез ее из Невинномысска и насильно удерживает в кошаре. При проверке этой кошары на окраине Назрани полицейские нашли еще двух граждан - мужчин 1991 и 1968 годов рождения.
Трудовое рабство – проблема характерная для всей России, в том числе на юге страны, сообщил в мае 2019 года руководитель движения против рабства "Альтернатива" Олег Мельников. "В Калмыкии мы встречали около 20 таких случаев, в Дагестане – чуть больше, в Чечне – чуть меньше, в Ингушетии было 5-7 случаев, в Краснодарском крае – около 40, в Ростовской области – где-то 20-30", - рассказал он.
Информация о том, что в Ингушетии 9 ноября три человека были освобождены из трудового рабства, "изначально не соответствует действительности", сообщил 11 ноября корреспонденту "Кавказского узла" Зураб Героев, руководитель пресс-службы управления СКР по Ингушетии, куда полиция передала материалы проверки по заявлению девушки. Сообщить подробности Зураб Героев отказался, пояснив, что «не может больше ничего комментировать».
В организации «Альтернатива» не знают об этой истории, сказал 11 ноября корреспонденту "Кавказского узла" представитель организации, представившийся Максимом. В Ингушетии вообще редко фиксируются случаи трудового рабства, добавил он. "Обычно большинство этих случае в СКФО приходится на Дагестан. Есть случаи в Чечне (но их тоже достаточно мало), Ставропольском крае. А в Ингушетии их практически нет", - сказал представитель «Альтернативы».
В Дагестане большинство выявленных случаев принудительного труда связаны с заводами по производству стройматериалов. Рабы в Дагестане - дешевая рабочая сила, которую завлекают на Кавказ в основном обманным путем, - фактически товар, который можно купить и продать, говорится в справке "Кавказского узла" "Рабство на Северном Кавказе".
Случаи, когда люди ложно обвиняют других в использовании рабского труда, крайне редки, подчеркнул Максим. "Мы такие случаи встречали, но это буквально единицы за все годы", - сказал сотрудник «Альтернативы».
По его словам, один из наиболее частых приемов, с помощью которых людей удерживают в рабстве, - изъятие паспорта под предлогом необходимости зарегистрировать работника. "Этим часто пользуются для того, чтобы удерживать человека в рабском состоянии", - пояснил он.
По закону работодатель не может забирать паспорт гражданина России, пояснил 13 ноября корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Тимофей Широков. "Вы можете открыть и посмотреть свой паспорт, что сзади написано, из Положения о паспорте. Паспорт никто не должен изымать, он должен находиться при гражданине. Это в обычной ситуации. Другой вопрос, что при регистрации на какое-то время забирают паспорт. Но это прерогатива государственного органа", - сказал юрист.
Если же работодатель регистрирует иностранного гражданина в качестве работника, то это происходит, как правило, в течение дня, и изымать паспорт надолго нет необходимости, добавил Тимофей Широков. "Если ты регистрируешь его, то берешь его паспорт, или идешь с ним (работником). Паспорта никто не забирает. Единственное - могут забрать паспорт иностранца для проставления штампа о разрешении на временное проживание, тогда его забирают и выдают бумажку о том, что у тебя паспорт изъят для каких-то целей. Но это не то же самое, что просто взяли [паспорт], и все. Если гражданин без паспорта остается, то ему выдается соответствующий документ. У работодателя может быть трудовая книжка (работника), а не паспорт", - сказал он.
На практике нередко происходит иначе, указал юрист. "Работодатели часто берут эти паспорта, и там действительно они у них удерживаются, такое бывает, если есть проблемы с договоренностями о стоимости работ и так далее. В данном случае изъятие паспорта - это давление. Если он тебе говорит "Не газуй, или я тебе паспорт не отдам", - то это, конечно, злоупотребление с его стороны. И это административное нарушение как минимум. Если же это приводит к последствиям, то и уголовное - по статье «Самоуправство»", - пояснил Тимофей Широков, уточнив, что факт изъятия паспорта в этом случае может расцениваться как квалифицирующее обстоятельство в том числе если речь пойдет об уголовном преследовании за незаконное лишение свободы.
Об одном из случаев освобождения людей из трудового рабства в Дагестане "Кавказский узел" рассказывал в 2013 году в видео "Рабство XXI века (Дагестан)".
Изъятие паспортов у работников - распространенная практика, подтвердила корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Правозащитного центра "Мемориал" Марина Агальцова. Эта практика, по ее словам, "создает определенный риск", что человек может оказаться в подневольном положении.
"Работодатель не имеет права забирать паспорта и удерживать их. И даже в госорган он может с людьми ехать. Но практика забирать паспорта есть. И не только, например, на Северном Кавказе, но и в Москве. Было большое дело, по которому мы подали [жалобу] в ЕСПЧ: в районе Гольяново людей из Казахстана привозили в Россию, у них забирали паспорта и не отдавали. Люди становятся нелегалами, начинают бояться российскую полицию и никуда не выходят, не жалуются никуда. Люди практически были рабами в Москве", - рассказала Марина Агальцова.
Для регистрации граждан по месту работы работодатель может подать их паспорта в соответствующую государственную структуру, пояснила юрист. "Работодатель относит паспорта, при этом ему эти паспорта тут же возвращают, то есть там заполняются карточки на людей и тут же паспорта возвращаются", - рассказала Марина Агальцова, добавив, что эта процедура проводится в течение одного дня.
Напомним, 7 января "Альтернатива" объявила о поиске родственников 69-летнего жителя Магнитогорска Виктора Богданова, который, по данным активистов, провел в трудовом рабстве 24 года, из них 15 лет работал на кирпичных заводах и каменоломнях Дагестана.
В тот же день "Альтернатива" сообщила и об освобождении супружеской пары, которую несколько месяцев вынуждали бесплатно работать на ферме около дагестанского села Карабудахкент. После этого сотрудники полиции посетили ферму и пообщались с другими работниками, которые не подтвердили факты применения принудительного труда. Супружеская пара не сбежала из рабства, а покинула ферму из-за отсутствия работы, пришли к выводу в МВД Дагестана.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
28 декабря 2024, 12:58
-
28 декабря 2024, 12:01
-
28 декабря 2024, 08:31
-
28 декабря 2024, 06:43
-
27 декабря 2024, 23:58
-
27 декабря 2024, 22:10