Азербайджан: дочки-матери
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
14-летняя Лейла Рустамова (имя изменено) чуть не потеряла дар речи, когда узнала, что отец выдает ее замуж за своего одноклассника, бизнесмена из России, на 23 года старше ее. Но, она, как и многие мусульманские дети, воспитанные на послушании старших, не пошла против воли отца. После женитьбы, забеременев от "дяди" - именно так Лейла называла своего будущего мужа, она стала часто падать в обмороки. А на пятом месяце беременности она попала в шок, и в больнице, куда Лейла была срочно доставлена, ей сделали кесарево сечение. Девочку еле удалось спасти. Однако заявление врачей было для Лейлы хуже смерти: она больше не сможет стать матерью.
"Поскольку детский организм не был готов для вынашивания плода, единственным способом спасения девочки было удаление ребенка сверху, которого мы выбрали", - сказал хирург Лейлы, который попросил не называть его имени. По мнению специалистов, сегодня в Массалы (район на юге Азербайджана) ранние браки получили чрезвычайно широкое распространение. Девочек выдают замуж в 15-16, а то и в 14 лет, тогда как в азербайджанском законодательстве брачный возраст установлен для женщин с 17, а для мужчин с 18 лет.
По информации начальника статистического управления района Ализаира Алиева, ежегодно в районе регистрируется от 700 до 1000 браков. Однако, как отмечают специалисты, ранних браков, не регистрируемых в госорганах, заключается больше, чем законных браков. "Нет села в районе, где бы не совершались эти браки", - говорит эксперт-врач Мехман Алиев. Считается, что главной причиной ранних браков являются экономические трудности: таким образом семьи избавляются от лишнего рта.
По словам Мехмана Алиева, который представляет НПО "Мигранты и мы", 30-40 тысяч масаллинцев на сегодняшний день находятся за рубежом. Многие создают там семьи, в результате чего в их родном районе растет число "засидевшихся" девушек. Незамужняя дочь в мусульманской семье - это не просто удар по престижу семьи, но и настоящая трагедия для нее. "Поэтому, когда подворачиваются сваты, да притом из богатой семьи, дело с замужеством не станет, даже если ей 14 лет", - говорит представитель НПО "Моя семья" Заира Байрамова. По ее словам, если до 20 девушка не вышла замуж, ее шансы создать семью снижаются наполовину. Женихи, как правило, богатые, зрелые азербайджанцы, живущие в России, а девушки - из бедных семей. "Такой мезальянс устраивает и ту, и другую сторону", - говорит Байрамова. По ее словам, жених получает жену, которая годится ему в дочери, а отец невесты - богатого родственника и доступ к его деньгам.
Кроме Лейлы, у Рустамовых растут еще 3 дочери. Отец - единственный кормилец в семье, но и он перебивается случайными заработками. "Хотел, чтобы дочь была счастлива, а вышло наоборот", - с горечью признается он. Больше всех страдают "невесты". "Некоторые из них лишаются способности к деторождению, у других появляются психические расстройства", - говорит врач Алиаслан Аламов. Конечно, девочкам положено учиться в школе, но, как говорит Байрамова, "многие старшеклассницы вообще не ходят в школу, и ранние браки заключаются именно из этого контингента". Она рассказала о курьезе, случившемся в Аркиване, когда девочка уже 2 года была замужем, но все равно числилась в школьном журнале, и ей ставились оценки. "Вины школы в этом нет, - говорит директор одной из местных школ, - ведь только родители в ответе за личную жизнь своих дочерей".
В тенденциях, сложившихся в этом южном регионе, население которого является преимущественно шиитским, некоторые усматривают негативное влияние Ирана. "По шариату (исламское право) брачный возраст для женщин установлен в 9 (в некоторых случаях в 12), а для мужчин - в 15 лет, вот эти нормы и пытаются внедрить в нашей стране", - говорит пожелавший остаться неизвестным эксперт. "Это же настоящий абсурд", - говорит представитель религиозных властей южного региона Гаджи Миргияс Тахмазов. По его словам, в религии брачный возраст точно не установлен, это зависит от физического и психического созревания лиц.
Кроме того, добавил он, Совет Газиев (исламские судьи) Управления Мусульман Кавказа издал приказ, устанавливающий религиозный брачный возраст соответственно законодательству Азербайджана: 17 лет для женщин, 18 лет - для мужчин. Более того, религиозным деятелям приказано заключать религиозный брак лишь после представления свидетельства о браке. Однако на деле все происходит иначе. "Эти бракосочетания совершаются ахундами в религиозном порядке, лишь после этого невеста становится по шариату законной женой", - говорит Мехман Алиев. При этом, по его словам, за это действие со сторон взимается определенная мзда. Юристы отмечают, что религиозные браки не имеют юридической силы. "Поскольку они не создают между сторонами обязательства ни имущественного, ни наследственного характера", - говорит независимый юрист Радж Раджев.
По словам Раджева, выдача замуж 14-16-летних девочек - это уголовно наказуемое деяние. Статьи N 152 и 153 уголовного кодекса за половое сношение и совершение других сексуальных действий с девочкой, которой не исполнилось 16-и, предусматривают наказание в виде лишения свободы от 2-х до 3-х лет. Специалисты констатируют, что ранние браки создают проблемы и другого рода. Рожденные от этих браков дети долгое время не могут получить свидетельства о рождении, а за неимением документов они принимаются в школу с задержкой. "Да и кроме того, эти дети рождаются дома, в несоответствующих медицинских условиях, что часто приводит к неполноценности ребенка", - говорит Мехман Алиев. "А что станет с их воспитанием. Как мать, еще играющая с куклами, не имея ни образования, ни навыков воспитания, сможет дать обществу полноценного гражданина?!" - вопрошает Байрамова. Она считает, что женщины в этом вопросе практически беззащитны, да и пропаганда не ведется должным образом. Неправительственных организаций, занимающихся женскими проблемами, можно пересчитать по пальцам. Поэтому она предлагает для частичного решения проблемы создание в регионе Женского антикризисного центра, куда дети-невесты могли бы обращаться за профессиональным советом.
Сейчас отец Лейлы и ее муж находятся в России. А она уже пришла в себя. Большая коричнево-красная кукла с золотистыми волосами и синими глазами - ее единственное утешение. Но когда она слышит радостный визг или видит играющих на улице детей, по ее лицу ручьями текут слезы.
Замин Таиров
Опубликовано 11 ноября 2004 года
источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25
-
24 ноября 2024, 15:26
Жительница Железноводска задержана после пацифистских высказываний
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29