Тихое перетягивание каната между Москвой и Вашингтоном
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На первый взгляд кажется, что на американо-российском фронте все спокойно. Но новая эра конфронтации исподволь начинается на Каспии и на Кавказе, где недавние политические события и расширение стратегических планов Москвы и Вашингтона усиливают конкуренцию в сфере влияния на важные государства региона. Одним из таких полей сражения является Грузия. Американо-российская гонка здесь стала интенсивнее в последние недели, в свете неожиданной "бархатной революции", случившейся в Тбилиси в ноябре. Когда на начало января были назначены президентские выборы, американцы воспользовались случаем напомнить о шансах страны на вступление в НАТО, если произойдет прозападная политическая трансформация. Вашингтон также взял на себя новые обязательства, подчеркнув, что планирует расширять военное сотрудничество с Грузией и увеличить помощь бывшей советской республике.
Россия тем временем набирает очки на нестабильности в Грузии после переворота, начав с лидерами Абхазии и Южной Осетии дискуссии о присоединении этих автономных республик к Российской Федерации. Опираясь на их пророссийскую ориентацию, Кремль, как сообщают, предложил обоим регионам статус "протекторатов", что фактически означает их интеграцию в состав России. Что же касается сепаратистской Аджарии, то Кремль, возможно, обдумывает вариант прямого территориального захвата. Поскольку правовой статус этого региона до сих пор регулируется советским договором с Турцией, а турецкое правительство не проявляет интереса к этой территории, все, что нужно сделать Москве для фактической аннексии Аджарии, это предоставить ей гарантии безопасности от Тбилиси. Одновременно Россия стремится подорвать стратегическую роль Грузии как территории для транспортировки каспийской энергии. Недавно стало известно, что Москва, возможно, спонсирует тайную кампанию, направленную на срыв строительства трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан.
Геополитическое перетягивание каната между Москвой и Вашингтоном происходит и вокруг Азербайджана. Во время недавнего визита в эту богатую нефтью республику министр обороны Дональд Рамсфельд назвал Баку "стратегическим партнером" США, что отражает растущую значимость Азербайджана в американском военном планировании, которое в настоящее время сосредоточено на переносе существующих европейских баз на восток. Визит министра стал также шагом вперед в развитии "Инициативы по охране Каспия" - новой двусторонней стратегической программы, направленной на оказание Баку помощи в борьбе с терроризмом, наркоторговлей и распространением запрещенных видов вооружений. В рамках этого проекта США стремятся сделать более заметным свое военное присутствие в регионе посредством более тесного военно-морского сотрудничества и расширения воздушной разведки. Россия же избрала другой курс. В последние недели она продемонстрировала новому президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву широкий ассортимент дипломатических кнутов и пряников. Он простирается от обещаний расширить торговое и военное сотрудничество до почти неприкрытых угроз предпринять военные меры для противостояния иностранному военному присутствию в регионе.
Россия наращивает свое присутствие и в соседней Армении. В результате соглашений, подписанных в ноябре, Москва утвердила право расквартировывать войска на 102-й военной базе в Гюмри, укрепила военно-промышленные связи с Ереваном и пообещала поставлять армянскому правительству высокотехнологичные боевые системы по сниженным ценам. Все это поставило азербайджанских политиков перед фактом усилившейся военной угрозой со стороны главного противника в регионе. Москва пошла даже на то, чтобы предложить новый план урегулирования давнего конфликта в Нагорном Карабахе. Этот план делает ее фактическим гарантом региональной стабильности между Арменией и Азербайджаном. Легко понять напряженное отношение политиков в Баку к кремлевской инициативе, которая, как они опасаются, может стать предлогом, воспользовавшись которым, Москва увеличит свое военное присутствие в их стране.
Москва и Вашингтон уже интенсифицировали попытки влиять на политический курс Казахстана. Осенью, сразу же после открытия казахской военной базы, финансируемой США, в Атырау, находящемся на каспийском побережье, представители США и НАТО начали с Астаной дискуссии о создании военно-морского флота Казахстана для защиты энергетических интересов этой центрально-азиатской республики на море. Кремль также пытается играть роль в создании казахского флота. Так, он выступил с амбициозным планом расширения военной координации между Москвой и Астаной.
Эти шаги свидетельствуют об усилении напряженности между американскими и российскими региональными амбициями. И это только начало. В Вашингтоне планы Пентагона по трансформации армии и переброске войск неуклонно превращают Центральную Азию в зону американских стратегических интересов. Недавние парламентские выборы в России расширили возможности Кремля осуществлять свои имперские амбиции на "постсоветском пространстве". Исход борьбы на Каспии и на Кавказе неочевиден. Но ясно одно: победителю принадлежит решающая роль в определении политического будущего обоих регионов.
Айлан Берман, Артем Агулник.
Опубликовано 16 января 2004 года.
Перевод - веб-сайт "Inopressa.ru".
источник: Журнал "The Wall Street Journal"
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39