Защита сочла мизерными компенсации пострадавшим от пыток в колонии кавказцам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Суд по искам от подвергнутых пыткам уроженцев Кавказа в ярославской колонии назначил Хасдину Муртазалиеву 65 тысяч рублей, Артуру Гукасяну 50 тысяч рублей компенсации. Защита обжалует мизерные компенсации пострадавшим от пыток, заявила адвокат.
Как писал "Кавказский узел", правозащитники уже несколько лет обнародуют факты пыток в одной из колоний Ярославской области, где практиковались жестокие избиения заключенных. "Общественный вердикт"* получил и опубликовал ряд видеозаписей, сделанных сотрудниками колонии во время истязания осужденных, в том числе выходца из Чечни Хасдина Муртазалиева. За его избиение двое сотрудников колонии в январе 2020 года получили условные сроки. Далеко не все сотрудники ФСИН, причастные к издевательствам, попали на скамью подсудимых, отмечал Муртазалиев.
В марте защита сообщила о десяти подозреваемых в пытках кавказцев в ярославской колонии. Трое подозреваемых в избиении уроженца Чечни Абубакара Цагалаева и гражданина Грузии Важи Бочоришвили в ярославской колонии арестованы, двое находятся под домашним арестом, вопрос о мере пресечения еще двоих пока не решен. Местонахождение остальных подозреваемых устанавливается. Пытки кавказцев в местах лишения свободы стали системой, рассказал "Кавказскому узлу" бывший заключенный.
Заволжский районный суд Ярославля вынес решение по искам двух бывших заключенных Артура Гукасяна и Хасдина Муртазалиева, они оба подверглись пыткам в ярославской колонии №1. Пострадавшие от избиений в колонии обратились в суд с исками о компенсации морального вреда, потребовав по 500 тысяч рублей. Но суд 11 ноября решил, что Муртазалиеву будет достаточной компенсация в 65 тысяч, а Гукасяну - в 50 тысяч рублей, сообщила в тот же день на сайте "Ярославское дело" правозащитная организация "Фонд "Общественный вердикт"*.
Интересы Гукасяна и Муртазалиева представляла адвокат "Общественного вердикта"* Ирина Бирюкова. Общая сумма компенсации составила 115 тысяч рублей, это слишком мизерные деньги, заявила корреспонденту "Кавказского узла" Ирина Бирюкова. "Обжаловать будем, так как считаем эти суммы мизерными. Будем настаивать на прежней компенсации", - сообщила она.
По какому принципу суд принимает решение - это загадка, считает адвокат. "Так как решение принимается по внутреннему убеждению судьи. Сколько захотел судья, столько и решил присудить", - отметила Бирюкова.
Говоря о деле пострадавшего в ярославской колонии Абубакара Цагалаева, адвокат сообщила, что следствие планирует передать его в прокуратуру до конца ноября. "Соответственно, если прокуратура подпишет обвинительное заключение, можно ожидать, что дело поступит в суд в конце ноября - начале декабря", - уточнила Бирюкова.
По её словам, прецедент в Ярославле не даёт никаких сдвигов по делу в саратовской больнице.
Уроженец Азербайджана в течение нескольких дней в апреле подвергался пыткам в тюремной больнице в Саратовской области. "Его избивали группой, кидали под холодный душ, заламывали руки и ноги, вытворяли ужасные вещи, чтобы лишить собственного достоинства. Пытали до того момента, пока он себе живот не вскрыл", - рассказал брат заключенного. По его словам, так ему отомстили за борьбу против пыток и издевательств. Уроженец Азербайджана подвергся сексуальному насилию в тюремной больнице Саратовской области, следует из видео, полученного правозащитниками. По данным замначальника больницы, к заключенному вообще не применялось насилие.
"Мне кажется, что это ещё и потому, что нет со стороны потерпевших и их защиты активных действий в работе со следствием и прокуратурой. Либо мы просто об этом ничего не знаем. Очень важно, чтобы общество об этом знало. Общественный контроль в этих делах - это, как показывает практика, одна из главных составляющих возможности привлечения виновных к ответу", - считает Бирюкова.
Адвокат заявила, что не может сообщить какие-то сведения по поводу Муртазалиева без его разрешения. "Единственное, что могу сказать - у него все нормально", - сказала Бирюкова.
Присуждение компенсации за пытки в колониях не является уникальным прецедентом в России, хотя эти случаи и не отражают реальный масштаб пыток в российских тюрьмах, заявил корреспонденту "Кавказского узла" председатель "Комитета против пыток" Игорь Каляпин.
"От пяти до 10 приговоров в год на национальном уровне. И ещё примерно столько же в ЕСПЧ. Это результат деятельности только нашей организации. Но мы же не одни такие. Конечно, эти удачно завершившиеся дела не отражают истинного масштаба пыток. Дай Бог, лишь каждый сотый из переживших пытки обращается хоть куда-то с жалобами. Большинство просто старается это забыть и жить дальше", - пояснил он.
По словам Каляпина, компенсацию за пытки удаётся получить всегда, когда возможно доказать, что они были. "Если людей признали потерпевшими, и потом выносится обвинительный приговор, то государство вначале за свой счёт компенсирует физический и моральный вред. Затем в порядке регресса эти деньги взыскиваются с непосредственных виновников. Но, как правило, признанные виновными полицейские или фсиновцы не в состоянии их оплатить, и компенсации происходят за счёт налогоплательщиков, фактически за наш с вами счёт", - подчеркнул правозащитник.
Он считает, что исход этого дела не будет влиять на разбирательство с пытками в саратовской тюремной больнице.
"Если что-то и повлияет, то только давление общественного мнения. Если СМИ не забудут через месяц или два эту историю, то это повлияет. А если забудут про нее, переключатся на другую новость, то все эти дела заглохнут. Много раз уже наблюдал подобное", - сказал Каляпин.
Правозащитника совершенно не удивила ситуация с равнодушным отношением руководства Чечни к итогам разбирательств по пыткам в ярославской колонии, где пострадали заключенные - выходцы из Чечни.
"Руководство ни одного из регионов не переживает за своих жителей, которые попали в места лишения свободы. Кадыров в этом отношении ничуть не хуже и не лучше, чем любой другой губернатор", - полагает Каляпин.
В свою очередь профессор Малашенко считает, что интерес Рамзана Кадырова к делам о пытках может быть чреват негативными последствиями из-за проблем с пытками в самой республике.
"Не Рамзану лезть в это дело. Не надо ему этим заниматься, потому что ему всё припомнят. И правозащитники, и власть. Если это покатится дальше и дойдёт до Чечни, то может выясниться, какие пытки были в Чечне", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Политик и журналист Максим Шевченко заявил, что представители власти сильно не правы, если предполагают, что за пытки человеку можно заплатить такие небольшие деньги.
"Это дело надо измерять не деньгами, а мерой наказания палачам, преступникам. Компенсация - это второй вопрос. А первый вопрос - будут ли наказаны те, кто эти пытки организовывал", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
Шевченко полагает, что никакие прецеденты в Ярославле не смогут повлиять на разбирательство с пытками в Саратове. "У нас не прецедентное право. Ничто не повлияет. Везде будет приниматься отдельное политическое решение. В Ярославле тоже всё делается не в интересах правосудия, а для пиара нового губернатора", - считает он.
* организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08