02:27, 15 августа 2003

Исламское возрождение и конфликты в дагестанских семьях

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В настоящей работе нас интересуют причины конфликтов в дагестанских семьях, вызванные возрождением Ислама, которые вкратце будут изложены ниже.

Семейные конфликты в дагестанских, мусульманских семьях, на первый взгляд, носили парадоксальный характер, поскольку Ислам культивирует почтительное отношение к родителям, строго требует поддерживать родственные узы, упорядочивает и нормализует супружеские взаимоотношения. Однако конфликт в дагестанских семьях был социально неизбежен и закономерен, в силу того, что он носил острый религиозно-идеологический характер. Советская эпоха породила целые поколения мусульман, которым были чужды и необъяснимы мораль, принципы и этика собственной религии.

В семейных конфликтах сталкивались два абсолютно разных миропонимания, две противоположные точки зрения на мир и на место в нем человека. Помимо этого Ислам, как религия, не терпит социального лицемерия, то есть духовные, внутренние преобразования человека должны обязательно выражаться и подкрепляться соответствующим вероисповедным поведением в его личной, семейной, общественной жизни, что увеличило разрыв между противоположными идеологическими полями. Следует подчеркнуть, что подобный процесс семейных конфликтов наблюдался на заре Ислама, когда призыв Пророка Мухаммада (мир ему) разбил языческие семьи, разрушил мощные, ранее незыблемые и святые родственно-племенные арабские узы. В первых войнах Ислама (битвы Бадр, Ухуд, Ахзаб и др.) столкнулись члены близкородственных арабских племен: отец убивал сына, сын - отца, брат - брата, племенник - родного дядю. Ислам возвысил вероисповедные узы и принципы выше племенных, вследствие чего родственники разделились на два враждующих лагеря: мусульман и язычников.

Разумеется, нельзя назвать ситуацию в Дагестане идентичной, так как подавляющее население республики (85%) являются этническими мусульманами. Но, тем не менее, аналогичный, схожий процесс все-таки наблюдался. Дагестанские мусульмане, выросшие и воспитанные в советское время, являлись мусульманами формально, статистически, т.е. по названию, но не по убеждениям, принципам и поведению. Большинство взрослого и среднего поколения дагестанцев (признавая себя номинальными мусульманами) питают полное равнодушие к Исламу и его принципам, идентифицируя себя при этом с нормами российско-европейской, светской культуры. Воспитанная в духе непримиримого атеизма светская дагестанская интеллигенция категорически выступала против исламского возрождения на всех уровнях.

В силу этого многие новые дагестанские приверженцы Ислама считали эту часть общества "потенциальными" или, по крайней мере, неполноценными мусульманами, и в своей вражде с ними ориентировались на идеал ранней мусульманской общины, конфликтовавшей со своими единоплеменниками. Надо учитывать, что среди новых приверженцев Ислама было немалое число тех, кто свою приверженность Исламу считал "новобращением", принятием Ислама, а прошлый отрезок жизни - "куфром", "неверием" (условно их можно назвать "неофитами"). Соответственно, своих родственников, этнических мусульман, они не признавали "мусульманами" по определению. То есть вражда с родственниками переходила в плоскость идеологическую, в конфликт между "Исламом" и "язычеством" ("ширк") или "неверием" ("куфр"), принимая благородный, религиозный характер. И даже если дагестанские "неофиты" признавали их мусульманами, семейно-родственный конфликт не терял своего религиозно-идеологического характера. Таким образом, в дагестанском обществе с возрождением Ислама сформировалось два конфликтующих лагеря, в силу объективных социальных условий.

Однако конфликты возникали не только в светских, но и в религиозно-традиционных дагестанских семьях, которые оставались верны традициям Ислама и в советскую эпоху. Причина конфликтов в подобных семьях, как правило, сводилась к тому, что данные семьи, воспитанные в религиозно-традиционном духе, зачастую исповедовали Ислам, густо смешанный с адатами, местными верованиями и традициями. Помимо этого их религиозность слабо проявлялось (или вообще не проявлялась) в социальном плане. Они торговали спиртными напитками, посещали винные застолья и т. д. Но главным образом, конфликт был связан с тем, что традиционные религиозные мусульмане смешивали исламские обряды с местными адатами, что, с точки зрения Ислама, крайне неприемлемо. В этом смысле справедливо мнение о "конфессиональной неполноценности" северокавказских мусульман, для которых горские традиции являются более значимыми, чем Ислам. Здесь можно говорить о том, что, по сути, утверждение Ислама и его принципов на Северном Кавказе (в частности в Дагестане) - есть процесс не завершившийся, все еще продолжающийся, растянувшийся на многие столетия.

На почве конфликта горских традиций и Ислама в традиционалистских дагестанских семьях возник конфликт так называемого "нового" Ислама и Ислама "обычного" или "традиционного". Традиционно религиозные села (например, с. Кванада Цумадинского района), а, соответственно, и семьи были разбиты на два лагеря. Конфликты в дагестанских семьях возникали на трех уровнях: отцы и дети, муж и жена, родственники.

Конфликт отцов и детей

Настоящий семейный конфликт являлся конфликтом двух поколений: старшего (отцов), выросших в советское время, и младшего (детей), выросших в перестроечную и постперестроечную эпоху. Максимализм, проявляемый молодыми "неофитами", сталкивался с крайним консерватизмом, непониманием, неприятием старшего поколения. Родители не хотели понимать чувства, настроения, новый образ жизни своих детей. Строго религиозное отношение детей к жизни расценивалось родителями как идеализированное, не приспособленное и оторванное от реалий жизни умонастроение.

Известны случаи, когда родители запрещали детям ходить в мечеть, совершать молитву и соблюдать пост, носить дочерям длинную мусульманскую одежду. После событий 1999 года конфликт в таких семьях только обострился. Примерное соблюдение норм исламской обрядности (пятикратная молитва, совершаемая в мечети, добровольные посты, чтение Корана) расценивалось не иначе, как приверженность "ваххабизму", "экстремизму".

Конфликт между супругами

С возрождением Ислама конфликт супругов в дагестанских семьях был предопределен. Отношения между супругами накалялись в силу того, что один из них, став приверженцем Ислама, не хотел продолжать супружескую жизнь с человеком, который не разделял его взглядов на жизнь, относился пренебрежительно к исламским принципам. Многие дагестанские браки были разрушены. С распространением и культивированием исламской культуры острой стала проблема многоженства, вследствие которой пострадали также многие дагестанские семьи.

Конфликт между родственниками

Социализация Ислама значительно ослабила родственные узы дагестанских семей. Конфликты, возникали, главным образом на почве несоблюдения или неуважения местных традиций, обычаев. Так дагестанские "неофиты" отказывались посещать различные мероприятия своих родственников (свадьбы, торжества, поминки), прохождение которых было связано с нарушением норм исламской морали (распитие спиртных напитков) или с отправлением противоречащих шариату традиций (поминки в честь усопшего на 40- или 50 день). Подобное поведение расценивалось родственниками, этническими мусульманами, как неуважение к себе, своим праздникам.

В свете вышесказанного мы можем констатировать факт того, что многочисленные семейные конфликты, вызванные реисламизацией Ислама, возникли как закономерное и временное социальное явление. В их основе лежат следующие причины:

  • принципы Ислама, возвышающие вероисповедные принципы над родственно-этническими узами;
  • категорическое неприятие Исламом традиций и местных верований, противоречащих его учению;
  • крайний максимализм дагестанских "неофитов" (частично объясняющийся неосведомленностью в делах религии);
  • радикальный консерватизм "старого", "советского" мышления и сознания;
  • полярность российско-европейской и восточно-мусульманской культур.

Статья подготовлена при поддержке СМИ "Кавказский узел", общества "Мемориал" и ИОО Фонда Сороса в рамках проекта "Поддержка объективного освещения и анализа ситуации в зонах конфликта".

Автор: Ясин Расулов

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать через Telegram, выбрав функцию «Файл», либо через WhatsApp - выбрав функцию «Документ». Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Темы дня
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

18 декабря 2024, 11:04

17 декабря 2024, 18:56

17 декабря 2024, 17:10

17 декабря 2024, 13:59

Ростов: водители скорой помощи пожаловались на условия труда #Shorts Ростов: водители скорой помощи пожаловались на условия труда #Shorts НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Водители станции скорой помощи в станице Вешенской Шолоховского района записали видеообращение, в котором пожаловались на низкие зарплаты, плохое состояние автопарка и сверхурочную работу. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/406706 17 декабря 2024, 16:33 Многодетный военный требует участка земли в Ингушетии Многодетный военный требует участка земли в Ингушетии НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Отец пятерых детей Зураб Хамху пожаловался на проволочки с выделением земли в Ингушетии ему как участнику военной операции. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/406692 17 декабря 2024, 00:19 Четвертая атака беспилотников на Чечню Четвертая атака беспилотников на Чечню НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ В сети опубликованы видео захода беспилотника на цель в Грозном и его взрыв на территории объекта. Эта атака 15 декабря стала четвертой на территории Чечни. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/406647 15 декабря 2024, 15:10 Выборы в Грузии: выборщики голосуют, граждане протестуют Выборы в Грузии: выборщики голосуют, граждане протестуют НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ В Грузии проходят первые непрямые выборы — за главу государства голосует коллегия выборщиков, а не граждане страны. Единственный кандидат в президенты — Михаил Кавелашвили, бывший депутат, футболист и член "Грузинской мечты". В Тбилиси около парламента, где голосуют выборщики, на акцию протеста собрались противники приостановки евроинтеграции. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/406617 14 декабря 2024, 13:14 Как Кадыров наехал на Бастрыкина и Колокольцева Как Кадыров наехал на Бастрыкина и Колокольцева НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Следком показал видео нескольких нападений, якобы, с участием подростка, за которого вступился Рамзан Кадыров. Однако только одна запись, где подростка называют по имени, предполагает его участие в конфликте. Во всех остальных случаях утверждать с уверенностью, что обвиняемый в числе участников невозможно. Накануне Кадыров заявил о профнепригодности руководителей МВД и Следкома. Глава Чечни пригрозил чиновникам наказанием свыше и выразил уверенность, что подросток скоро освободится. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/406367 07 декабря 2024, 01:37 Восьмой день протестов в Тбилиси: задержания, костры и песни Восьмой день протестов в Тбилиси: задержания, костры и песни НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Задержанием нескольких участников завершилась акция сторонников евроинтеграции в Тбилиси в ночь с 5 на 6 декабря. СМИ сообщают, что журналистку, снимавшую задержания, толкнули, мешая ей выполнять свою работу. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/406351 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 06 декабря 2024, 15:24