Асланов и Садыгов продолжили голодовку
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Азербайджанские журналисты Полад Асланов и Афган Садыгов продолжают голодовку, сообщили их супруги. Давление международных и западных организаций поможет освободить журналистов, отметили правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", 16 ноября 2020 года суд приговорил главреда азербайджанских интернет-изданий Xeberman.com и Press-az.com Полада Асланова к 16 годам лишения свободы по делу о госизмене. 1 февраля журналист объявил голодовку, потребовав объективного разбирательства и перевода под домашний арест. 6 февраля жена Асланова сообщила об ухудшении состояния его здоровья. 15 февраля апелляционный суд оставил в силе приговор. 24 февраля Асланов изменил требования, настаивая не на справедливом суде, а на закрытии дела. 27 февраля Гюльмира Асланова посетила мужа в колонии и сообщила об ухудшении состояния его здоровья.
Правозащитная организация "Репортеры без границ" призвала азербайджанские власти оказать срочную медпомощь Асланову и обеспечить справедливое рассмотрение его дела. Асланов включен в список политзаключенных союза "За свободу политзаключенных". Комитет защиты журналистов еще в октябре 2020 года призывал освободить Асланова.
Супруга журналиста Полада Асланова Гюльмира обратилась к омбудсмену Азербайджана с просьбой обеспечить ее мужу возможность в связи с голодовкой каждый день связываться с семьей по телефону.
"С учетом голодовки и его состояния я сегодня (2 марта) обратилась к омбудсмену с просьбой, чтобы Поладу обеспечили каждый день возможность телефонных разговоров. [...] Мы условились, что пока он сам мне не скажет о прекращении голодовки, я буду считать, что он продолжает акцию, и сообщать об этом общественности", – рассказала Гюльмира Асланова 2 марта корреспонденту "Кавказского узла".
Она посетовала, что не владеет информацией о состоянии здоровья мужа за последние два дня. "Я также просила представителей омбудсмена предоставить мне информацию о состоянии Полада. Однако они переадресовали меня в главное медицинское управление Минюста. До конца рабочего дня ни из аппарата омбудсмена, ни из главного медицинского управления я не получила информации. Завтра (сегодня, 3 марта) по графику день звонка Полада. Буду ждать [...] Если с моим мужем что-то случится, то за это ответственны власти. Человек 29 дней голодает – и никакой реакции на его требования", – сказала Асланова.
На вопрос, получала ли она новую информацию из представительства Международного комитета Красного Креста по делу ее мужа с учетом обращений этой структуры в госорганы, Асланова ответила, что ей так и не позвонили. "Я также пыталась связаться с ответственным лицом, но пока она оказалась недоступной. Возможно, они сильно заняты посещением других заключенных. Что интересно, после посещения Полада сотрудниками Красного Креста мне начальник колонии и местный врач заявили, что Полада "изолировали" от других заключенных. На самом деле эта "изоляция" заключалась в переводе Полада в карцер якобы из-за отсутствия других свободных комнат. В карцере было холоднее даже, чем в той камере, где Полада ранее содержали с другими заключенными. Его неделю содержали в карцере и только потом перевели в санчасть колонии", – рассказала Гюльмира Асланова.
Позднее Гюльмира Асланова сообщила, что до конца рабочего дня 2 марта супруг так и не позвонил из колонии. "По закону Поладу полагается дважды в неделю звонить домой по 15 минут. По графику, установленному для него, он должен был позвонить сегодня (2 марта). Мало того, что мое обращение к омбудсмену на период голодовки разрешить Поладу Асланову звонить ежедневно, не было удовлетворено, так ему в положенный день не позволили позвонить [...] Я сильно беспокоюсь за мужа, может быть, он уже в коме, поэтому не позвонил", – отметила она.
Адвокат Эльчин Садыгов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что после перевода Асланова в колонию он ни разу с ним не встречался. "Сначала был карантин. Сейчас Полада Асланова перевели в санчасть, и для посещения его там нужно специальное разрешение Пенитенциарной службы, которое выдадут не раньше, чем через неделю", – рассказал Садыгов.
По его словам, есть два варианта выхода из ситуации: скорейшее рассмотрение кассационной жалобы и освобождение Асланова Верховным судом, либо его помилование главой государства.
Сайты Xeberman.com и Press-az.com имеют "общественно-политическую направленность", рассказала в ноябре 2020 года супруга Асланова Гюльмира, которая также работала у него в редакции. "Мы, как и другие независимые издания, писали о проблемах в области прав человека, политзаключенных, судебных процессах по "Нардаранскому делу", - сказала она. Гюльмира Асланова связала преследование мужа с его профессиональной деятельностью, тогда как Служба госбезопасности обвинила Асланова в тайном сотрудничестве с иностранными спецслужбами за денежное вознаграждение. Сам журналист отверг обвинение в госизмене.
Защитник сказал, что еще не получил текста решения апелляционной жалобы, без чего не может подать кассацию. "В данном случае юридические процедуры являются формальностью. Должна быть политическая воля на освобождение Асланова. Если это будет, то в течение одного-двух дней выдадут решение апелляционного суда и сразу же проведут заседание Верховного суда. Или же предпочтут другой вариант – освободят Асланова распоряжением о помиловании, которое ожидается к весеннему празднику Новруз", – подчеркнул Эльчин Садыгов.
Аналогичным образом, по его словам, может быть разрешена и ситуация с другим журналистом, Афганом Садыговым, который также проводит длительную голодовку. Адвокат убежден в невиновности обоих своих подзащитных и преследовании их за журналистскую работу.
Как сообщила корреспонденту "Кавказского узла" супруга Афгана Садыгова Севиндж Садыгова, ее муж, по данным на 1 марта, продолжал голодовку.
По версии следствия, главный редактор новостного портала Azel.tv Афган Садыгов и руководитель сайта Xəbərfakt.az Сакит Мурадов 9 мая встретились с чиновниками администрации Сумгаита и потребовали у них 15 тысяч манатов (около 9 тысяч долларов) под угрозой публикации компрометирующих сведений. Садыгов и Мурадов были задержаны 13 мая при получении 10 тысяч манатов (около 6 тысяч долларов). Садыгов отказался давать показания следствию, а Мурадов полностью признал свою вину, заявила Генпрокуратура Азербайджана. 3 ноября 2020 года Садыгов был приговорен к семи годам заключения, на следующий день он объявил головку, а 23 ноября, по словам его супруги, отказался даже от воды. В декабре 2020 года суд оставил Садыгова под стражей. 28 января апелляционный суд сократил срок наказания с 7 до 6 лет лишения свободы.
"Афгана уже давно принудительно кормят – через зонд и вводом питательных веществ посредством капельницы. Но так не может продолжаться бесконечно. Однажды организм просто не выдержит. Хотя врачи лечебного учреждения Пенитенциарной службы великодушно заверяют, что не позволят Афгану умереть. Хорошо, допустим, они не дадут ему умереть, но он может стать инвалидом. Как я потом буду за ним смотреть, воспитывать двух дочерей – младшая даже еще в школу не ходит", – сказала Садыгова.
У Аслановых растет дочь, которая учится в подготовительном классе средней школы. "Кормильцем семьи являлся Полад. Я ему помогала в выпуске сайтов. После его ареста я большую часть времени занята защитой его прав: перепиской с госорганами и правозащитными организациями, работе с медиа для освещения дела Полада. Смотрю за ребенком. Времени у меня, чтобы устроиться на постоянную работу, нет. Нам помогают мать Полада и мои родители, которые живут в Товузском районе. Из-за нехватки средств мы вынуждены были отказаться от двух адвокатов, и теперь у нас остался только Эльчин Садыгов, который идет нам на большие уступки", – рассказала Асланова. По ее словам, посильную помощь оказывают и знакомые семьи.
2 марта Гюльмира Асланова, Севиндж Садыгова и пять активисток из партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) провели акцию перед посольством Германии в Баку с требованием освободить журналистов и других политзаключенных. Трансляцию с акции вела на своем аккаунте в соцсети Facebook Гюльмира Асланова.
"Афган намерен бороться до конца. Он или будет свободным, или уйдет из жизни", – заявила на акции Севиндж Садыгова.
Она также напомнила, что 2 марта исполнилось 16 лет со дня убийства Эльмара Гусейнова. "16 лет власти не могут найти заказчиков и исполнителей убийства Эльмара Гусейнова. Сегодня убийцы Эльмара обрекают на смерть Афгана Садыгова, Полада Асланова. Состояние обоих тяжелое. Эти журналисты доносили голос народа. Но сейчас их состояние тяжелое, и они в любой момент могут потерять жизнь. Мы просим помощи у иностранных посольств. Ибо наши обращения в госорганы Азербайджана не рассматриваются", – заявила Садыгова.
Главный редактор журнала "Монитор" Эльмар Гусейнов был убит 2 марта 2005 года на пороге своей квартиры. Он не раз получал угрозы, подвергался уголовному преследованию, сидел в тюрьме. Несмотря на предложения иностранных государств о предоставлении политического убежища, остался в Азербайджане и продолжал там свою профессиональную деятельность вплоть до гибели, отмечается в подготовленной "Кавказским узлом" биографии Эльмара Гусейнова. По подозрению в убийстве Гусейнова еще в 2005 году были объявлены в розыск два гражданина Грузии. Заказчика же, по утверждению следствия, установить можно будет только после поимки убийц.
"Моего мужа посадили за разоблачение фактов коррупции. Обвинение в госизмене – фальсификация. У него не осталось другого выхода, как добиваться защиты своих права, протестовать путем голодовки. Он месяц голодает, и никакой реакции государства на это нет. Международное сообщество не должно оставаться безучастным к тому, чтобы в тюрьмах от голода умирали журналисты Полад Асланов, Афган Садыгов. Мы требуем свободы всем 150 политзаключенным", – сказала Гюльмира Асланова.
Участники акции держали плакаты с требованиями освободить политзаключенных, а также портреты некоторых из них. Полиция оттеснила участниц от здания делового центра İSR Plaza, где размещено посольство ФРГ.
Давление международных организаций поможет освободить Асланова и Садыгова
Глава Центра мониторинга политзаключенных Азербайджана Эльшан Гасанов считает, что оба журналиста подвергаются преследованию из-за своей профессиональной деятельности.
"Их дела вызвали определенный резонанс и реакцию международных журналистских организаций. Однако этого недостаточно. Для освобождения политзаключенных в Азербайджане нужны четкие месседжи от международных межправительственных организаций – Совета Европы, ОБСЕ, Евросоюза, Европарламента, западных государств, властей США и ведущих европейских государств. У нас были случаи, когда под давлением Запада освобождали журналистов. В 2017 году после появления проекта резолюции в Сенате, осуждающей арест директора агентства Turan Мехмана Алиева, он был выпущен на свободу. После резолюции Европарламента было прекращено новое уголовное дело против блогера Мехмана Гусейнова", – рассказал Гасанов корреспонденту "Кавказского узла".
Директор азербайджанского информационного агентства Turan Мехман Алиев был задержан 24 августа 2017 года, обвинен в незаконном предпринимательстве и уклонении от уплаты налогов и арестован. 11 сентября суд изменил ему меру пресечения на надзор полиции.
Блогер Мехман Гусейнов 3 марта 2017 года был приговорен к двум годам тюрьмы по обвинению в клевете. Клеветой суд счел его жалобы на пытки после задержания. За два месяца до завершения срока заключения Гусейнов был обвинен в избиении сотрудника колонии. Однако после того как президент Азербайджана потребовал обеспечить объективность следствия, дело было закрыто. Брат Гусейнова счел позицию Ильхама Алиева уступкой международному сообществу.
Вместе с тем Гасанов не исключает включения обоих журналистов в список акта о помиловании к предстоящему весеннему празднику Новруз. "С одной стороны, дела этих журналистов не вызвали большого международного резонанса. С другой стороны, объектом их критики не были высшие руководители страны. Их дела – скорее, расправа отдельных чиновников и силовиков. Это повышает шансы на их включение в список помилуемых", – отметил Гасанов.
Директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов отметил, что международные журналистские и правозащитные организации последовательно отстаивают права тех, кто пострадал за свободу выражения.
"Однако такие организации как Совет Европы, ОБСЕ, отдельные правительства (западных государств) часто ставят политику выше прав человека. Они реально могут вмешиваться, когда дело доходит до самых резонансных дел, о которых пишет уже западная пресса. Активно в защиту преследуемых выступают парламентарии, знаковые политические фигуры", – сказал Гусейнов корреспонденту "Кавказского узла".
В аппарате омбудсмена воздержались от комментариев и лишь отметили, что и Асланов, и Садыгов находятся под наблюдением врачей. В главном медуправлении Минюста и Пенитенциарной службе получить комментарии не удалось.
Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа освещаются на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
16 ноября 2024, 13:54
-
16 ноября 2024, 11:01
-
16 ноября 2024, 09:17
-
16 ноября 2024, 00:50
-
15 ноября 2024, 23:57
Обвиняемые в осквернении мемориала в Невинномысске отправлены в СИЗО
-
15 ноября 2024, 15:59
Власти Абхазии согласились отозвать соглашение об инвестпроектах