А. Масхадов: "Я убежден - России не покорить чеченцев!"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
5 октября 2003 г. - президентские выборы в Чечне. Изменят ли они отношение народа к Вам? Будучи изгнанным в горы и отрезанным от республики - чего Вы испытываете больше: поддержки для движения сопротивления или неприязни к Вам, так как оно подвергает население мести со стороны российских военных? Как проявляются эти чувства?
Прежде всего, никакие это не выборы, это фарс, это, что называется, очередная попытка изобразить хорошую мину при абсолютно плохой игре. Типичная уродливая гримаса. В российско-чеченских отношениях нет ничего нового, все идет по кругу. Вы спрашиваете о выборах, и вот вспоминаются такого же характера выборы в разгар первой войны - выборы Завгаева главой республики в декабре 1995 г. И те же обещания, и те же лозунги, и, можете проверить, даже договор о разграничении полномочий между Россией и Чечней был подписан. Как вы знаете, и на этот раз, после "кадыровских" выборов, собираются его вновь подписывать.
Чеченский народ, к сожалению, находится сегодня в жесточайшем лагерном режиме. Если кто - то под дулом автомата сходит на избирательный участок, особенно старики и женщины, мы не можем их упрекнуть. Мы упрекаем тех, кто со стороны, с высоких международных трибун делают вид, что ситуация в республике располагает к всеобщему свободному волеизъявлению.
Я уверен, народ относится ко мне как к своему избраннику. Мою кандидатуру чеченцам никто не навязывал. Вы спрашиваете, чего я больше испытываю: поддержки или неприязни? Посудите сами, если президентом меня избрали только за это самое сопротивление, т. е. за самое активное сопротивление в качестве начальника главного штаба ВС ЧРИ. Чеченцы при всей своей доброте вовсе не наивные люди и понимают: наше сопротивление есть ответ на варварскую агрессию, а не наоборот. Только активные акции со стороны наших бойцов ограничивают беспредел российских бандитов, я очень сожалею, что мы не в силах его еще полностью искоренить, т. е. защитить гражданское население должным образом.
Я с Вами не согласен в том, что я изгнан в горы и отрезан от республики. При том, что половина Чечни представлена горами, в Республике нет ни одного района, где бы я периодически не бывал. География нашего сопротивления не очерчена одними горами. До сих пор одной из главных для меня проблем является не допустить разрастания военного конфликта за пределы Чечни. Должен признаться, есть у меня в окружении командиры, которые считают перспективным именно такое направление.
Значительная часть чеченцев обвиняет Вас в том, что Вы проявили слабость в 1997 - 1999 г. г. Утверждают, что, если бы Вы избавились от своих политических противников ( т. е. убили бы их ), тогда в стране, освобожденной от российских войск, воцарилось бы спокойствие. Что Вы им отвечаете?
Давая оценку тому, что происходило в Чеченской Республике в 1997 - 1999 г.г., я еще ранее говорил, что вина чеченского руководства в том, что оно должным образом не смогло противостоять натиску российских спецслужб, имеющих вековой опыт подрывной террористической деятельности на всех континентах. В то же время бесспорным успехом чеченского руководства было то, что России в упоминаемый вами период так и не удалось развязать гражданскую войну. В общем, искать виноватых в начале второй российско-чеченской войны среди чеченцев, будь то Масхадов или Басаев, - это неправильно. Пресловутые дагестанские события были предлогом, а вовсе не причиной развязывания второй античеченской войны. Причина же была в том, что российские шовинисты не хотят смириться с тем, что Чечня избрала путь независимости. Я не испытываю вины за российскую агрессию точно так же, как, наверное, и поляки - за гитлеровское нападение на Польшу в1939 г.
Если кто - то считает, что порядок в стране можно навести убийством политических противников, то я с этим не согласен. Надеюсь, тех, кто видит выход в политических убийствах, не очень много в чеченском обществе, во всяком случае, незначительная часть.
В 1997 - 1999 гг. участились похищения людей, как в самой Чечне, так и в соседних республиках. Тогда и утвердилось в мире изображение чеченца-бандита. Каковы были причины этого явления? Как Вы с ним боролись?
Во-первых, "чеченский бандитизм" как явление восходит к началу 19 века, когда обострилась борьба чеченцев против колониальной экспансии России. Должен сказать, обозначение противников своей колониальной политики "бандитами" прочно вошло в русскую национальную традицию. Кроме "чеченских" бандитов, вспомните, "украинских", "литовских", "афганских", параллельно называвшихся "дудаевцами", "бандеровцами", "лесными братьями" и "душманами".
Во-вторых, похищения людей как в Чечне, так и в соседних республиках, участились по причине того, что это нужно было российским спецслужбам. Для начала активных боевых действий нужен был фон, нужно было дестабилизировать обстановку. Средств и людей для этого у ФСБ и ГРУ всегда было предостаточно. А боролись мы с этим гнусным явлением как могли, т. е. в силу наших возможностей.
В последние годы, во время моего пребывания в Чечне, я неоднократно слышала от российских военных: мы уйдем, но до этого мы так рассорим чеченцев, что они "перережут друг друга". Возможна ли в Чечне гражданская война?
Конечно, теоретически гражданская война в Чечне возможна. Я не сторонник тех взглядов, будто чеченское общество является чем-то особенным. Это правда, русские еще со времен бандита Ермолова мечтают, чтобы чеченцы резали друг друга. И все же я думаю , что этому не бывать, как и покорению чеченцев.
С уходом русских с ними уйдут и те из их прислужников, на ком кровь своих соотечественников. Так что, гражданская война по сценарию российских военных нам не грозит.
В 1997 г. я жила в Грозном больше месяца. Ни разу я не слышала тогда о ваххабитах, а сама Чечня не была тогда, несомненно, страной "воюющего ислама". Откуда взялись в Чечне ваххабиты и как это повлияло на ее судьбу?
Вы знаете, в самом деле в отношении Чечни Россия ходит по кругу. Даже в этом вот вопросе касательно "воюющего ислама", ваххабизма и т. д.. Если я скажу, что ничего не знаю обо всем перечисленном Вами, Вы можете не поверить. Но поверьте, я знаю об этом не больше, чем вы. Я имею в виду, что "международный терроризм", "исламский терроризм", "воюющий ислам", "ваххабизм" применительно к Чечне - это творение российской пропаганды и ряда спецслужб.
Если помните, в 1944 г. чеченский народ поголовно был депортирован в Сибирь и Казахстан. Это была трагедия, стоившая народу половины убитыми и умершими от невыносимых условий. Демократическому Западу, бывшему тогда союзнику СССР, Сталин объяснил свою акцию тем, что чеченцы активно сотрудничали с немецкими нацистами. И даже сам Гитлер чуть ли не побывал в горах Чечни и получил в подарок белого жеребца с золотым седлом. Я рассказываю не сказку, сведения эти запечатлены в российской публицистике. Можете проверить.
И вот в конце 20 века уже Путин намеревается решить чеченский вопрос, причем окончательно. При всех специальных мерах полностью скрыть то, что намечалось делать с чеченцами, все равно не получилось бы. Чтобы предстоящее народоубийство сделать удобоваримым, прежде всего, для щепетильного Запада, вновь поступили по - сталински, т. е. увязали Чечню с самой актуальной для Запада проблемой - проблемой международного терроризма. На этот раз вместо Гитлера в Чечню "привели" Усаму Бин Ладена.
Я иногда спрашиваю себя, неужели многоопытный Запад и впрямь поверил? Если нет, то этот цинизм и беспринципность чреваты очень серьезными последствиями.
Если бы эти "ваххабиты" не понадобились Кремлю, они бы не появились в Чечне, как и немецкие нацисты в сороковых годах прошлого века.
Самоубийство осуждается Кораном. И, тем не менее, в Чечне появились шахиды: террористы - самоубийцы. Почему? И как Вы относитесь к ним, равно, как и к другим терактам (под таким действием я подразумеваю исключительно акции, направленные против мирного населения)?
Начну с конца Вашего вопроса. Я решительно осуждаю любые акции, направленные против мирного населения, будь то ковровые бомбардировки, ракетный обстрел рынков или же взрывы самодельных бомб на остановках. Я ответственно заявляю, что ни к чему вышеперечисленному чеченцы не имеют отношения.
К самоубийству я отношусь негативно. Мне трудно осуждать или не осуждать действия отчаявшихся людей, движимых только чувством мести за убитых близких, за издевательства и т. д. У меня язык не повернется называть террористкой девушку из Урус-Мартана, которая в отместку за убитых брата и мужа, за надругательство над собой, взорвала одного подонка-генерала, бывшего в то время комендантом района. Она сама погибла при этом. В памяти народа она останется героиней. Не в традиции чеченцев жить с позором. Если некому из мужчин заступиться за честь женщины, то она сама будет искать способы отомстить.
Меня, как и всех наших бойцов, страшно удручает каждое сообщение о самопожертвовании чеченской женщины. Ловишь себя на мысли, что будь у тебя три жизни, все отдал бы за то, чтобы отомстить тем, кто довел народ до такого отчаяния.
Как офицер Советской Армии, Вы, по - видимому, не были верующим человеком. Сейчас Вы им являетесь. Как это случилось?
Сколько себя помню, я являюсь верующим. От того, что мы некоторое время были советскими, мы не переставали быть чеченцами. Я не думаю, что среди чеченцев есть настоящие атеисты.
Как Вы оцениваете позицию международных организаций, призванных защищать права человека ( таких, как ООН, Совет Европы ), а также лидеров Запада в отношении Чечни?
В целом, я считаю, что в отношении Чечни они поступают по принципу двойных стандартов. Цинизм, лицемерие, беспринципность одерживают верх, когда на повестке дня появляется чеченская тема. Чеченская трагедия стала выигрышной картой в отношениях ряда западных стран с Россией. Первые два года с Путиным торговались, выражая озабоченность происходящим в Чечне. Последующие два года Путина обхаживают, выражая понимание его действий в Чечне.
Как Вы видите будущее Чечни - ближайшее и более отдаленное?
На будущее Чечни я смотрю с оптимизмом, иначе наша борьба не имела бы смысла. Я абсолютно не сомневаюсь, что чеченцы защитят свою независимость и заставят оккупантов покинуть страну.
Опубликовано 12 августа 2003 года
источник: ИА "Чеченпресс"
-
25 ноября 2024, 08:54
-
25 ноября 2024, 05:57
-
24 ноября 2024, 23:31
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25