Грузия: скандал вокруг контрабанды
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Руководство города Гори, находящееся на передовой линии борьбы против контрабанды, отрицают поток обвинений в том, что они оказались сами причастны к этому бизнесу, злоупотребляя властью.
"Несмотря на громогласные заявления, на самом деле главной целью новых местных властей после революции [в ноябре 2003 года] было не пресечь контрабанду, а получить ее в свои руки", - говорит председатель горийского районного офиса партии "Новые правые" Мамука Паниашвили.
Такие обвинения получили определенное подтверждение в середине марта, когда прокуратура Грузии представила доказательства того, что ряд полицейских чинов региона Шида Картли (Гори является центральным городом этого региона) участвуют в перевозке контрабандных грузов.
После этого было уволено все руководство местной полиции, в том числе начальник полиции региона Александр Сухиташвили. Против главы полиции Карельского района Бесариона Гиоргашвили и двоих его заместителей возбуждено уголовное дело.
"Никто не дождется, чтобы власти Грузии деградировали!", - заявил после ареста полицейских президент Михаил Саакашвили.
Тем не менее, в адрес назначенных на должности президентом Саакашвили губернатора Шида Картли Михаила Карели и министра обороны Ираклия Окруашвили, друзей с детства, продолжают звучать обвинения в покровительстве контрабандистам. Оба они опровергают эти обвинения.
Контрабандный путь
Суть скандала связана с торговыми отношениями между Шида Картли и Южной Осетией, которая больше десятилетия назад в одностороннем порядке заявила о независимости и самовольно вышла из политического и экономического подчинения Тбилиси.
На протяжении многих лет на границе с Южной Осетией, в 20 километрах от Гори, в селе Эргнети действовал рынок, который служил перевалочным пунктом для завозимой из России без выплаты налогов товаров - в основном, продуктов питания, а также бензина. Так как в регионе почти невозможно найти работу на законных основаниях, контрабанда оставалась единственным способом выживания как для грузин, так и для осетин, и те и другие мирно торговали вместе на рынке.
По оценке губернатора Карели, в пиковые периоды незаконный рынок имел годовой оборот 120 миллионов долларов. По его словам, 80 процентов потока контролировали осетины, остальное - грузины.
Летом прошлого года руководство Грузии объявило кампанию борьбы с контрабандой. Эргнетский рынок был закрыт, но кампания перешла в военную операцию, которой руководил являвшийся тогда министром внутренних дел Ираклий Окруашвили. Остановить военное развитие событий, приведшее к гибели до 20 человек с обеих сторон, удалось в конце лета при вмешательстве OSCE и других международных организаций.
По официальным заявлениям, в результате этой операции было полностью пресечено передвижение по этому направлению контрабандных грузов. Это достижение было объявлено одним из самых крупных успехов новых грузинских властей.
Контролировать передвижение грузов было поручено 750 полицейским и 200 спецназовцам, сотрудникам финансовой полиции и МГБ. С тех пор серьезные партии контрабанды не задерживались. Жертвами правоохранителей становились контрабандисты с авоськами.
Однако, местное население утверждает, что перевозка контрабандных грузов продолжается, изменились лишь способы. В магазинах в Гори открыто продаются контрабандные сигареты, масло, мука и другие пищевые продукты.
"Контрабанда поступает в прежних объемах, изменилось только одно обстоятельство: если раньше этим занимались рядовые граждане, теперь ее завозят только 4-5 влиятельных людей", -сказал IWPR житель Гори Гайоз Церетели.
"Объемы контрабанды остались теми же. Разница в том, что теперь ее ввозят только высокопоставленные чиновники и их приближенные. Никто другой теперь уже не посмеет этим заниматься", - говорит журналист региональной газеты "Триалети" Саба Цицикашвили.
Житель Гори, который не захотел себя назвать, рассказал IWPR, что "товар завозят на трайлерах, и это происходит к 6 часам утра. Все знают, что по трассе едут машины зятя высокопоставленного чиновника. Полиция знает номера этих машин и не останавливает их".
С этими обвинениями согласен и недавно назначенный высокопоставленный чиновник полиции, не захотевший назвать свое имя. "Реально с контрабандой здесь никто не борется, - сказал он IWPR. - Грузинское село Никози расположено на основной трассе, ведущей из России. Но сотрудники отряда спецназа размещены почему-то не на въезде в село, а на выезде. В итоге контрабанда свободно доставляется в село, перераспределяется и затем вывозится по всем направлениям".
"Если ожидается прибытие большой партии контрабандного груза, сотрудники правоохранительных органов выводятся по ложному вызову на другую территорию, чтобы они случайно не натолкнулись на груз влиятельных людей".
По этим и другим вопросам IWPR попытался получить разъяснения в министерстве внутренних дел Грузии, но представители министерства отказались давать интервью.
Высшие чины отрицают причастность к контрабанде
Представитель партии "Новые правые" Пикрия Чихрадзе в начале апреля представила журналистам полученные в результате собственного расследования данные. По ее утверждению, в Шида Картли действуют три группы по ввозу контрабанды, имеющие покровителей в верхах.
Она открыто назвала одну из этих групп - "Тквиавскую", осуществляющую контрабандный ввоз сигарет и масла в Тбилиси и Западную Грузию под покровительством губернатора Карели.
Покровитель Карели, министр обороны Окруашвили, ответил на обвинение Чихрадзе презрительной насмешкой, заявив на пресс-конференции 4 апреля, что "это обвинение так же абсурдно, как утверждение о том, что Пикриа Чихрадзе и Давид Гамкрелидзе [лидер партии "Новые правые"] получают прибыль от проституции".
После увольнения начальников полиции в Гори, Окруашвили признал, что "контрабанда по-прежнему завозится в страну в больших количествах". Однако обвинения в своей причастности к контрабанде министр опроверг, заявив журналистам в марте: "Нет человека, который докажет, что у меня были дела с Карели, и я якобы договорился с ним о провозе контрабанды".
Месяц назад в интервью с IWPR Михаил Карели заявил, что его самого и его семью обвиняют те люди, которые потеряли возможность получать прибыль от торговли контрабандными товарами. "Есть множество людей, которым мы перекрыли пути доставки нелегального товара. Они обижены на меня и придумывают, что мои зятья контрабандисты", - говорит он.
14 марта, на второй день после того, как Саакашвили сделал публичное заявление о проблемах, существующих в Гори, Карелии в интервью газете "24 саати" сказал: "Я не могу сказать, что контрабанда пресечена на 100 процентов, но на 90 процентов точно пресечена".
IWPR пытался получить дополнительную информацию в министерстве внутренних дел, а также у Окруашвили и Карели. Министерство и Окруашвили отказались, а Карели сообщил через секретаря, что у него "нет времени" на беседы.
Руководство Гори получает в дар от бизнесменов их внушительное имущество
Губернатор Шида Картли, а также другие чиновники в Гори подвергаются и другим критическим нападкам - их обвиняют в злоупотреблении властью и присвоении чужого имущества.
После "революции роз" 2003 года к сегодняшнему дню оказалось, что сразу несколько частных предприятий в Гори оказались во владении нового руководства города. Передача имущества была названа "дарами".
"Граждане добровольно изъявили желание передать имущество. Не могли же мы им помешать", - заявил IWPR глава горийской администрации Нугзар Папунашвили, комментируя целый список имущества, подаренного за последний год муниципальным властям.
Прежние владельцы заявляют о принуждении при передаче предприятий
Однако, многие дарители, с которыми IWPR беседовал, говорят, что до передачи имущества они подвергались интенсивному давлению со стороны властей, а в некоторых случаях были даже отправлены в тюрьму. Вопреки заявлениям Папунашвили, они утверждают, что рассматриваемое имущество по закону принадлежит им, и имеются документы, подтверждающие это.
50-летний бизнесмен Джемал Циклаури, подаривший администрации свой рынок под названием "Лиахви", сказал IWPR: "Миша Карели пришел и потребовал рынок. Когда я отказал, меня арестовали".
По его словам, проблемы с сотрудниками правоохранительных органов начались в январе 2004 года из-за отсутствия на рынке контрольных весов. После четырехмесячного заключения в апреле 2004 года Джемал Циклаури был вынужден передать свое имущество местной администрации - подарил рынок, оцененный в 228 тысяч лари (125 тысяч долларов).
В этом и многих аналогичных случаях передачу имущества оформлял один и тот же нотариус, Малхаз Махарашвили, который рассказал IWPR, что к Циклаури его доставили в тбилисскую тюрьму №1, где и были подписаны все документы. "Я предлагал: "Пусть он выйдет из тюрьмы, и тогда мы все подпишем", но они настояли, чтобы все было подписано в тюрьме", - сказал Махарашвили.
В марте губернатор Карели заявил IWPR, что передача имущества - это "восстановление справедливости". "Все они незаконно заполучили это имущество во времена [бывшего президента Эдуарда] Шеварднадзе", - заявил Михаил Карели. На вопрос, почему незаконность обладания этим имуществом не была установлена законным путем, ответ был таким: "Мы строим государство, и судебные процессы нам не нужны, мы и так знаем, кому что принадлежит".
Похожая история произошла с розничным рынком "Коммерсант-95". В июне 2004 года прокуратура Горийского района наложила арест на документацию предприятия "Коммерсант-95" по обвинению в укрытии налогов, а когда директор предприятия и одновременно его совладелец Теймураз Блуашвили не согласился с промежуточным актом, составленным прокуратурой, его арестовали.
После 48-часового заключения Блуашвили, у которого больное сердце, доставили в горийский районный суд. "Меня вывели из тюрьмы, доставили в суд, к судье Гочиташвили, и вынудили признаться. Если бы я не признался, меня вернули бы обратно. Меня также заставили передать 88 процентов всего дела от имени 12 партнеров. Когда я спросил, кому будут принадлежать остающиеся 12 процентов, мне сказали, что это - не мое дело. Как мне кажется, прокуратура была исполнителем, а заказчиком было руководство губернии", - сказал IWPR Блуашвили.
Таким же образом были подарены администрации Горийского района и 22 процента местного предприятия "Горкони". Хотя его владелец Марина Китиашвили подписала с администрацией акт о продаже, согласно которому за акции заплатили 19300 лари, по утверждению Китиашвили, на самом деле администрация Горийского района эту сумму не заплатила.
"Вы ведь знаете, какое сейчас время. Наверное, поймете, что я не могу ничего говорить", - сказала Марина Китиашвили и отказалась разглашать дальнейшие детали "продажи".
Среди имущества, приобретенного администрацией района, числится и центральный стадион в Гори. Согласно нотариально заверенному акту, владелец Гоча Ломидзе по своей воле подарил администрации района это спортивное сооружение, оцениваемое в 56425 лари.
По словам главы местной администрации Папунашвили, ведется оформление документов на аналогичную передачу принадлежащего Мириану Окрошашвили ООО "Форте", горийского мучного комбината, одного из крупнейших предприятий региона, цена которого составляет 500000 долларов. Окрошашвили, как и большинство бизнесменов, опасается встречаться с прессой и не делает комментариев.
На вопрос IWPR, не принуждают ли предпринимателей дарить имущество, Папунашвили рассерженно сказал: "Я не понимаю, вы - журналист или прокурор?"
Нана Виланишвили, корреспондент телеканала "Рустави-2", Тбилиси
Опубликовано 21 апреля 2005 года
источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39