Участник захвата школы в Беслане Кулаев: часть заложников могли отпустить в обмен на переговоры с властями
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Нурпаши Кулаев
Сегодня в Верховном суде Северной Осетии продолжился процесс по делу участника захвата школы в Беслане Нурпаши Кулаева. Из тридцати потерпевших на допрос явились только двое - Людмила Плиева и Зита Сидакова, сообщает корреспондент "Кавказского узла". Еще две группы потерпевших от теракта ходатайствовали об участии в процессе их законных представителей. Ими стали адвокаты Ткаченко и Караев. Напомним, что на предыдущем заседании, 1 июля, пострадавшие также заявили об участии в процессе их представителя Таймураза Чеджемова, известного своей оппозиционной деятельностью в отношении бывшего президента Северной Осетии Александра Дзасохова.
Сегодня в стенах Верховного суда продолжили выяснять обстоятельства захвата и последующего штурма школы. "У меня в школе погибла сестра с племянницей, - рассказывает Людмила Плиева. - Первого я ехала к ним в школу, на линейку. С нами параллельно ехала машина, ГАЗ 66, как потом оказалось, эта машина и везла боевиков. Но даже на дороге я обратила на нее внимание: подумала, это транспортное средство по техническим причинам нельзя допускать на дороги, у нее был обшарпанный брезент, она была в ужасном состоянии. Как она могла не привлечь внимание постовых, не знаю".
Потерпевшая Плиева нарисовала схему расположения боевиков во время захвата школы в Беслане, объяснила судье Тамерлану Агузарову и группе гособвинения принцип построения схемы: "Только эта машина поравнялась со школой, скидывается брезент, и оттуда начинают выскакивать боевики. Все в камуфляже, кто с масками, кто без. Они были с рюкзаками, но в них не могло быть оружие, они не прогибались от тяжести, были легкие. В них могло быть что угодно, еда, медикаменты, только не оружие". На схеме Плиева отразила четырех шахидок, утверждая, что именно такое количество женщин видела среди боевиков. На это подсудимый Нурпаши Кулаев ответил, что "шахидок было двое".
Обе допрошенные потерпевшие сходятся во мнении о причинах смерти большого количества заложниках. "Большинство в зале, как это не печально, погибли от своих же, - утверждает Зита Сидакова. - Когда я с детьми убегали из школы после взрывов, там многих еще можно было спасти. Там горели живые люди, пожарники не вовремя сделали свое дело". "Школу бомбили гранатометами, это может подтвердить вам мой зять, который в силу должностных обязанностей участвовал в штурме", - говорит Л. Плиева.
Допрашиваемые подняли вопрос о "не прекращавшейся лжи" со стороны руководства республики в первые дни захвата школы. Людмила Плиева рассказывает: "Все три дня мы (родственники и близкие заложников - прим.КУ) провели в Доме культуры, ждали новостей со школы. К нам постоянно заходили и врали. Врал Дзасохов (бывший глава республики - прим.КУ), врал Дзантиев (бывший министр внутренних дел Северной Осетии - прим.КУ). Они говорили нам, что никакие требования боевики не выдвигают, что выкинули из школы пустую видео кассету. Уже первого числа мы выяснили, что заложников не меньше 988 человек, второго у нас была цифра в 1088. А наше руководство продолжало лгать".
Между тем, адвокаты, представляющие сторону потерпевших в суде задали подсудимому Кулаеву несколько вопросов.
- На допросе 4 сентября вы отказались давать какие-либо показания, так написано в протоколе. Но затем рассказали, что было в школе. Что заставило вас изменить показания?
Н.Кулаев: Я нигде не отказывался, меня тогда избили, и я все рассказал. Мне что говорили подписывать, то я и подписывал.
- Вы говорили, что в школу ехали без оружия. Когда вам дали автомат?
Н.К.: В школе.
- На допросе шестого числа вы сказали, что оружие вам дали в лесу.
Н.К.: Шестого меня вообще не допрашивали. Просто постоянно избивали. Меня били часами, когда я говорил, что оружие мне дали в школе. Тогда я и сказал, что автомат мне дали в лесу.
- Какие требования выдвигал Полковник?
Н.К.: Вывод войск из горных районов Чечни. Требовал на переговоры придти Дзасохову, Зязикову, Рошалю.
- На ваш взгляд, если бы Дзасохов вошел в школу, его бы расстреляли?
Н.К.: Нет, Полковник говорил, что обещает им жизнь. Ему нужны были только переговоры. Но за каждого обещали выпускать по 150 человек. Дзасохову, Зязикову и Рошалю ничего не грозило, я думаю, их бы не убили.
"Сами себя продали, - заявила в заключение процесса потерпевшая Сидакова.- Нормально бы работали, и правительство, и милиция, этого бы не случилось. Сейчас любой гаишник пропустит тебя с гранатой. Даже ориентировка была прошлым летом, знали ведь, что-то готовится...".
Председательствующий на процессе по делу участника захвата школы в Беслане Нурпаши Кулаева руководитель Верховного суда Северной Осетии объявил перерыв до 7 июля 2004 года.
Напомним, что в результате теракта в Беслане погибли 330 человек: 317 заложников, один житель Беслана, принимавший участие в спасении заложников, а также два работника МЧС и 10 сотрудников спецназа.
-
24 ноября 2024, 16:25
-
24 ноября 2024, 15:26
Жительница Железноводска задержана после пацифистских высказываний
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29
-
24 ноября 2024, 10:36
-
24 ноября 2024, 09:42