Тбилисские рестораторы анонсировали открытие заведений вопреки запрету властей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ограничения из-за пандемии, введенные властями Грузии, неэффективны, заявили рестораторы, принявшие вчера участие в акции протеста против комендантского часа, и пообещали открыть свои заведения, не дожидаясь разрешения чиновников. Вирусологи также сочли комендантский час неэффективной мерой для профилактики распространения коронавируса.
Как писал "Кавказский узел", 6 февраля движение "Позор" организовало акции протеста против комендантского часа, который действует в Грузии в связи с пандемией и длится с 21.00 до 05.00 по местному времени (20.00 - 04.00 мск). В Тбилиси участники акции прошли маршем по улице Руставели. В Батуми на аналогичную акцию протеста вышли спортсмены и оппозиционные политики, полиция задержала 10 человек.
Власти Грузии решили с 1 февраля поэтапно снять ограничения, введенные в связи с COVID-19, но участники акций протеста считают, что правительство делает это слишком медленно. Кроме того, до 1 марта по всей стране сохранен комендантский час, несмотря на то, что его отмены требуют протестующие.
Рестораторы назвали причины участия в акции против комендантского часа
Акция протеста в Тбилиси против комендантского часа, начатая 6 февраля, продолжалась до шести часов утра (05.00 мск) 7 февраля, с 21.00 (20.00 мск) в ней приняли участие 1200 человек, сообщил сегодня корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник пресс-центра движения "Сирцхвили" ("Позор"). "Но визуально можно оценить,что людей было больше - как минимум три тысячи", - пояснил он.
По его словам, ни один из участников шествия, которое началось у здания парламента и продолжилось на противоположном берегу Куры, не был задержан.
В акции приняли участие и представители ресторанного бизнеса, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" президент ресторанной ассоциации Грузии Котэ Габричидзе. По его словам, рестораторы требуют возобновить работу предприятий общепита, поскольку "страдает индустрия, в которой безработными остались более 200 тысяч человек".
"Мы [ранее] объявили, что 6 февраля откроем кафе и рестораны, но перенесли эту дату на 20 февраля, поскольку 4 февраля правительство Грузии пошло на компромисс - дало разрешение открыть веранды в ресторанах с 12 февраля. Мы решили на неделю отложить открытие ресторанов. Был с нашей стороны дипломатический шаг - отложить на неделю, со стороны государства был шаг в нашу сторону, и мы показали, что мы этот шаг увидели. Хотя со стороны правительства это на самом деле не шаг, а дипломатическое действие. Во-первых, нам не разрешено работать по субботам и воскресеньям, плюс в комендантский час никто не будет сидеть - все будут спешить домой уже в 19 часов, чтобы к 21 часу не оказаться на улицах. И в феврале, сколько печек ни ставь, все равно это холодно для посетителя", - пояснил Габричидзе.
По его мнению, государство предприняло только одну действенную меру для поддержки ресторанного бизнеса - взяло на себя субсидирование процентов, набежавших за шесть месяцев отсрочки платежей, которые ввели банки для кредиторов. А выплаты сотрудникам в 200 лари (около 60 долларов), по словам Котэ Габричидзе, недостаточно эффективная мера. "Нашим сотрудникам - официантам, поварам, уборщикам, бухгалтерам - государство единовременно выплатило 300 лари (около 90 долларов) в декабре, а с января ежемесячно выплачивает 200 лари. Но это не доход для семьи - одни только коммунальные платежи съедают большую часть этих денег, люди остаются без денег на еду", - пояснил он.
Решение правительства лишь имитирует компромисс, согласился владелец ресторана Зураб Читая. "Разрешение на работу с 12 февраля - это, на самом деле, все равно что дать бездомной собаке, которая полгода не ела, небольшую кость. И объявить при этом, что ты ее накормил. Формально – да, ты дал ей еды, но она все равно умрет", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Читая.
По словам предпринимателя, ему пока удается прожить на сбережения, большая часть которых была потрачена во время первого локдауна - с марта по май 2020 года. "Были какие-то запасы еды, но я все роздал сотрудникам, знакомым, соседям. Летом мы открыли новый объект, который успешно работает, и удалось скопить какую-то сумму. Хорошо, что нам на этом объекте арендодатели позволили не платить за найм помещения. А вот второй объект пришлось закрыть, потому что там потребовали оплату", - пояснил он.
Он подтвердил, что выплаты от государства не покрывают расходы. "Если государство мне дает 200 лари в месяц, то только за газ я вынужден платить 207 лари. Но я - еще не самый страшный пример. У меня сотрудники - некоторые в возрасте, а у одного из них трое детей, он живет в съемной квартире", - рассказал Читая.
По его словам, государство "значительно усложнило" работу ресторанов, повысив с января 2020 года коммунальные тарифы на 40-50%. "Плюс к этому нам зачислили депозитные платежи все коммунальные компании. То есть, все закрытые компании должны платить огромные задолженности за воду, газ, электроэнергию, иначе они просто не смогут открыться. И тогда придется брать кредиты", - сказал Читая.
Совладельцу ресторана "Коктейль Фэктори" Темури Какучая после закрытия заведения пришлось искать иные источники заработка. "Это некомфортные для меня новые условия, но денег хватает, чтобы отправлять семье в Москву. А в Тбилиси я живу на съемной квартире и вынужден экономить - не включать свет лишний раз и газовую отопительную печь, чтобы уложиться в квоты, при которых правительство оплачивает коммунальные услуги. Включаю только сушилку для белья в ванной", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Темури Какучая.
По договору с владельцами помещения, где расположен бар, Какучая не оплачивает наем коммерческой площади, если предприятие не работает. "Вот тут нам просто повезло", - добавил он.
Совладельцу сети ресторанов "Республика" Давиду удалось сохранить два из четырех заведений. "Сейчас функционирует только один, второй собираемся открыть. А два закрыты окончательно - один по причине арендной платы, ее у нас потребовали, а денег у компании не было на это. На четвертом объекте арендодатели отказались от платы. Но там уже сотрудники не смогли прийти летом, комендантский час к тому же повлиял, так что пришлось закрыться", - сказал Давид корреспонденту "Кавказского узла".
Предприниматель предположил, что меры, предпринятые правительством, направлены на то, чтобы пресечь политическую активность населения. "Даже если нам позволят работать, правительство уже заявило, что комендантский час будет упразднен в последнюю очередь. [...] Они просто не воспринимают частное предпринимательство как часть общества. Мы для них непонятная пристройка, хотя только ресторанный бизнес дает работу более чем 200 тысячам человек", - посетовал Давид.
Все четверо предпринимателей сообщили, что 20 февраля планируют открыть свои заведения, несмотря на угрозу штрафа в 10 тысяч лари (три тысячи долларов). "Для нас уже нет разницы - заплатим 10 тысяч один раз или просто умрем с голоду. Так хотя бы проявим свой протест", - пояснил совладелец "Республики".
Врачи сочли комендантский час бессмысленной мерой
Комендантский час сейчас не является эффективной мерой профилактики распространения коронавируса, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" врач-инфекционист Альбина Игнатова. "С 8 февраля начинает работать общественный транспорт, и комендантский час становится не только бессмысленным, но и опасным - он только заставит людей больше тесниться в транспорте, чтобы успеть добраться до дома поскорее", - сказала она.
Такого же мнения придерживается и вирусолог Ната Шубладзе. "Нам нужно изо всех сил стараться не создавать толпу, а комендантский час с ограничениями по времени создает все условия для давки в торговых точках, лифтах и так далее", - пояснила она корреспонденту "Кавказского узла".
Оба специалиста отметили, что уровень заболеваемости снизился в 4-6 раз по сравнению с периодом пика, который пришелся на декабрь 2020 года. "На тот момент ограничения были оправданны, потому что количество зараженных превышало 4000 человек в день. Но теперь такой необходимости нет", - сказала Альбина Игнатова.
По данным на 7 февраля, в Грузии зарегистрировано 262 024 случая коронавируса, из них 404 за сутки, в том числе 188 в Тбилиси. С начала пандемии выздоровели 253 614 пациентов, скончались 3283, сообщает "Спутник-Грузия".
По мнению Игнатовой, нет необходимости и в ограничении работы ресторанов. "Месяц назад я отдыхала в Лопоте. И там открыты и рестораны и отели. Работают рестораны еще в нескольких городах, Чем же Тбилиси так провинился? Тут особая обстановка? Пора уже постепенно отменять ограничения", - сказала она.
В свою очередь Ната Шубладзе считает несвоевременным открытие ресторанов. "Пусть начнут вакцинировать, потом можно будет потихоньку открывать все. Иначе люди и так не соблюдают масочный режим, а при открытии ресторанов начнут петь, целоваться кто-то полезет. Так что пока рано. Вот если иммунитет будет у 60-70 процентов населения, тогда можно открывать", - сказала вирусолог.
Закрытие ресторанов стало проблемой лишь в крупных городах Грузии
Ограничения на работу ресторанов особенно ощущаются в Батуми и Тбилиси, где много туристов и есть традиция посещения ресторанов, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель Тбилиси Георгий Джахая. "Для Тбилиси вообще посещение духанов (духанами в прошлом на Кавказе назывались небольшие рестораны трактиры. – Прим. "Кавказского узла") - это традиция, которая идет чуть ли не со средневековья. Так что в Тбилиси у на год пропал большой пласт в коммуникации между людьми", - пожаловался он.
В свою очередь некоторые жители малых городов Грузии рассказали корреспонденту "Кавказского узла", что на них не сказалось закрытие ресторанов. "У нас в Ахалкалаки люди как не ходили в рестораны, так и не ходят. Было всего пять-шесть ресторанов и кафе... Да, эти люди остались без работы, но это не стало социальным бедствием в Ахалкалаки", - сказала, в частности, жительница Ахалкалаки Кристина Макарян.
В Зугдиди люди нечасто ходят в рестораны, сказал местный житель Зураб Кантария. "Только летом, главным образом. В 2018 году даже закрылся самый знаменитый ресторан на улице Гамсахурдии. Молодежь ездила часто в ресторан на выезде из города, много туристов было в кафе перед домом-музеем Дадиани, но в целом нельзя сказать, что мы как-то слишком страдаем от этого. Зугдидцы чаще предпочитают ходить в гости, чем сидеть в ресторанах", - сказал он.
Динамика распространения вируса, в том числе на Южном Кавказе, отражена в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".
Новости о ситуации с коронавирусом на юге России и Южном Кавказе "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21