Осужденные сообщили подробности пыток в саратовской тюремной больнице
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В саратовскую тюремную больницу осужденные попадали не из-за проблем со здоровьем, а в качестве наказания за проступки и непослушание, сообщили бывший заключенный, уроженец Дагестана и брат заключенного, уроженца Азербайджана. В медучреждении была налажена целая пыточная система с этапированием осуждённых, попавших в немилость, их встречей и последующим графиком пыток, а после публикации видеодоказательств появились новые обращения и жалобы от заключенных по факту пыток, заявила адвокат.
Как писал "Кавказский узел", видеодоказательства насилия и пыток над жителями Чечни, Дагестана, Грузии, Азербайджана в саратовской тюремной больнице опубликовал 9 ноября правозащитный проект Gulagu.net. Авторы расследования утверждают, что установили имена всех причастных к пыткам сотрудников учреждения. Пользователи сети призвали привлечь виновных к ответственности. Жалобы о пытках в саратовской тюремной больнице поступали с 2012 года, однако следственные органы спускали их на рассмотрение в учреждение, сообщила адвокат Снежана Мунтян. Видеодоказательства пыток позволяют надеяться, что виновные будут наказаны, однако в других учреждениях России ситуация схожая, заявили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники Магомед Аламов и Ирина Бирюкова.
Заключенных, считавшихся "неудобными", специально увезли в саратовскую тюремную больницу, чтобы наказать за непослушание, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" правозащитник, создатель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин.
Многих заключенных насиловали, используя для этого капо-садистов. "Капо-садисты по заданию высокопоставленных сотрудников УФСИН и УФСБ (отдел "М") подвергали неугодных пыткам и истязаниям за отказ от сотрудничества/стукачества. Пытки и изнасилования капо... снимали на служебные видеорегистраторы, которые им выдавали в отделе безопасности тюремной больницы, где садисты были официально трудоустроены в качестве санитаров и завхозов", – рассказал он. При этом Осечкин навал имена капо.
По словам Осечкина, видео с фактами изнасилований капо передавали на видеорегистраторах руководству тюремной больницы, после чего данные файлы с грифом "секретно" начальник учреждения переправлял руководству с отчётом о проведённом "спецмероприятии" по "дискредитации объекта разработки". Затем оперативники ФСИН и ФСБ либо вербовали изнасилованных и использовали их в качестве негласных агентов/конфидентов, либо унижали их в среде заключённых, разглашая факт изнасилования и тем самым по гулаговской внутритюремной иерархии унижая человека до самого низкого соцстатуса (так называемых "опущенных"), рассказал он.
Уроженец Дагестана Аким Мамиев*, бывший заключенный, рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что необязательно было болеть, чтобы оказаться в тюремной больнице. "Меня посадили в 2013 году, дали 7,5 года за разбой. Отбывал наказание в разных колониях в Пскове. В 2019 году меня отвезли в Саратов, а 10 апреля 2020 года в [тюремную больницу]. Я не болел, но меня привезли в тюремную больницу. Меня не любили, потому что я выступал против несправедливости, избиений и старался как-то порядок наводить. Вот почему меня недолюбливали и отвезли туда. Я каждую секунду ждал, что меня туда отвезут. Хотя я был здоров, вообще не болел ничем", – рассказал он.
Мамиев сказал, что в скором времени начались пытки. "Там я провел два месяца. Меня 10-11 человек били по голове, руки и ноги были пристёгнуты, прыгали на мне, пытали, как могли. Сломали мне ребра, я получил сотрясение, много чего было. Просто я не ходил к врачу, поскольку меня предупредили... Я о пытках рассказал адвокату, попросив передать эту информацию моим братьям. Они приняли меры, и пытки в отношении меня прекратились. Получается, на третий день после пыток, 10 июня 2020 года, меня вернули в колонию", – рассказал он.
По словам Мамиева, он уже год как на свободе, но жалоб на пытки не подавал. "Я никуда не обращался. Я хотел по-своему разобраться...Там самый настоящий ад. И проблема в том, что там опасно говорить о пытках. Никто практически не может, например, по телефону рассказать о том, что там происходит. Это опасно, все прослушивается. Это такое ужасное место, где можно было ожидать пыток в каждую секунду. Лично я обращался к персоналу и руководству [тюремной больницы], жаловался на пытки, но, естественно, никто ничего не предпринимал", – рассказал бывший заключенный.
Камран - брат Эрика Арзоева*, заключенного уроженца Азербайджана, рассказал "Кавказскому узлу", что шокирован увиденным в публикациях Gulagu.net. "Я знал о пытках в этой тюремной больнице и в целом в российских колониях, но не ожидал, что все так извращенно и низко. Все эти видео вызвали у меня шок. Моего брата пытали в течение нескольких дней. Это было в апреле прошлого года. Сначала увезли в колонию в Саратовской области. А 10 апреля его уже отвезли в [тюремную больницу]. Его избивали группой, кидали под холодный душ, заламывали руки и ноги, вытворяли ужасные вещи, чтобы лишить собственного достоинства. Пытали до того момента, пока он себе живот не вскрыл. Потом мне сообщили, что брат в [тюремной больнице]. Я связался с адвокатами. К нему попали Аза Алиева и Мария Сочан. Они по очереди сидели в [тюремной больнице], чтобы брата больше не трогали. Спасибо им большое за это. Но за три дня все равно успели многое", – сказал он.
Заключенного направили в тюремную больницу, хотя у него не было никаких проблем со здоровьем, рассказал Камран. "Брат боролся против пыток и издевательств в колониях, он не терпел унижений заключенных, и ему удавалось налаживать порядок, в некоторых местах ему удавалось ломать систему. И из-за этого его отправили туда, чтобы наказать. В мае брата уже увезли в Мордовию. Сейчас он во Владимирском централе. Он сидит с 2015 года, кажется, за кражу. Срок заканчивается в августе 2022 года", – сказал он.
Брат заключенного рассказал, что не писал жалобы на пытки. "Писали мы с адвокатами. В Генпрокуратуру, ФСИН, депутатам. Но результата никакого не было. Хотя были установлены личности всех причастных к пыткам. Я хочу сказать, что все рассказавшие о пытках заключенные, – это достойные люди. Они никакие не "опущенные". Никто так не может выражаться в их адрес", – сказал Камран.
На пытки в саратовской тюремной больнице пожаловался ранее отбывающий наказание в Саратовской области сочинец Александр Мухортов. Он утверждает, что в больнице в колонии пытали как его, так и других осужденных. " Я видел, как пытали и убивали людей. Первое мое событие было – это убийство в колонии [заключенного] Данилы Путина", – заявил Мухортов. После выступления в СМИ о пытках заключённый пожаловался, что ему стали поступать угрозы.
Адвокат пожаловалась на пытки подзащитных в тюремной больнице
Практика пыток в саратовской тюремной больнице была давно налажена, сказала корреспонденту "Кавказского узла" саратовский адвокат Аза Алиева. "Я была знакома с обоими заключенными до того, как их вывезли в [тюремную больницу]. О том, что их вывозят в [тюремную больницу], мне позвонили их друзья. Вывезли заключённых туда 10 апреля 2020 года, в пятницу, чтобы ни в пятницу, когда санитарный день, ни в последующие выходные адвокаты к ним не попали. То есть на три дня у них были развязаны руки. Личности всех, кто участвовал в пытках, установлены, но за ними также стояли люди, которые занимали руководящие должности в силовых структурах. Эта была целая пыточная система с этапированием осуждённых, попавших в немилость, их встречей и последующим графиком пыток", – рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Правоохранительные органы проверили, но не нашли никаких нарушений в действиях сотрудников тюремной больницы, рассказала она. "По факту пыток и истязаний мной были поданы жалобы в Следком России, Генпрокуратуру России, прокуратуру по надзору за осуждёнными по Саратовской области, в Следком по Заводскому району, уполномоченному по правам человека. На все жалобы были отправлены ответы, что проведена проверка, нарушений не выявлено", – сообщила Алиева.
По ее словам, после публикации видеодоказательств появились новые обращения и жалобы от заключенных по факту пыток. "Их много. Обращаются люди, которые просят меня инициировать заявление о возбуждении уголовных дел по факту пыток. Есть заявление даже по факту смерти в [тюремной больнице]. Заявления уже переданы в правоохранительные органы. Дело возбуждено, но никакого результата пока нет. Кроме этого в настоящее время, после появления видеозаписей, на которых видно, что в отношении моих подзащитных применяются пытки, истязания, мной повторно отправлены заявления о преступлении и возбуждении уголовного дела по факту пыток, истязаний Акима Мамиева*. По данному факту нас с ним опросили в главном следственном управлении СК РФ", – отметила адвокат.
В справке за подписью начальника начальника саратовской тюремной больницы, копия которой есть в распоряжении "Кавказского узла", отмечается, что подзащитные Алиевой прибыли в медучреждение для "обследования и лечения". "Согласно журналу 148-2009 учета применений физической силы и специальных средств [...] за время нахождения в учреждении в отношении осужденного Мамиева А.Р. физическая сила и специальные средства сотрудниками администрации [...] не применялись", – говорится в справке.
Справка аналогичного содержания была выдана также после проверки жалобы по факту пыток в отношении Эрика Арзоева. Проверка показала, что в его отношении "не применялись физическая сила и специальные средства", говорится в справке, копия которой есть в распоряжении "Кавказского узла".
Саратовский правозащитник Николай Скворцов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что к нему обращались по фактам пыток, но не из саратовской тюремной больницы, а из других учреждений УФСИН по Саратовской области. "Два обращения было. Нами подавались заявления. Целая пачка. На днях перебирал все обращения. И наши публикации, которые нам удалось сделать. Нашли трёх свидетелей. На видео записали их показания. Передали прокурору и опубликовали в СМИ. Результат – нулевой", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он сказал, что зафиксировать пытки в колониях ему удалось, в том числе в результате работы ОНК Саратовской области. "Два года работал в Общественной наблюдательной комиссии. У нас был очень сильный состав. Именно в этом составе мы зафиксировали пытки. Все только обещают, но ничего не делают. Но последние два года я не вхожу в состав Общественной палаты и Общественной наблюдательной комиссии, и поэтому на приём к прокурору области прорваться стало сложнее", – отметил правозащитник.
По его словам, до этого скандала с тюремной больницей она не была известна как место, где чаще всего пытают, насилуют, унижают заключенных.
Ситуация в этой тюремной больнице сильно выделяется из общей ситуации в подобных медучреждениях России, считает саратовский правозащитник Антон Хвостов. "В других нет таких серьезных проблем с пытками, как в саратовской", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла", добавив, что сам он не получал жалоб на пытки в саратовской тюремной больнице.
После публикации видео изнасилований и издевательств над заключенными в тюремной больнице из управления ФСИН по Саратовской области уволили 18 сотрудников, сообщил исполняющий обязанности главы УФСИН по региону Антон Ефаркин. "Возбуждено пять уголовных дел, уволено со службы по отрицательным мотивам 18 сотрудников, 11 человек привлечены к строжайшей дисциплинарной ответственности", – сказал он в интервью ГТРК "Саратов", размещенном на сайте телеканала 10 ноября.
*Имена осужденных изменены по этическим соображениям.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08